02.12.2010 - Решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования



Дело № 2-213/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Велиж 2 декабря 2010 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи) Корнева В.В.,

при секретаре Доценко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истратовой Н.С. к МО «Велижское городское поселение» и МРИ ФНС №7 по Смоленской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л :

Истратова Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Велижское городское поселение» и МРИ ФНС РФ № 7 по Смоленской области о признании права собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежавший её матери - К., умершей ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска сослалась на то, что согласно завещанию матери ей было завещано 2/3 доли указанного жилого дома, и 1/3 доля брату - В.. ДД.ММ.ГГГГ брат - В., умер. Принимая во внимание, что на момент смерти матери и брата она проживала в наследственном доме, учитывая, что иных наследников после их смерти не имеется, она фактически приняла наследство после их смерти. Однако при наследовании жилого дома выяснилось, что ныне существующая жилая площадь не соответствует первоначальным правоустанавливающим документам, что породило препятствия в его наследовании. Поэтому просит суд признать за ней право собственности на указанный жилой дом в порядке наследования после смерти матери и брата.

Ответчик Истратов Ю.Г. (сын истицы), привлеченный судом в дело в качестве надлежащей стороны, поскольку согласно наследственному делу ДД.ММ.ГГГГ призывался к наследованию после смерти бабушки - К. (л.д. 42-50), иск матери признал полностью.

Представители ответчиков - Администрации МО «Велижское городское поселение» и МРИ ФНС РФ № 7 Смоленской области, в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие (л.д.,55), что не является препятствием к рассмотрению настоящего спора по существу (ч. 5 ст. 167 ГПК РФ).

Выслушав объяснения ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах настоящего гражданского и наследственного делах, обозренные в судебном заседании, суд считает, что иск Истратовой Н.С. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как следует из письменных материалов дела, К. было выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 9).

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен земельный участок под строительство жилого бревенчатого дома, общей площадью 23,4 кв.м., в том числе жилой - 14,7 кв.м. (л.д. 7).

В соответствии с ч. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. Кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Согласно выписке из технического паспорта объекта капитального строительства, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. и принадлежит на праве собственности К. на основании договора застройки (л.д. 18-19).

Из домовой книги также видно, что она (К.) значится собственной указанного жилого дома (л.д. 12). Разность в нумерации домов «прежний: №» - «ныне существующий: №», устранена соответствующим решением органа местного самоуправления (постановление, л.д. 58).

Таким образом, вышеприведенные доказательства подтверждают факт создания К. (умершей), на принадлежащем ей земельном участке, жилого дома по адресу: <адрес>.. Дом был взят на учет в БТИ <адрес>. Поэтому он подлежит включению в состав наследственного имущества после её смерти.

Согласно выписке из технического паспорта, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая площадь дома претерпевала изменения, и составила 63,1 кв.м. (вместо первоначальной 23,4 кв.м.), в том числе жилая площадь - 53,8 кв.м. (вместо 14,7 кв.м.). Общая площадь изменилась за счет перепланировки жилого дома (л.д. 7, 18-19).

Такое изменение площади дома стало возможным в силу решения исполкома Велижского горсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, которым К. было разрешено строительство пристройки к жилому дому (л.д. 8). То есть, перепланировка была произведена на законных основаниях, а, следовательно, не влечет последствий самовольной постройки.

ДД.ММ.ГГГГ К. умерла (св-во о смерти, л.д. 17), что явилось временем и местом открытия наследства (ч. 1 ст. 1114, ст. 1115 ГК РФ).

Согласно свидетельству о рождении К. Н.С. (дочь умершей, истица по настоящему делу) родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, у родителей: отца - С., матери - К. (л.д. 10).

В последующем истица вступила в брак и приняла фамилию мужа - Истратова, с которой и обратилась в суд (показания свидетелей Б. (тёти) и Л. (золовки), св-во о расторжении брака, л.д. 55). Следовательно, истица Истратова призывается к наследованию после смерти матери.

Как видно из домовой книги, на момент смерти матери - К. (ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 17), совместно с ней, на спорной жилой площади: <адрес>, были зарегистрированы и проживали:

В. - сын,

Истратова Н.С. - дочь, истица, и

Истратов Ю.Г. - внук, сын истицы (л.д.12-13, 53-54).

Согласно завещанию К., дом она завещала:

2/3 доли - Истратовой Н.С. (дочери-истице), и

1/3 доли - сыну В..

ДД.ММ.ГГГГ В. - умер (св-во о смерти, л.д. 16), что указывает на время и место открытия наследства (ч.1 ст. 1114 ст. 1115 ГК РФ).

В силу ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

При этом законом, срок обращения за получением свидетельства о праве на наследство наследником, фактически принявшим наследство, как и наследником, принявшим наследство по заявлению, не ограничен.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Совместное проживание наследника с наследодателем предполагает фактическое принятие им наследства.

О принятии наследства Истратовой Н.С. и В. после смерти наследодателя, свидетельствует и факт их совместно проживания с матерью одной семьёй.

Наследование же имущества Истратовой Н.С. после смерти брата - В., обусловлено также совместным их проживанием. На момент смерти В. проживал совместно с сестрой - Истратовой Н.С. (л.д. 54), которая в соответствии с ч. 1 ст. 1143 ГК РФ относится к наследникам второй очереди. Иные наследники отсутствуют.

Согласно ответу нотариуса Велижского нотариального округа, наследственное дело после смерти В. не заводилось (л.д. 41), то есть лиц, претендующих на его наследство, заявлено не было. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии спора о праве и фактическом принятии истицей наследства последней после смерти брата в виде 1/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (ст. 1153 ГК РФ).

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (ч. 4 ст. 1152 ГК РФ.).

В силу ст. 1162 ГК РФ, получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.

На основании выше изложенного, учитывая, что отсутствует спор о праве, суд считает возможным признать за Истратовой Н.С. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти матери - К., умершей ДД.ММ.ГГГГ, и брата - В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Истратовой Н.С. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 63,1 кв.м., в том числе жилой площадью 53,8 кв.м., в порядке наследования после смерти матери - К., умершей ДД.ММ.ГГГГ, и брата - В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись