Дело № 2-171/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Велиж 31 августа 2010 года
Велижский районный суд Смоленской области
В составе: Председательствующего - судьи Романова А.В.,
при секретаре Козловской А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Т.А. к Отделу Пенсионного фонда РФ в Велижском районе Смоленской области (далее по тексту - ОПФ РФ), о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Козлова Т.А. обратилась в суд с иском к ОПФ РФ, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, сославшись на то, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ в отдел Пенсионного фонда РФ в Велижском районе за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, её специальный стаж, как педагогического работника, составлял 25 лет. Однако решением Отдела Пенсионного фонда РФ в Велижском районе от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В добровольном порядке зачтено 24 года 5 месяцев 3 дня. В стаж работы не был включен период обучения в ... педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Считает данное решение необоснованным, так как в период ее обучения в ... педагогическом институте действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которым предусматривалось что время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала или за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Ее обучению в педагогическом институте непосредственно предшествовала, а за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность (л.д.4-5).
В судебном заседании Козлова Т.А. и её представитель - Белотелова В.В, допущенная к участию в деле, на основании заявления истицы, исковые требования поддержали и настаивали на их удовлетворении. Истица также обращает внимание, что в период ее обучения, она проходила производственные практики, работала педагогом в летних лагерях с несовершеннолетними, в связи с чем отработала необходимый специальный стаж.
По определению Велижского районного суда от 16.08.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ) (л.д.1).
Представитель ОПФ РФ и ГУ УПФ РФ - заместитель начальника отдела Пенсионного фонда РФ в Велижском районе Бакалова Г.П., действующая по доверенности, в судебном заседании показала, что исковые требования не признают в полном объеме. В обоснование своих возражении показала, что пенсионное законодательство не включает в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости тот период, на который ссылается Козлова Т.А.. Трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, имеющим стаж работы не менее 25 лет. Однако на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ Козлова Т.А. не имела такого специального стажа; её педагогический стаж составлял 24 года 5 месяцев 5 дней. Период же её обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ... педагогическом институте , в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, в соответствии со Списком утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, не входит. Следовательно, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости она не имеет. Период обучения в педагогических учебных заведениях, с учетом постановления Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959г., мог быть включенным в стаж, дающий право на пенсию на выслугу лет при строго определенных условиях: если 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет и на 01.10.1993г. имелось у истицы 2/3 стажа. По состоянию на 01.10.1993г. стаж педагогической выслуги у Козловой Т.А. составлял 7 лет 9 месяцев 28 дней (требуемый стаж 16 лет 8 месяцев).
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд считает, что иск Козловой Т.А. подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".Как следует из письменных материалов дела, Козлова (В.) Т.А. имеет возраст ... лет (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) (л.д.21,23).
Согласно данным трудовой книжки, копии диплома об образовании, расчета ОПФ РФ о трудовом стаже истицы, она имеет высшее педагогическое образование, общий страховой стаж по состоянию на 07.07.2010г. - 24 года 9 месяцев 23 дня, здесь же специальный педагогический стаж в общеобразовательных учреждениях (восьмилетняя и средняя школы, интернат при общеобразовательной школе), на должностях - воспитатель интерната при школе, воспитатель группы продленного дня, учитель математики - составляет 24 года 5 месяцев 5 дней (л.д.10-11,24,14), что соответствует должностям и учреждениям, указанных в пункте 1 разделов «Наименование должностей», «Наименование учреждений», указанных в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781), а также Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 июля 2005 г. N 440 "Об установлении тождества отдельных наименований должностей" (воспитатель - воспитатель группы продленного дня). Данные периоды работы истицы, как относящиеся к педагогической деятельности и подлежащий включению в специальный стаж, для досрочного назначения трудовой пенсии, ответчик не оспаривает, в связи с чем они не подлежат дальнейшему доказыванию (ч.2 ст.68 ГПК РФ).
Решением ОПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Козловой Т.А. отказано в назначении пенсии, в связи с осуществлением педагогической деятельности, из-за отсутствия 25-летнего стажа, так как имеется только 24 года 5 месяцев 3 дня. Не включен в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, время обучения истицы в ... педагогическом институте (л.д.17-18). Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, специальный стаж у истицы на ДД.ММ.ГГГГ составляет 24 года 5 месяцев 5 дней, что соответствует и данным трудовой книжки, по результатам проверке судом расчета периодов работы истицы.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.В спорный период времени (с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 2 которого предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу п. 4 данного Положения, периоды обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, засчитывались в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Также, в силу п.п.»в» п.3 Приложения 6 к «Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения» (утв. приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94), учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы: время обучения (с отрывом от производства) в аспирантуре, высших, средних специальных учебных заведениях и учительских институтах, а также в партийных, советско-партийных и профсоюзных школах, приравненных к высшим, средним специальным учебным заведениям и учительским институтам.
Указанными нормативными актами был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Как видно из материалов дела Козлова Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в ... педагогическом институте ( л.д.11), по окончании которого ей была присвоена квалификация - «учитель ...» ( л.д. 24). Данному периоду обучению предшествовала, а также непосредственно после него следовала, работа истицы на должностях относящихся к педагогической деятельности, в общеобразовательных учреждениях.
Период обучения Козловой Т.А. в ... педагогическом институте относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
При этом судом учитывается также и период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которое утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1992г. № 953 и не применяется с 01.10.1993г., а оспариваемый истцом период имел место до 01.10.1993г..
С учетом норм п.п.19 п.1 ст.27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность, в связи с чем 2/3 (16 лет 8 месяцев) от данного срока, Козлова Т.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имела, так как стаж работы по педагогической деятельности у нее равен 24 года 5 месяцев 5 дней.
Таким образом, период обучения истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 10 месяцев 3 дня) подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у Козловой Т.А. на это права.
Доводы представителя ответчика о необходимости исчисления 2/3 стажа на день отмены Постановления СМ СССР №1397, то есть на 1.10.1993г. являются необоснованными, так как противоречат принципу правой определенности, позиции Конституционного Суда РФ. Указанный оспариваемый период подлежит включению в стаж работы по специальности истицы независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права у истца на досрочное назначение пенсии по старости.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, Козлова Т.А. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.
По состоянию на дату обращения истца (ДД.ММ.ГГГГ л.д.6-9) в Пенсионный фонд, истица имеет требуемый 25 летний стаж по педагогической деятельности и имеет право на назначение ей пенсии с даты обращения, в связи с чем отказ Пенсионного фонда в назначении пенсии является необоснованным.
Согласно ст. 36 ГПК РФ, гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
С учетом положений ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом является организация, которая и может выступать в суде, в качестве истца или ответчика и нести обязанности.
ОПФ РФ в Велижском районе является обособленным подразделением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Руднянском районе Смоленской области, и не имеет прав юридического лица, что подтвердил представитель ответчика, в связи с чем не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу и нести обязанности, в связи с чем в удовлетворении иска к ОПФ РФ, следует отказать. Надлежащим ответчиком по настоящему делу выступает ГУ УПФ РФ - как юридическое лицо, в непосредственном подчинении которого и находится ОПФ РФ.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ ответчик обязан возместить истцу расходы по госпошлине в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
1. Признать право Козловой Т.А. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области включить в педагогический стаж Козловой Т.А. период обучения в ... педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Козловой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, с ДД.ММ.ГГГГ.
2. Признать решение отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Велижском районе Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Козловой Т.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, необоснованным.
3. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Руднянском районе Смоленской области в пользу Козловой Т.А. 200 (двести) рублей в возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись А.В. Романов