11.05.2011 - Решение по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-81/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Велиж 11 мая 2011 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе: Председательствующего (судьи) Романова А.В.

С участием пом.прокурора Велижского района Шульгин Д.Н.,

При секретаре: Желновой Н.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску прокурора Велижского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Селезневской муниципальной средней общеобразовательной школе, Администрации муниципального образования «Велижский район», по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Велижского района обратился в суд с иском к Селезневской муниципальной средней общеобразовательной школе (далее по тексту - Школа), Администрации муниципального образования «Велижский район» (далее по тексту - Администрация), по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, путем:

- возложить обязанность на Администрацию выделить Школе денежные средства на обеспечение рабочих мест пользователей персональных электронно-вычислительных машин (далее по тексту -ПЭВМ) в образовательном учреждении, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (оборудовать рабочие места специализированными стульями), в срок не позднее 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать Школу с момента перечисления денежных средств на обеспечение рабочих мест пользователей персональных электронно-вычислительных машин незамедлительно принять меры по обеспечению данных рабочих мест в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (оборудовать рабочие места специализированными стульями).

В обоснование требовании указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в компьютерных классах образовательных учреждений, по результатам которой было выявлено, что рабочие места пользователей ПЭВМ в кабинете информатики муниципального образовательного учреждения в нарушение п.11.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 оборудованы обычными стульями, что может привести к нарушению осанки и ухудшению зрения пользователей (неопределенного круга лиц, учащихся, работников учреждения) и нарушение их прав на охрану здоровья. В связи с отсутствием денежных средств у Школы, вопрос по выделению денежных средств должен решаться учредителем (л.д.3-4).

В ходе подготовки дела к рассмотрению от прокурора поступило уточненное исковое заявление, в котором просить обязать Школу оборудовать рабочие места пользователей персональными ЭВМ в образовательном учреждении, 5 подъемно-поворотными рабочими стульями (креслами), регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

- при недостаточности средств у Школы, возложить субсидиарную ответственность по исполнению решения суда на Администрацию, со сроком исполнения 10 дней (л.д.65,86).

Представитель Школы, в лице директора Матвеев М.А. (л.д.68), исковые требования признает, так как в кабинете информатики имеются стулья, которые не соответствуют СанПину. Также отмечает, что в настоящее время он уже приобрел 1 специализированный стул, и в течение 2-3 дней будут приобретены еще 4 специализированных кресла (л.д.67).

По определению суда от 04.04.2011г. к участию в настоящем деле, в качестве представителя ответчика - Муниципальное образование «Велижский район», было привлечено Финансовое Управление Администрации МО «Велижский район» (далее по тексту - Фин.Управление) (л.д.39).

Представитель Администрации и Финансового Управления - Федорова Е.А., действующая по доверенностям (л.д.88), исковые требования не признает, просит отказать в удовлетворении иска. В обоснование возражении показала, что Школа имеет специализированную мебель пользователей ПЭВМ, ей выдана лицензия на образовательную деятельность, со сроком действия с мая 2008г. по май 2013г., о соответствии Школы санитарным и гигиеническим требованиям. Муниципальное образование «Велижский район» содержит имущество Школы и ежегодно выделяет денежные средства. Обращает внимание на отсутствие субсидиарной ответственности у Администрации, с учетом положении ст.120 ГК РФ, так как правоотношения возникли после 01.01.2011г..

Выслушав объяснения прокурора, возражения представителей Школы, Администрации, Фин.Управления, консультацию специалиста, исследовав письменные доказательства находящиеся в материалах настоящего дела и обозренные в судебном заседание, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.

Данное исковое заявление прокурор подал в интересах неопределенного круга лиц - как обучающихся, так и работников муниципального образовательного учреждения. Заявление прокурором подано в пределах его полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

Согласно ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании»от 10 июля 1992 г. № 3266-1,образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (п.1 ст.32).

К компетенции образовательного учреждения относится, в частности материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п.п.1 п.2 ст.32).

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.п.1,3-4 п.3 ст.32).

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (п.1 ст.51).

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения (п.7 ст.51).

Аналогичные положения предусмотрены и п. 3.1, 3.2, 9.14 Устава Школы.

Таким образом, непосредственно само образовательное учреждение в силу закона обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Когда же такая обязанность ими не исполняется прокурор вправе в целях предупреждения вреда обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (ст. 45 ГПК РФ).

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту ФЗ №52-ФЗ), настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст.2 ФЗ №52-ФЗ).

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (ст.11 ФЗ №52-ФЗ).

В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.

Технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам (п.1-2 ст.28 ФЗ №52-ФЗ).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц (п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ).

Как видно из материалов дела Селезневская муниципальная средняя общеобразовательная школа, является юридическим лицом и зарегистрирована в установленном законом порядке (л.д.40-41,48).

Учредителем образовательного учреждения является Администрация муниципального образования «Велижский район» ( п.1.5 Устава).

Прокуратурой Велижского района ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения Школой законодательства в области образования, о чем была составлена справка, с приложением фотографии. В ходе проверки установлено, что кабинет информатики оборудован 5 ПЭВМ, но имеются только обычные стулья, что свидетельствует о нарушении п.11.6 СанПиН 2.2.2\2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (л.д.5-6).

Из представленной Школой справки видно, что в компьютерном классе находится 5 компьютеров, с мониторами «Самсунг 19//», «Kraftway » (л.д.69,91).

Согласно п.1.1 «Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"»
(с изменениями от 23 июля 2008 г.) утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44, введенные в действие с 01.09.2003 года, настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования.

Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (п.2.4.6).

В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ» ( утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010) (далее по тексту - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03): - п.1.4. настоящие Санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации импортных ПЭВМ, используемых в обучении.

1.7. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию ПЭВМ.

1.9. Рабочие места с использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

9.6. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

Раздел XI. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви (приложение №5).

Привлеченный судом к участию в настоящем деле специалист, из числа сотрудников Управления Роспотребнадзора по <адрес>, в лице старшего специалиста отдела эпидемиологического надзора И. (л.д.105,118), в судебном заседании дала пояснения согласно ст.188 ГПК РФ о том, что имеющиеся в кабинете информатики Школы стулья являются обычными и не соответствуют санитарным нормам и правилам. Так стулья не являются специализированными и не могут регулироваться по ширине, глубине, высоте, углу наклона спинки.

Таким образом, в судебном заседание с учетом совокупности исследованных доказательств было достоверно установлено об имеющихся нарушениях законодательства в области образования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенных в результате бездействия со стороны ответчиков, по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ в образовательном учреждении специализированными стульями, в период с 30.06.2003г. по настоящее время. Данное нарушение влечет несоблюдение права на охрану здоровья обучающихся в образовательном учреждении и суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя Администрации, в части соответствия имеющихся в Школе стульев для работы на ЭВМ, суд считает необоснованными и не подтвержденными допустимыми и достоверными доказательствами, так как выдача школе ДД.ММ.ГГГГ лицензии на право осуществления образовательной деятельности (л.д.100,104), не свидетельствует о соответствии стульев в кабинете информатики требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, так как при проверке Управлением Роспотребнадзора по <адрес> и выдачи санитарно-эпидемиологического заключения Школе, требования основанные на СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 не проверялись (л.д.95). Доказательства подтверждающие отнесение имеющихся в Школе стульев к специализированной мебели, ответчиками в адрес суда не представлено. Ссылка представителя Администрации и Фин.Управления на соответствие стульев требованиям «Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"» (с изменениями от 23 июля 2008 г.) утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44, не свидетельствует о соблюдении санитарных требовании касающихся работы обучающихся на ЭВМ. Ссылка представителя Администрации о не распространении требовании СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в отношении обучающихся в Школе, являются необоснованными, так как Раздел XI указанных СанПиН называется «Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях», данное обстоятельство подтверждает и специалист. Из представленного акта проверки Школы от ДД.ММ.ГГГГ проводимой Управлением Роспотребнадзора по <адрес>, указывалось Школе на нарушение п.11.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (л.д.111-114), что указывает о бездействие со стороны ответчиков по устранению нарушении санитарного законодательства.

В целях восстановления нарушенных прав обучающихся и иных лиц, в частности права на здоровье, с учетом положении ч.3 ст.258 ГПК РФ.

В соответствии со ст.ст.31,32,39,43 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
"Об образовании" (с последующими изменениями),

- К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (ст.31);

-Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (ст.32).

- За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности (ст.39).

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (п.1 ст.43).

Аналогичные положения предусмотрены и п. 4.1-4.2, 4.5, 4.8, Устава (л.д.49-50).

Как было установлено в судебном заседание, Школа является бюджетным учреждением, а собственником ее имущества является МО «Велижский район».

Прокурор в своем исковом заявлении указывает на отсутствие необходимых денежных средств у Школы, для приобретения специализированных стульев, в связи с чем просит возложить субсидиарную ответственность по исполнению решения суда на Администрацию.

Представитель Школы в судебном заседании указывает на признание иска, с учетом положении ч.3 ст.173 ГПК РФ, что является основанием для удовлетворения иска о возложении обязанности на Школу по приобретению специализированных стульев. В связи с непредставления суду сведении о добровольном приобретении необходимых стульев на день вынесения настоящего решения, то суд не может считать исполненной обязанность со стороны ответчиков.

Согласно ч.2-3 ст.215 ГК РФ, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч.2). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (ч.3).

Согласно положении п.12 ст.33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с изменениями от 27 июля, 8, 29 ноября 2010 г., 7 февраля 2011 г.), положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.

С учетом даты возникновения обязанности у ответчиков по приобретению специализированной мебели в компьютерный класс, которой является 30.06.2003г. (дата введения в действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), при этом до 01.01.2011г. ст.120 ГК РФ предусматривала субсидиарную ответственность собственника по обязательствам учреждения, то Школа как юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, по устранению нарушений законодательства об образовании и санитарного законодательства, пределы этой ответственности ограничены находящимися в его распоряжений денежными средствами и лишь в случае недостаточности этих средств субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, в лице Администрации МО «Велижский район».

Доводы представителя Администрации и Фин.Управления, об отсутствии субсидиарной ответственности, являются необоснованными и противоречат положениям ст.154, 158 БК РФ, п.12 ст.33 ФЗ РФ №83-ФЗ от 8.05.2010г..

На оснований изложенного, суд считает заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор, подлежит взысканию с основного должника, в лице образовательного учреждения - Селезневская муниципальная средняя общеобразовательная школа, в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198,ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Селезневскую муниципальную среднею общеобразовательную школу оборудовать рабочие места пользователей персональными электронно-вычислительными машинами в кабинете информатики образовательного учреждения, 5 (пятью) подъемно-поворотными рабочими стульями (креслами), регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», в течение 1 (одного) месяца со дня получения настоящего решения суда.

При недостаточности денежных средств в Селезневской муниципальной средней общеобразовательной школе возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Администрацию муниципального образования «Велижский район» Смоленской области.

Взыскать с Селезневской муниципальной средней общеобразовательной школы в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ, государственную пошлину, в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано и подано представление в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись А.В. Романов