Дело № 2-33/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Г. Велиж 16 марта 2010 года
Велижский районный суд Смоленской области
В составе:
Председательствующего (судьи) Корнева В.В.,
при секретаре: Доценко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева В.Г. к Администрации МО «Селезневское сельское поселение» и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 России по Смоленской области (далее по тексту - МРИ ФНС № 7 по Смоленской области) о признании права собственности на земельные паи в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
Ковалев В.Г. обратился в суд с иском к Администрации МО «Селезневское сельское поселение» и МРИ ФНС №7 по Смоленской области о признании права собственности в порядке наследования на земельные паи, размером по 3,3 га каждый, оставшиеся после смерти: отца - К., умершего ** **г., и матери - Н., умершей ** **г..
В обоснование иска сослался на то, что в собственности отца и матери, на основании свидетельств о праве собственности на землю, находились земельные участки в размере по 3,3 га у каждого. Данные земельные паи в натуре не выделены и находятся в составе земельного участка с кадастровым номером ** с местоположением: Смоленская область, Велижский район, территория бывшего ТСОО «С.». После смерти родителей всё их наследство было фактически принято истцом, но за принятием наследства он не обращался ввиду невозможности оформления права собственности на земельные паи у нотариуса в связи с отсутствием кадастровых номеров и других необходимых реквизитов земельных участков, позволяющих выделить их из общей массы, к тому же было утеряно свидетельство о праве собственности на землю матери - Н.. Кроме того, он являлся постоянным жителем другого региона страны - С.Петербурга, что создавало определенные сложности в своевременном обращении за наследованием имущества. Поэтому просит суд признать за ним право собственности на имущество родителей в порядке наследования.
Представитель истца - Кривцова Ю.А., действующая на основании доверенности л.д. 10), поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении.
Представители ответчиков: Администрации МО «Селезневское сельское поселение» и МРИ ФНС № 7 России по Смоленской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены; просили дело рассмотреть в их отсутствие; против удовлетворения исковых требований не возражали (ч. 4 ст.167 ГПК РФ).
Представители третьих лиц на стороне ответчика: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество) по Смоленской области и Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области, также в судебное заседание не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещались; просили дело рассмотреть в их отсутствие; возражений против удовлетворения иска не высказали; неявка не является препятствием к рассмотрению спора по существу (ч.3 ст.167 ГПК РФ).
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в настоящем судебном заседании, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
1. Как следует из письменных материалов дела:
** ** года умер К. (отец истца, свидетельство о смерти,л.д. 6). Открылось наследство (ч. 1 ст. 1114 ГК РФ).
** ** года умерла Н. (мать истца, свидетельство о смерти,л.д. 7), что указывает на время и место открытия наследства (ст.1114-1115 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю ** от ** **г., кадастровой выписке о земельном участке, К. (отец истца) имел в собственности земельный пай, площадью 3,3га, где 2,5га - пашни, на основании Постановления Главы администрации Велижского района от ** ** г. № ** л.д. 5, 12).
Н. (мать истца) в соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от ** ** г. имела в собственности земельный пай, площадью 3,3га л.д. 11). Тот факт, что свидетельство о праве собственности на землю Н. было утеряно, в данном случае не может свидетельствовать об утрате ею принадлежащего ей права на земельный пай. О её праве на земельный пай достоверно свидетельствует то обстоятельство, что сведения о принадлежности правообладателю Н. доли в размере 33000 кв.м. в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ** на основании Постановления Главы администрации № ** от ** ** г., ** ** г. внесены в государственный кадастр недвижимости л.д. 11).
Согласно статье 5 Закона РСФСР от 23.11.1990 N374-1 "О земельной реформе" колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно (статья 8 Закона РСФСР от 23.11.1990 N374-1 "О земельной реформе»).
ТСОО «С.» являлось правопреемником совхоза «С.», созданное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (далее - Указ от 27.12.1991 N323).
Пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N708 и разработанного на основании Указа от 27.12.1991 N323, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Исходя из пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (далее - Указ от 27.10.1993 N1767) в редакции, действовавшей до 25.01.1999, каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Собственники земельных долей (паев) без согласия других сособственников имели право передавать ее по наследству.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 N337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" (далее - Указ от 07.03.1996 N337) собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; продать земельную долю; подарить земельную долю; обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.
Названный Указ предусматривал возможность передачи земельных долей по наследству.
Следовательно, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли.
Из материалов дела и объяснений истца следует, что ТСОО «С.», ликвидированное ** ** г., являлось правопреемником совхоза «С.» (протокол учредительного собрания по организации коллективного предприятия /ТСОО/ от ** ** г., выписка из ЕГРЮЛ,л.д. 34-35).
Постановлением А. от ** ** г. № **, совхозу «С.» было предоставлено в коллективно-долевую собственность 3908га сельхозугодий, в том числе 3021га пашни л.д. 9).
Из протокола учредительного собрания трудового коллектива совхоза «С.» от ** ** г. видно, что был установлен размер земельного пая 4,6га, в том числе сельскохозяйственных угодий 3,3га по конкретным лицам, согласно списку л.д. 34).
Администрацией Селезневского сельского поселения, на основании Постановления А. от ** ** г. № **, К. и Н. были выданы свидетельства о праве собственности на землю на земельные паи - по 3,3 га, в том числе сельхозугодий - 3,3 га, из них пашни - 2,5 га л.д. 5, 11, 12).
Согласно пункте 9 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Согласно выписок из государственного кадастра недвижимости, земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, находящийся на территории бывшего ТСОО «С.» Велижского района Смоленской области, предназначенный для сельскохозяйственного производства, площадью 38 690 000 кв.м., с кадастровым номером: **, находится в общей долевой собственности, с датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - ** ** г., и за Н. и К. зарегистрированы доли размером в 33000 кв.м., с кадастровой стоимостью 28096 руб. 20 коп. каждый л.д. 11-12).
Из ответа Руднянского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области от ** ** г. видно, что сведения о правах на земельный участок № **, отсутствуют л.д. 36).
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 24.07. 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ** **г. деятельность ТСОО АП «С.» прекращена в связи с ликвидацией по решению арбитражного суда л.д. 35).
Представитель истца в судебном заседании показала, что земельный пай К. и Н. не вносился в какие-либо хозяйства как вклад и не выделялся в виде земельных участков.
Принимая во внимание, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку она реально не выделялась в натуре как земельный участок со своими границами, качественными и количественными характеристиками, признаками вещи, она (доля) может наследоваться по закону и завещанию.
Таким образом, выше приведенные документы подтверждают право собственности К. и Н. на земельные паи (доли) в составе земельного участка, находящегося на территории ТСОО «С.» Велижского района Смоленской области, с кадастровым номером: **, которые не вносились в уставной капитал ТСОО «С.» и право на него наследодателями утрачено не было иным образом, в связи с чем земельные паи подлежат включению в наследственную массу К. и Н.
2. В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как следует из письменных материалов дела, Ковалев В.Г. (истец) является сыном К. и Н. (свидетельство о рождении,л.д. 8).
** ** года К. (отец истца) - умер л.д. 6).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ** ** г., наследником имущества К., умершего ** ** г., является его сын - Ковалев В.Г., в том числе 1/2 доли ввиду отказа в его пользу жены наследодателя - Н.. Наследственное имущество, на которое выдано свидетельство, состояло из денежного вклада (наследственное дело,л.д. 29).
В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Следовательно, Ковалев В.Г. после смерти отца К., принял все причитающееся ему наследство, в том числе и земельный пай.
В соответствии со ст. 1153 ГК признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
** ** года умерла Н. (мать истца) л.д. 7), и как указывает истец, он распорядился оставшимся после нее имуществом, то есть фактически принял наследство (ст. 1153 ГК РФ).
Согласно сообщению нотариуса по Велижскому нотариальному округу, наследственное дело после умершей Н. не заводилось л.д. 22).
Таким образом, исходя из анализа выше приведенных доказательств следует признать, что поскольку спора по поводу наследственного имущества не имеется, имеется возможность признать за истцом право собственности на наследственное имущество в виде земельных паев, принадлежавших на праве собственности К. и Н., то есть удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Признать за Ковалевым В.Г. право собственности на земельный пай (долю) в размере 33000 кв.м., из них: 2,5га - пашни, из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 38690000 кв.м., расположенный на землях бывшего ТСОО «С.» Велижского района Смоленской области, кадастровый номер: **. в порядке наследования после смерти отца - К., умершего ** ** года.
2. Признать за Ковалевым В.Г. право собственности на земельный пай (долю) в размере 33000 кв.м., из них: 2,5га - пашни, из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 38690000 кв.м., расположенный на землях бывшего ТСОО «С.» Велижского района Смоленской области, кадастровый номер: **. в порядке наследования после смерти матери - Н., умершей ** ** года.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись В.В. Корнев