24.03.2011 - Решение о возложении обязанности по проведению технической инвентаризации объектов капитального строительства



Дело № 2-38/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г. Велиж 24 марта 2011 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи) Корнева В.В.,

при секретаре: Доценко Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Велижского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Беляевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» Велижского района Смоленской области и Администрации муниципального образования «Велижский район» о понуждении к государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Велижского района обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Беляевская муниципальная общеобразовательная школа» Велижского района Смоленской области и Администрации муниципального образования «Велижский район» о понуждении к государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, сославшись на то, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Велижского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности учащихся общеобразовательных учреждений. По результатам проверки в указанной школе было выявлено нарушение прав детей на обучение в условиях, гарантирующих охрану их жизни и здоровья. Так: а) техническая инвентаризация здания школы, позволяющая определить его техническое состояние, а также степень износа не проводилась с момента его эксплуатации; б) технический паспорт на здание школы отсутствует. Собственником недвижимого имущества, переданного в оперативное управление муниципальному образовательному учреждению «Беляевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» - является муниципальное образование «Велижский район». Непринятие мер к надлежащей государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, и отсутствие технической инвентаризации недвижимого имущества создает угрозу разрушения данных объектов. В связи с этим, просил суд обязать Администрацию муниципального образовательного учреждения «Беляевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» и Администрацию муниципального образования «Велижский район» Смоленской области незамедлительно принять меры к проведению государственной регистрации права собственности на объект в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В последующем прокурор изменил исковые требования, которые суд принял, и просил обязать Администрацию Муниципального образовательного учреждения «Беляевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Велижский район» Смоленской области и его учредителя в лице администрации муниципального образования «Велижский район» Смоленской области незамедлительно провести техническую инвентаризацию объектов капитального

строительства, а не государственную регистрацию права собственности, как было первоначально, поскольку техническая инвентаризация оформляется техническим паспортом, который и является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капительного строительства. В связи с тем, что у ответчика такая техническая документация отсутствует, считает, что здание школы не соответствует нормам безопасности и влечет нарушение прав детей на обучение в условиях, гарантирующих охрану их жизни и здоровья (заявление, л.д. 65).

Ответчики: Администрация муниципального образования «Велижский район» и муниципального образовательного учреждения «Беляевская муниципальная средняя общеобразовательная школа», иск не признали, сославшись на то, что, во-первых: прокурором не указано какие права учащихся нарушаются отсутствием регистрации или технической инвентаризации школы, во-вторых: не указан нормативный акт, предписывающий ответчику совершить данное юридическое действие, и в чем состоит нарушение. По мнению ответчиков такого нормативного документа не существует, и, следовательно, необходимости оформления технического паспорта на здание школы не требуется. К тому же здание школы и без того соответствует требованиям СНИПа, поскольку ежегодно перед началом учебного года и неоднократно в течение учебного года проверяется при аттестации. Таким образом, наличие либо отсутствие технического паспорта на здание школы не влечет нарушение прав детей на обучение в условиях, гарантирующих охрану их жизни и здоровья. В иске прокурору просили отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (в ред. от 02.02.2011г.) "Об образовании" - образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно с. 31 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в то числе и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Таким образом, непосредственно само образовательное учреждение и орган местного самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение, в силу закона обязаны создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников и обеспечить содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. Когда же такая обязанность ими не исполняется прокурор вправе в целях предупреждения вреда обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (ст. 1065 ГК РФопасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ч. 1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (ч. 2). Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (ч. 3).

Как следует из материалов дела муниципальное общеобразовательное учреждение «Беляевская муниципальная общеобразовательная средняя школа» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации, л.д. 45, 46).

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Велижский район» в реестре муниципальной собственности зарегистрировано на основании решения II сессии Смоленского областного Совета народных депутатов ХХI созыва от ДД.ММ.ГГГГ:

- здание школы, 1985 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 1196 кв.м., расположенного в <адрес> (л.д. 6),

- котельная, 1985 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 10 кв.м. (л.д. 7).

Согласно Уставу муниципального общеобразовательного учреждения «Беляевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» учредителем школы и собственником имущества является Администрация муниципального образования «Велижский район» (ст. 1.5. 1.7 Устава, л.д. 20).

В целях обеспечения образовательной деятельности за школой закрепляются права собственности (здания сооружения, имущество, оборудование…), принадлежащие Учредителю на праве собственности. Объекты собственности, закрепленные за школой, находятся в оперативном управлении школы (ст. 4.1 Устава, л.д. 24).

Право оперативного управления на закрепляемое имущество у школы возникает с момента фактической его передачи, если иное не установлено договором, иным правовым актом, или решением учредителя (ст. 4.3 Устава).

К основным задачам школы относится в частности создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся во время образовательного процесса (ст. 2.2 Устава, л.д. 22).

Тот факт, что имеет место нарушение прав по охране и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса, очевидно.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями) - до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.

Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (п. 10).

Согласно п. 10 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ
"О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями) - никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 настоящей статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.

Согласно п. 10 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ - под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Основанием для составления технического паспорта бюро технической инвентаризации является наличие объекта капитального строительства, к которым относится, в частности, отдельное здание.

Однако как установлено судом спорные объекты недвижимости (здание школы и котельной) не только не имеют такого кадастрового паспорта, но не имели до 1.03.2008г. и не имеет до настоящего времени иных документов, которые бы содержали описание этих объектов недвижимости и имели бы равную юридическую силу с кадастровым паспортом. То есть сведений об учете ранее этих объектов - нет, и заинтересованные в том лица не желают обращаться за их получением.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями) - кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с Приказом Минпроса СССР от 27.12.1974 N 167 "Об утверждении Инструкции о ведении школьной документации" (действующий) - технический паспорт школы является основным документом, в котором дается характеристика здания школы, всех учебных, хозяйственных и других помещений, коммуникаций (водопровода, канализации, отопления, освещения, газификации, радиофикации, телефонизации) с приложением соответствующих схем.

Согласно ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" - сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости.

При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (п. 8).

Согласно п. 2 ст. 16 и п. 3 ст. 43 Федерального закона такие кадастровые паспорта объектов недвижимости выдают соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на основании заявления.

Приказом Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 34 утверждена форма таких заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 утверждена форма кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (с изменениями на 21 августа 2010 г.) - по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (п. 7).

Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте (п. 9).

Следовательно, наличие у правообладателя недвижимости кадастрового паспорта для целей предупреждения причинения вреда, является необходимым.

Ссылки ответчика на документы о проведении ежегодной аттестации школы на очередной учебный год и расходование средств на ремонт, не являются теми документами, которые бы отражали уникальные характеристики объекта недвижимости.

Таким образом, отсутствие у правообладателя кадастрового паспорта лишает возможности проследить характеристику возможных изменений объекта капитального строительства, его технических или качественных характеристик объекта, имели ли место перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос, каков износ и не представляют ли конструктивные и инженерные элементы здания опасности для лиц в них находящихся. Поэтому требования прокурора о возложении на правообладателей объектов недвижимости незамедлительно провести их техническую инвентаризацию являются обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию Муниципального образовательного учреждения «Беляевская муниципальная средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Велижский район» Смоленской области и учредителя в лице Администрации муниципального образования «Велижский район» Смоленской области незамедлительно провести техническую инвентаризацию объектов капительного строительства.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: