Дело № 2-15/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Велиж 23 апреля 2010 года
Велижский районный суд Смоленской области
В составе: Председательствующего - судьи Романова А.В.,
при секретаре Козловской А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева В.И. к Управлению Роснедвижимости по Смоленской области (далее по тексту - Роснедвижимость), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 России по Смоленской области (далее по тексту - МРИ ФНС № 7), Администрации МО «Велижский район», Администрации МО «Беляевское сельское поселение», Харенкиной З.Я., Шестаковой Г.А., о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев В.И. обратился в суд с иском к Г., Н., Территориальному отделу № Роснедвижимости, о признании за ним права собственности на жилой дом, с кадастровым №, общей площадью 45,0 кв.м. и земельный участок, площадью 0,06 га., расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требовании истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи он приобрел жилой дом в <адрес> за 6000 руб. у Харенкиной З.Я.. При его обращении в 2009г. в Роснедвижимость для регистрации земельного участка ему отказали в этом, так как отсутствовала надлежащая выписка из похозяйственной книги, документы на дом. Полученная им выписка из похозяйственной книги №, по счету № от ДД.ММ.ГГГГ, на имя Е., является основанием для признания за ним права собственности на дом и землю (л.д.6-7,24).
В последующем истец уточнил свое требование, в части признания за ним права собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, указав его площадь, в размере 0,25 га., с учетом выписки из похозяйственной книги за 1965г. на Е., являвшуюся собственницей земельного участка. Свое право собственности на дом и земельный участок, истец основывает на договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
По определению суда от 12.01.2010г. была произведена замена ненадлежащих ответчиков в лице Г., Н., Территориального отдела № Роснедвижимости, на Управление Роснедвижимости по Смоленской области (л.д.75).
Представитель Роснедвижимости - Мигланова И.В., действующая по доверенности (л.д.64) возражении по иску не имеет, в обоснование чего показала, что причиной отказа истцу в постановке земельного участка на кадастровый учет является отсутствие надлежащих документов подтверждающих право собственности истца на дом. Считает, что истец должен решить вопрос о праве собственности на дом, с наследниками Е.. При представлении истцом документов подтверждающих его право собственности на дом, они внесут в кадастр недвижимости данные о земельном участке, с учетом выписки из похозяйственной книги на предыдущего собственника, без необходимости предоставления истцом кадастрового плана земельного участка.
По определениям суда от 23.12.2009г., 12.01.2010г. к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены - Харенкина З.Я., Шестакова Г.А., МРИ ФНС №7 по Смоленской области, Администрация МО «Велижский район», Администрация МО «Беляевское сельское поселение», в качестве 3-его лица - Управление Федеральной Регистрационной службы по Смоленской области (далее по тексту - УФРС по Смоленской области) (л.д.2,76).
Харенкина З.Я. в судебном заседание показала, что с иском согласна, возражении не имеет, подтверждает факт продажи дома истцу, с получением 6000 рублей от него, которые она передала Шестаковой А.. Данный жилой дом ее собственностью не является, каких-либо доверенностей на его продажу она также не имеет, по устной просьбе Шестаковой Г.А. она продала дом истцу. Данный жилой дом ранее принадлежал Е., которая в 1995г. умерла о чем знает по слухам, а данным домом впоследствии пользовались в летнее время «москвичи» - Шестакова Г.А..
Представитель Администрации МО «Беляевское сельское поселение» - Осипова В.С. (Глава муниципального образования) с иском согласна, считает что истец должен решить вопрос о праве собственности на дом, с наследниками Е., которая значится по похозяйственной книги собственником дома приобретенного Алексеевым В.И.. ДД.ММ.ГГГГ истец заключил договор купли-продажи дома, однако документов подтверждающих его права на земельный участок не представил, что не позволяет вносит данные о принадлежности ему земельного участка при доме в похозяйственную книгу.
Шестакова Г.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена, в представленном в адрес суда в порядке выполнения судебного поручения протоколе судебного заседания от 09.03.2010г. указала о своем согласие на рассмотрение дела в ее отсутствие (л.д.141), что не препятствует рассмотрению настоящего дела (ч.5 ст.167 ГПК РФ).
Из оглашенных объяснении Шестаковой Г.А. в порядке ч.2 ст.174 ГПК РФ видно, что иск признает, однако право собственности на дом она не приобретала, пользовалась домом как дачей в летний период с согласия дочери Е., уплатив ей за аренду дома единовременно денежную сумму. Договор купли-продажи или аренды дома с Алексеевым В.И. не заключала, доверенностей Харенкиной З.Я. на продажу дома не давала. Полученные Харенкиной от истца деньги в сумме 6000 рублей, были взяты за аренду дома и переданы ей. Продажу дома Алексееву В.И. не подтверждает (л.д.141).
Представители МРИ ФНС №7 по Смоленской области, Администрации МО «Велижский район», УФРС по Смоленской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, в представленных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, что не является препятствием к рассмотрению дела (л.д.52,86,114,157, ч.3,5 ст.167 ГПК РФ).
В представленных Администрацией МО «Велижский район» объяснениях на иск указали, что возражении по иску не имеют, земельных участков находящихся в муниципальной собственности на территории д.<адрес> нет, истец к ним по вопросу предоставления земли не обращался (л.д.52).
В представленных УФРС по Смоленской области письменных объяснениях по иску указали, что сведении о приобретении права собственности на дом Харенкиной З.Я. не имеется, в связи с чем продавать дом она могла только при наличии доверенности от собственника или наследников. В отношении земельного участка Е., умершей в ДД.ММ.ГГГГ, то он является государственной собственностью и не может быть предметом купли-продажи. Оформление права собственности на земельный участок в упрощенном порядке истец не имеет возможности, так как данным земельным участком он стал пользоваться с 2006г., в связи с чем должен обращаться в Администрацию МО «Велижский район» для оформления прав на землю, в случае признания судом его прав на дом.
Выслушав объяснения истца, ответчиков, огласив письменные возражения ответчиков и 3-его лица, исследовав письменные доказательства находящиеся в материалах настоящего дела и обозренные в судебном заседание, суд считает иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (ч.2 ст.218 ГК РФ).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (ч.2 ст.8 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (ч.2 ст.223 ГК РФ).
Из содержания искового заявления видно, что Алексеев В.И., считая свои права и законные интересы нарушенными, использовал предусмотренный статьей 12 ГК РФ способ защиты гражданских прав, предъявив иск о признании за ним права собственности на недвижимое имущество, приобретенное им по договору купли-продажи.
Из письменных доказательств по делу видно, что права на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный №, общей площадью -45,0 кв.м., не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ни за истцом, ни за иными лицами (л.д.116,132).
Согласно выписок из похозяйственных книг, жилой дом в д. <адрес>, 1947 года постройки, общей площадью 30 кв.м., жилой площади 25 кв.м., принадлежал Е., 1909 г. (л.д. 13, 61,133). Данное обстоятельство в части касающейся собственника жилого дома, которым является Е., никто из сторон не оспаривает, признавая данное обстоятельство, в связи с чем суд не считает его дальнейшему доказыванию (ч.2 ст.68 ГПК РФ).
По данным БТИ <адрес>, сведений о регистрации права собственности на Е. у них не имеется, с учетом выписок из похозяйственной книги, данный дом принадлежит Алексееву В.И. (л.д.139).
Алексеевым В.И. в связи с отсутствием документов подтверждающих сдачу жилого дома в эксплуатацию, с учетом положении п.4 ст.25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ч.3 ст.43 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», был получен ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <адрес>, кадастровый паспорт на индивидуальный жилой дом, с инвентарным №, расположенный в д.<адрес>, общей площадью 45,0 кв.м. (л.д.15). Стоимость данного дома на ДД.ММ.ГГГГ составляет - 40339 руб. (л.д.88).
Представитель Администрации МО «Беляевское сельское поселение» в судебном заседании подтвердила факт нахождения данного дома в д.<адрес>, где ранее проживала Е..
ДД.ММ.ГГГГ между Алексеевым В.И. и Харенкиной З.Я.был заключен договор купли-продажи жилого дома с надворными постройками, находящиеся в д.<адрес>, по цене - 6000 рублей (л.д.10,56). Данный договор был исполнен сторонами, что они подтверждают в судебном заседание, факт получения денег в размере 6000 руб. подтверждает и Шестакова Г.А. (л.д. 25,55,91,141).
В судебном заседание, истец уточнил свое требование в части касающейся недвижимого имущества указав, что он просит признать за ним право собственности на основании договора, что и является предметом рассмотрения суда, с учетом положении ч.3 ст.196 ГПК РФ.
Харенкина З.Я., а также Шестакова Г.А. в судебных заседаниях показали, что собственником данного дома являлась Е., а после ее смерти в 1995г. ее дочь проживающая в г.Витебске или Витебской области, которая предоставила в пользование данный жилой дом Шестаковой Г.А., что свидетельствует о фактическом принятии наследства наследником, доказательств подтверждающих иное суду не представлено.
Сведении об отказе от наследства наследников собственника дома, приобретенного истцом у Харенкиной З.Я., у суда не имеется (л.д.135). Доказательств подтверждающих переход права на недвижимое имущество от собственника (наследников) к Шестаковой, которыми являются государственная регистрация перехода прав, с учетом положении ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в адрес суда не представлено.
Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, указывают на отсутствие правомочии собственника у Харенкиной, Шестаковой, при распоряжении ими жилым домом ранее принадлежащим Е., путем заключения договора купли-продажи с истцом, что в силу ст.168 ГК РФ), что влечет ее недействительность и как следствие этому, отсутствие основания для возникновения права собственности у истца на жилой дом, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд также отмечает о не проявлении истцом разумной осмотрительности и заботливости при совершении сделки с Харенкиной З.Я. в части проверки полномочии продавца по распоряжению недвижимым имуществом, наличие необходимых документов для государственной регистрации перехода права, при этом Харенкина и Осипова показали, что они говорили истцу при покупке дома, что собственником является иное лицо.
Вопрос о добросовестности приобретателя жилого дома не является обстоятельством позволяющим признать право истца на дом, так как избранный им способ защиты своего права, путем признания за ним права собственности, не свидетельствует о переходе данного права к истцу, с последующей регистрации в порядке ч.2 ст.223 ГК РФ.
Истец также просит признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 0,25 га., расположенный в д.<адрес>, основанием чему является переход к нему права собственности на жилой дом, по договору купли-продажи, с учетом предоставления ранее данной земли Е., согласно выписок из похозяйственных книг.
Из письменных доказательств по делу видно, что данный земельный участок на кадастровом учете не стоит (л.д.26). По данным похозяйственных книг по д.<адрес>: архивные данные за 1967-1966г., Е. имеет в личном пользовании 0,38 га, в том числе под постройками - 0,02 га, под жилыми - 0,01 га. (л.д.133), по данным на 01.11.1990-01.01.1994г., имеет в личном пользовании - 0,25 га. (л.д.61).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № принятым Роснедвижимостью было отказано Алексееву В.И. в постановке на кадастровый учет земельного участка, так как предоставленные для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям п.п.2 п.2 ст.27 ФЗ от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (л.д.42).
Представитель Роснедвижимости показала, что данное решение об отказе было связано непосредственно с договором купли-продажи дома, который вызывал сомнения у них.
Согласно ч.7 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам.
Как было установлен выше, данный договор купли-продажи жилого дома является недействительным, в связи с чем, на основании положении ст.35 ЗК РФ, ст.552 ГК РФ, ст.25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", наличие земельного участка в пользовании Е. предоставленный ей до 30.10.2001г., с учетом положении п.3 ст.3, п.9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», позволяет приобрести его в собственность однократно только собственнику дома (его правопреемнику), в упрощенном порядке.
Так как, Алексеев В.И. приобрел дом по недействительной сделке, то у него не возникает право собственности и на земельный участок, площадью 0,25 га., в порядке правопреемства.
Таким образом, в судебном заседание было установлено о недействительности договора купли-продажи жилого дома, в связи с чем требования истца о признании за ним права собственности на жилой дом и земельный участок, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Алексеева В.И. к Управлению Роснедвижимости по Смоленской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 России по Смоленской области, Администрации МО «Велижский район», Администрации МО «Беляевское сельское поселение», Харенкиной З.Я., Шестаковой Г.А., о признании права собственности на жилой дом, расположенный в д.<адрес>, инвентарный №, общей площадью 45,0 кв.м., на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между Харенкиной З.Я. и Алексеевым В.И., и о признании права собственности на земельный участок, площадью 0,25 га, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке перехода права собственности на жилой дом, отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: подпись А.В.Романов
а