09.12.2010 - Решение о признании незаконным заключения жилищной комиссии и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2-243/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Велиж 9 декабря 2010 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе: Председательствующего (судьи) Романова А.В.

при секретаре Дикаревой Н.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Самуйлова П.Е. к Администрации МО «Будницкое сельское поселение», о признании незаконным заключения жилищной комиссии и возложении обязанности по постановке на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условии,

УСТАНОВИЛ:

Самуйлов П.Е. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Будницкое сельское поселение» (далее по тексту - Администрация), о признании заключения жилищной комиссии незаконным и возложении обязанности по постановке его на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условии.

В обоснование своих требовании указал, что является ветераном Великой Отечественной войны (далее по тексту - ВОВ), обратился в Администрацию с заявлением о постановке его на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условии, так как проживает вместе с членами своей семьи (3 человека) в жилом доме, общая площадь которого составляет <...> кв.м., что меньше установленной учетной нормы. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, основанием к этому как указала Администрация является факт, что он умышленно зарегистрировал в своем доме Т., ухудшив тем самым свои жилищные условия.

Указанное решение Администрации считает незаконным, так как Т. является супругой его внука К., который вместе со своей дочерью М. (ДД.ММ.ГГГГ.р.) зарегистрирован по его месту жительства, с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. соответственно. Т. была также зарегистрирована в его доме в ДД.ММ.ГГГГ., совместно с мужем и дочерью. Указанные лица являются членами его семьи. Никаких умышленных действии влекущих ухудшение его жилищных условий он не совершал (л.д.2,22,148-149).

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (ч.2 ст.257 ГПК РФ).

Представитель Администрации - Федорова Е.А., действующая по доверенности (л.д.54), с заявлением не согласна, просит отказать в его удовлетворении. В обоснование своих возражении показала, что Администрация с учетом предоставленных ей полномочии обоснованно отказала в принятии на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий Самуйлова П.Е., так как по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в принятии на учет, в связи с признанием дома пригодным для проживания. По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ также было отказано заявителю, так как он умышленно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировав по своему адресу Т.. Обращает внимание, что К., Т., М. проживают отдельно от заявителя в <адрес>, но членами семьи являются согласно ЖК РФ.

Огласив объяснения заявителя, выслушав представителя Администрации, огласив показания свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, которые были обозрены в судебном заседание, суд считает заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст.14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ
"О ветеранах", для инвалидов Великой Отечественной войны установлена мера социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714
"Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.), считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Из письменных доказательств по делу видно, что заявитель ДД.ММ.ГГГГг.р., проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

Самуйлов П.Е. согласно удостоверения выданного ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <...> группы и имеет право на льготы установленные для инвалидов ВОВ, бессрочно (л.д.15).

Таким образом, Самуйлов П.Е. является инвалидом ВОВ и имеет право на получение мер социальной поддержки, в силу ст.14 ФЗ РФ «О ветеранах».

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы (ч.1 ст.254 ГПК РФ).

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (п.3).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.4).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (п.5)

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (п.7).

В соответствии со ст.4 Закона Смоленской области от 13 марта 2006 г. N 6-з "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области" (далее по тексту - Областной закон №6-з), принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений о принятии на учет данных граждан (далее - заявления), поданных ими в орган, осуществляющий ведение учета, по месту своего жительства. С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с федеральным законодательством;

2) правоустанавливающий документ на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение;

3) копия финансового лицевого счета на занимаемое заявителем и членами его семьи жилое помещение;

4) документы, подтверждающие состав семьи заявителя;

5) справка органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности;

6) справка о площади и техническом состоянии занимаемого заявителем и членами его семьи жилого помещения, выданная организацией, уполномоченной на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности;

7) решение органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области о признании заявителя малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде либо документы, подтверждающие отношение заявителя к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или областным законом категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

8) в необходимых случаях - иные документы, подтверждающие:

а) право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

б) право заявителя на предоставление жилого помещения вне очереди.

ДД.ММ.ГГГГ Самуйлов П.Е. обратился в Администрацию, по месту своего жительства с заявлением об постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условии, как инвалида ВОВ.

С заявлением Самуйлов П.Е. представил перечень документов предусмотренных ст.4 Областного закона №6-з, что представитель Администрации не оспаривает в судебном заседание.

ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № заседания жилищной комиссии Администрации, принято решение: «Рекомендовать Совету депутатов Будницкого с/п признать Самуйлова П.Е. нуждающимся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ решение № Совета депутатов Будницкого с/п, был признан нуждающимся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, Самуйлов П.Е.

ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации на основании распоряжения №, отказал Самуйлову П.Е. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию предусмотренному п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, так как Самуйлов П.Е., с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал в принадлежащем ему жилом доме Т., тем самым Самуйлов П.Е. совершил действия, в результате которых он мог быть признан нуждающимся в жилом помещении, и не истекли пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При оценке представленных суду доказательств относительно законности (незаконности) принятого решения органа местного самоуправления, суд учитывает, что решение об отказе в принятии на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условии осуществлено, в пределах полномочии Администрации (ч.3 ст.53 ЖК РФ, ст.3-5 Областного закона №6-з). При рассмотрении вопроса о компетенции Администрации по принятию решении об отказе в принятии на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условии, суд отмечает тот факт, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом, а Совет депутатов относится к представительному органу -органа местного самоуправления, в связи с чем вопросы касающиеся принятия на учет граждан и отказ в этом, находятся в непосредственной компетенции Администрации (п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ, п.п.1,5 п.7 ст.28 Устава МО Будницкое сельское поселение).

По результатам рассмотрения заявления Самуйлова П.Е. вынесено распоряжение, в установленный законом срок, с указанием основания отказа, с учетом установленной процедуры принятия решения об отказе в принятии на учет. Однако распоряжение Главы Администрации №65-р от 22.11.2010г., суд считает необоснованным и нарушающим право инвалида ВОВ на жилье.

В силу ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с решением Совета депутатов Будницкого с/п №7 от 31.03.2009г., учетная норма площади жилого помещения в МО Будницкое с/п установлена - 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека для семьи из трех и более человек.

Из выписки по похозяйственной книги, Самуйлов П.Е. является владельцем дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, общей площадью <...> кв.м..

В соответствии с техническим паспортом на жилой дом, составленный ДД.ММ.ГГГГ БТИ <адрес>, общая площадь жилого дома составляет <...> кв.м., жилой площади <...> кв.м..

По месту жительства заявителя, совместно с ним зарегистрированы и проживают, с ДД.ММ.ГГГГ К. (внук, св-ва о рождении, заключении брака, справка о заключении брака, паспорт, справка), с ДД.ММ.ГГГГ М. (правнучка, ДД.ММ.ГГГГ г.р., св-во рождении, справка), с ДД.ММ.ГГГГ Т. (жена внука, св-во о заключении брака, паспорт, справка).

Вопрос о признании лиц членами собственника жилого помещения определен в ч.1 ст.31 ЖК РФ, п.4 ст.4 Областного закона №6-з, п.1 ст. 3 Закон Смоленской области от 13.03.2006 N 5-з "О порядке определения в Смоленской области размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и о порядке признания в Смоленской области граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".

Из письменных доказательств по делу видно, что лица проживающие с заявителем являются его родственниками, при этом заявитель указывает на них как членов своей семьи, что подтверждается фотографиями, письменными доказательствами о владении и пользовании данными лицами автомашиной заявителя с 2008г..

Из оглашенных в судебном заседании показании свидетеля К. видно, что Самуйлов П.Е. является его дедушкой, за которым они осуществляют уход, жилой дом является основным местом жительства его семьи, иного жилья у них нет, они ведут общее хозяйство и у них общий бюджет.

Представитель Администрации, не оспаривает в судебном заседание тот факт, что К., М., Т. являются членами семьи Самуйлова П.Е., который зарегистрировал их по своему месту жительства.

Таким образом, с учетом совокупности исследованных доказательств, Самуйлов П.Е. обеспечен жилой площадью менее учетной нормы, установленной по месту его жительства.

В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.

В ходе судебного заседания, представителем Администрации не было представлено достоверных доказательств свидетельствующих об умышленных намеренных действиях Самуйлова П.Е. по ухудшению своих жилищных условии, а объяснения представителя о том, что зарегистрировав Т. по месту своего жительства, заявитель ухудшил свои жилищные условия, являются необоснованными.

Из представленной справки от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Т. была зарегистрирована в доме Самуйлова П.Е., начиная с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает факт отсутствия умышленных действий по регистрации Т. в ДД.ММ.ГГГГ

Представленные представителем Администрации справки от ДД.ММ.ГГГГ том, что члены семьи Самуйлова П.Е. с ним не проживают, а проживают в <адрес>, не свидетельствуют о том, что данные лица не являются членами семьи, так как они как указывает заявитель вселены в его дом и проживают с ним. При этом местом регистрации членов семьи является <адрес>, что указывает на их постоянное место жительства, по которому они несут установленные законом обязанности и имеют права. Доказательств подтверждающих, что М., Т., М. имеют иное постоянное место жительства в <адрес>, суду не представлено.

Как было установлено, Т. была зарегистрирована по месту жительства своего мужа ДД.ММ.ГГГГ, а технический паспорт БТИ <адрес> изготовило только ДД.ММ.ГГГГ, с указанием точных площадей жилого дома заявителя, что не подтверждает умышленные действия заявителя влекущие ухудшение своих жилищных условии. Каких-либо доказательств подтверждающих наличие у членов семьи или заявителя иных жилых помещении на праве собственности, на праве найма, не представлено суду, сведении об отчуждении жилья также не имеется. Об отсутствии умысла у заявителя, о намеренном ухудшении своих жилищных условии, свидетельствует длительный период времени проживания в доме, который требует ремонта, Самуйлов П.Е. в ДД.ММ.ГГГГ уже обращался по вопросу улучшения жилищных условии в органы местного самоуправления.

Также суд отмечает, что доводы представителя Администрации о намеренном ухудшении заявителем своих жилищных условии, о чем свидетельствует первоначальное заявление Самуйлова П.Е. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет, по рассмотрению которого было вынесено решение Администрации об отказе в принятии на учет, так как жилое помещение пригодно для проживания, не может быть принято судом. Закон не запрещает гражданам обращаться неоднократно в орган местного самоуправления с заявлениями о постановке на учет, по различным основаниям указанным в федеральном и областном законодательстве. При этом суд отмечает, что заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ содержит решение не предусмотренное п. 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47), что свидетельствует о нарушении нормативно-правового акта.

Также суд отмечает, что Администрация путем вынесения решения о проведении ремонта дома, поставила Самуйлова П.Е. в условия, для выполнения объективно невозможных требований по проведению капитального ремонта, и как следствие нарушение права на жилище, а также без учета категории заявителя, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвалидом ВОВ и имеющий право на получение мер социальной поддержки.

При вынесении решения об отказе в принятии Самуйлова П.Е. на учет от ДД.ММ.ГГГГ, орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ при этом признает заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условии, что свидетельствует о наличии основания указанного в ст.52 ЖК РФ, влекущее принятие на учет заявителя.

Доводы представителя Администрации относительного того, что улучшение жилищных условий требуется не заявителю, а его членам семьи, в связи с чем в иске должно быть отказано, не могут быть приняты судом, так как вопрос обеспеченности жильем решается в отношении особой категории граждан, являющихся инвалидами ВОВ, а не членов их семей.

В связи с установленной в судебном заседании незаконностью и необоснованностью вынесенных Администрацией МО «Будницкое сельское поселение» распоряжения, в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося, в улучшении жилищных условий, в целях восстановления нарушенного права Самуйлова П.Е. на жилище, как лицо нуждающееся в улучшение жилищных условий, орган местного самоуправления применительно к положениям п.6 ст.52 ЖК РФ обязан в течение 3 рабочих дней поставить Самуйлова П.Е. на учет в качестве нуждающегося, в улучшении жилищных условий. Датой постановкой на учет, является дата подачи заявления Самуйловым П.Е., то есть ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.2 ст.5 Областной закон №6-з.

4. С учетом положении ч.1 ст.98 ГПК РФ, судебные расходы понесенные Самуйловым П.Е. по оплате государственной пошлины, на сумму 200 рублей, в связи с удовлетворением заявления, подлежат взысканию с Администрации МО «Будницкое сельское поселение», в пользу заявителя

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198,206,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать распоряжение Главы Администрации муниципального образования Будницкое сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе Самуилову П.Е. в признании нуждающимся в жилом помещении и в постановке на учет в качестве нуждающегося, в улучшении жилищных условий, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования Будницкое сельское поселение в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять Самуилова П.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Администрации муниципального образования Будницкое сельское поселение в пользу Самуилова П.Е., судебные расходы, по возврату государственной пошлины, в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись А.В.Романов

а