02.02.2011 - Решение о внеочередном предоставлении жилья



Дело №2-19/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Велиж 2 февраля 2011 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе: председательствующего - судьи Романова А.В.,

С участием пом.прокурора Велижского района Шульгин Д.Н.,

Представителя органа опеки и попечительства Грубенковой С.В.,

при секретаре Желновой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Велижского района в защиту интересов лица из числа детей-сирот С. к Администрации МО «Крутовское сельское поселение» (далее по тексту - Администрация), о внеочередном предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Велижского района обратился в суд с иском в защиту интересов лица из числа детей-сирот С. к Администрации, о внеочередном предоставлении жилья за счет средств бюджета Смоленской области, в виде отдельного благоустроенного жилого помещения, по договору социального найма, общей площадью не менее 10,5 кв.м..

В обоснование своих требований указал, что С. является сиротой, мать А. умерла ДД.ММ.ГГГГ отец- П. умер ДД.ММ.ГГГГ и он с ДД.ММ.ГГГГ находился под опекой Л. Постановлением Главы муниципального образования «Велижский район» от ДД.ММ.ГГГГ за С. закреплено право на получение жилья вне очереди по месту жительства.

Жилым помещением С., с учетом положении п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.1 Областного закона от 29.11.2007г. №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту - Областной закон №114-з), до настоящего времени не обеспечен. Администрацией он включен в заявку на выделение субвенций на приобретение жилья, которая направлена в Департамент по образованию и науке. В соответствии с п.3 ч.2 ст.2 Областного закона №114-з органом местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на территории муниципального образования «Крутовское сельское поселение» является Администрация муниципального образования «Крутовское сельское поселение».

Прокурор в судебном заседании исковые требования уточнил, просит обязать Администрацию предоставить вне очереди жилое помещение С., общей площадью не менее 33 кв.метра, по месту жительства истца в <адрес> или в Велижском районе Смоленской области, иск просит удовлетворить.

Истец С. (<данные изъяты>) исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить, так как жилое помещение ему не предоставлено Администрацией.

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству на основании определения суда от 27.01.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Департамент Смоленской области по образованию и науке.

Представитель третьего лица - Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах препятствующих явки в суд не сообщалось, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Представитель ответчика - Администрации Федорова Е.А., выступающая на основании соответствующей доверенности (л.д.32) исковые требования не признает, в обоснование своих возражении указала, что в настоящее время Администрация не нарушает действующего законодательства в части предоставления жилого помещения лицу, из числа детей-сирот С., который признан Администрацией нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Администрация «Крутовского сельского поселения» неоднократно подавала соответствующие заявки в Департамент Смоленской области по образованию и науке являющийся органом, уполномоченным перечислять в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. С учетом ст.57 ЖК РФ на Администрации Крутовского сельского поселения не лежит обязанность внеочередного предоставления жилого помещения С. жилого помещения до окончания его пребывания в общеобразовательном учреждении, в котором он будет обучаться до ДД.ММ.ГГГГ.. Также отмечает, что в настоящее время из областного бюджета им выделена субвенция для приобретения жилого помещения детям-сиротам, и после проведения соответствующего конкурса, оформления жилья в муниципальную собственность, с истцом будет заключен договор социального найма, ориентировочно в апреле 2011г..

Представитель органа опеки и попечительства - Грубенкова С.В., с учетом представленного заключения по существу спора, считает иск подлежащим удовлетворению, так как С. является лицом, из числа детей-сирот и не обеспечен в настоящее время отдельным благоустроенным жильем.

Выслушав объяснения прокурора и истца в поддержание иска, возражения представителя ответчика, заключение представителя органа опеки и попечительства, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд находит исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч.3 ст.57 ЖК РФ).

Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ РФ N 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.6 Закона Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 89-з
"Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" (далее по тексту - Областной закон №89-з), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным законодательством.

2. Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями устанавливается Жилищным кодексом Российской Федерации, областным законом и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области.

С учетом положении п.п. 10 п.2 ст.23 Закона Смоленской области от 07.12.2010 N 109-з "Об областном бюджете на 2011 год", введен в действие Областной закон №114-з.

Согласно ст.ст.1-2 Областного закона №114-з, настоящий областной закон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями по договорам социального найма (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями) (ст.1).

Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства (п.п.1 п.2 ст.2).

В силу постановления Администрации Смоленской области от 28 ноября 2008 г. N 641 "Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями", приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год (п.3.1).

Жилые помещения для детей-сирот приобретаются в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п.3.3).

Как видно из материалов дела, С., является гражданином <данные изъяты>, родился ДД.ММ.ГГГГ у отца- П., матери- А. (свидетельство о рождении л.д. 37-38).

ДД.ММ.ГГГГ умер П.( свидетельство о смерти, л.д.40).

ДД.ММ.ГГГГ умерла А. ( свидетельство о смерти, л.д. 39).

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы Муниципального образования «Велижский район» № над С. было установлено попечительство и за ним было закреплено право на проживание в жилом помещение по адресу: <адрес> ( л.д.35).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Управления опеки и попечительства по <адрес> №, С. поставлен на учет в Управление опеки и попечительства, его место жительства определено по месту жительства попечителя: <адрес> (л.д.23).

Постановлением Главы муниципального образования «Велижский район» от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в постановление Главы Муниципального образования «Велижский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с которыми С. был признан нуждающимся в жилой площади и за ним было закреплено право на получение жилья вне очереди по месту жительства (муниципальное образование «Крутовское сельское поселение») в соответствии со ст. 57 ЖК РФ ( л.д.36).

Постановлением Главы МО «Крутовское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, С. как лицо из числа детей-сирот, проживающий по адресу: <адрес> признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.45).

Согласно справке <адрес> ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» С. в приватизации не участвовал и собственности в <адрес> не имеет (л.д. 43). С. жилой площадью на территории <адрес> не обеспечивался (л.д.49).

Таким образом, С. является лицом из числа детей-сирот, достиг возраста <данные изъяты>, признан нуждающимся в жилом помещении, за ним признано право на внеочередное предоставление жилья, так как жилого помещения закрепленного за ним не имеется, данные обстоятельства представитель ответчика не оспаривает.

С учетом отнесения истца к лицам, из числа детей-сирот, то у него имеется право на внеочередное получение жилого помещения, как меры социальной поддержки.

Обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, из числа детей-сирот, с учетом переданных областным законом №114-з государственных полномочии, лежит на органе местного самоуправления (сельском поселении) в лице Администрации. Данное обстоятельство представитель ответчика, не оспаривает.

ДД.ММ.ГГГГ С. обратился в адрес Администрации с заявлением о внеочередном предоставлении жилья. (л.д.33).

С учетом положении п.п.2.1-2.2 постановления Администрации Смоленской области от 28 ноября 2008 г. N 641 "Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями", С. включен Администрацией в список лиц, из числа детей-сирот, для внеочередного предоставления жилья, необходимый перечень документов представлен, Администрацией сделаны запросы в Департамент Смоленской области по образованию и науки, о выделении субвенции (л.д.25,33-54).

С. имеет постоянную регистрацию, по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, а также временную регистрацию по месту пребывания: <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)

В соответствии со справкой отдела военного комиссариата <адрес>, военного билета на имя С., он был призван на военную службу и отправлен в войска ДД.ММ.ГГГГ и проходил военную службу до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41).

Из справки ГОУ СПО «<данные изъяты> лесхоз-техникум», место нахождения: <адрес> усматривается, что С. является студентом бюджетной очной формы обучения ГОУ «<данные изъяты> лесхоз-техникум» со сроком окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ( л.д. 44).

Согласно ст.1, п.3 ст.6 ФЗ РФ №159-ФЗ, полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление лицам из числа детей-сирот, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав лиц из числа детей-сирот, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях;

В судебном заседании, С. показал, что он действительно в настоящее время обучается в государственном образовательном учреждении, среднего профессионального образования, находится на полном государственном обеспечении, проживает бесплатно в общежитие при техникуме, до ДД.ММ.ГГГГ., то есть до конца обучения.

Таким образом, на основании изложенного, в силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. В данном случае оснований для возложения на Администрацию обязанности предоставить С. вне очереди жилье до окончания пребывания в образовательном учреждении не имеется, нарушении прав истца со стороны ответчика, в настоящее время не допущено.

Также суд учитывает тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ. согласно уведомления о бюджетных ассигнованиях, Администрации предоставлена субвенция из областного бюджета, в размере <данные изъяты> рублей, для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, что свидетельствует о выполнение ответчиком возложенной на него обязанности по предоставлению жилья лицам, из числа детей-сирот.

Согласно ч.ч.2,4 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего заявления, в связи с отказом в удовлетворении иска, не подлежит взысканию и с истца, с учетом характера предъявленных требовании, по защите прав и интересов лиц, из числа детей-сирот.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления прокурора Велижского района в защиту интересов лица из числа детей-сирот С. к Администрации МО «Крутовское сельское поселение», о внеочередном предоставлении за счет средств бюджета Смоленской области отдельного благоустроенного жилого помещения, по месту жительства С., по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.метра, отказать.

Решение может быть обжаловано и подано представление в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: А.В.Романов