17.05.2011 - Решение о ликвидации несанкционированной свалки



Дело № 2-124/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Велиж 17 мая 2011 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе: председательствующего (судьи) Романова А.В.,

С участием пом.прокурора Велижского района Шульгин Д.Н.,

при секретаре: Желновой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Велижского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Велижское городское поселение» о ликвидации несанкционированной свалки (обочина автодороги Велиж - Рябинка),

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Велижского района обратился в суд с заявлением к Администрации МО «Велижское городское поселение» о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на обочине автодороги Велиж-Рябинка с левой стороны проезжей части по движению в направлении д. Рябинка, на расстоянии около 200 м от нее.

В обоснование своего заявления сослался на то, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения санитарного законодательства в части размещения отходов на территории муниципального образования «Велижское городское поселение», было установлено наличие несанкционированной свалки, расположенной на обочине автодороги «Велиж- Рябинка». Так как к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, следовательно, администрацией поселения не предпринимается достаточных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что влечет риск массовых инфекционных заболеваний граждан. Просит обязать Администрацию муниципального образования «Велижское городское поселение» принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных на обочине автодороги Велиж-Рябинка с левой стороны проезжей части по движению в направлении д. Рябинка на расстоянии около 200 м. от нее (л.д.2).

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.

Представитель Администрации МО «Велижское городское поселение» Макаркин А.Г., выступающий на основании соответствующей доверенности (л.д.10) предъявленные требования не признал, указав только о возможном частичном удовлетворении данного заявления. В обоснование своих возражении пояснил, что свалка находится на обочине автодороги «Велиж-Рябинка» и содержание данной дороги, осуществляет СОГУП «Велижское ДРСУ». Со стороны Администрации приняты необходимые нормативно-правовые акты касающиеся сбора и вывоза бытовых отходов, создано предприятие, а уборку мусора около дороги должна осуществлять дорожно-эксплутационная организация.

Выслушав объяснения прокурора, представителя Администрации городского поселения, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд считает, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу гл. 25 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органов местного самоуправления, если считает, что нарушены его права. В случае, если суд находит заявление гражданина обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Данное заявление прокурор подал в интересах неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - городского поселения. Заявление прокурором подано в пределах его полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пунктом первым ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Из Устава муниципального образования «Велижское городское поселение» следует что территорию Велижского городского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территория природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ст. 5 Устава). В состав территории городского поселения входит д. Рябинка (п. 5 ст. 5 Устава), что подтверждается и схемой с границами поселения (л.д.22-23).

В соответствии с уставом муниципального образования «Велижское городское поселение» к вопросам местного значения Велижского городского поселения относиться организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пп. 19 п. 1 ст. 7, п.п.18 п.7 ст.29 Устава).

Таким образом, вопросы связанные с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, относятся к компетенции Администрации МО «Велижское городское поселение».

Как видно из материалов дела 05.05.2011г. прокуратурой Велижского района была проведена проверка исполнения санитарного законодательства в части размещения отходов на территории муниципального образования «Велижское городское поселение» в результате которой на территории поселения была выявлена несанкционированная свалка, расположенная на обочине автодороги Велиж-Рябинка Велижского района с левой стороны проезжей части по движению в направлении д. Рябинка на расстоянии около 200 м. от нее (л.д.3-4).

Согласно ч.1-2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч.1).

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2).

Статьями 1 и 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" указаны используемые понятия,

- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений (ст.1).

Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8).

Установленное в ходе проверки прокуратурой района наличие несанкционированной свалки, свидетельствует о наличии нарушении законодательства в области обращения отходов, а также санитарного законодательства, что оказывает вредное воздействие на условия жизни граждан поселения, и нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ №257) установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.15).

Пунктом 6 ст.3 ФЗ №257 определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 12 «Классификаций работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» (утв. приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. N 160), В состав работ по содержанию входят: 1) по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода:

а) поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах;

и) поддержание в чистоте и порядке элементов обозначения границ полосы отвода.

«Нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» (утв. постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717), Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1 - 14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки (п.11).Постановлением Администрации Смоленской области от 21 июля 2009 г. N 418 "О порядке установления полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Смоленской области" установлено, что границы полос отвода автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Смоленской области определяются в следующем порядке: от края конструктивного элемента автомобильной дороги, в зависимости от категории автомобильной дороги, если отсутствуют документы, указанные в пункте 1 настоящего постановления, для автомобильных дорог IV категории - не менее 2,5 метров и не более размера, определенного в соответствии со строительными нормами отвода земель для автомобильных дорог, утвержденными федеральным законодательством (п.2).

С учетом представленных в адрес суда письменных документов, которые касаются нахождения автодороги «Ольша-Велиж-Усвяты - Невель» - Рябинка на содержание СОГУП «Велижское ДРСУ», данная дорога находится в государственной собственности Смоленской области, относится к 4 категории, имеет межмуниципальное значение, ширина полосы отвода дороги составляет 3 метра (л.д.24), то данный факт влечет частичное удовлетворения заявления прокурора, с возложением обязанности на Администрацию по ликвидации несанкционированной свалки, за пределами 3 метров от края конструктивного элемента автомобильной дороги.

В силу ст.249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых бездействий органов местного самоуправления, возлагается на органы и лиц, которые совершили оспариваемые бездействие.

Представитель Администрации не представил суду доказательств, которые бы подтверждали законность их бездействия по не организации уборки и вывоза мусора и бытовых отходов. Представленные нормативные акты по вопросу благоустройства территории поселения, уборки и вывоза ТБО, создания предприятия МУП «Коммунресурс» по вывозу ТБО, не являются достаточными доказательствами, которые бы свидетельствовали о принятых Администрацией мерах по ликвидации несанкционированной свалки. Также суд отмечает, что Администрацией с мая 2010г. не было выполнено представление прокуратуры, по ликвидации указанной свалки, не было дано указания подведомственному предприятию по принятию надлежащих мер, что также указывает о бездействие органа местного самоуправления, в реализации возложенных на него полномочии.

В связи с удовлетворением заявления прокурора Велижского района в интересах неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «Велижское городское поселение», и в целях обеспечения свободного доступа к данной информации любых лиц, права и свободы которых могли быть нарушены, то сообщение о принятом решении подлежит размещению на интернет-сайте Велижского районного суда, с учетом положении Федерального закона РФ от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Согласно п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, ч.4 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего заявления, не подлежит взысканию и с органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198, гл.25 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Велижского района выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Велижское городское поселение», о возложении обязанности по принятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных на обочине автодороги Велиж-Рябинка, с левой стороны проезжей части по движению в направлении дер.Рябинка Велижского района Смоленской области, на расстоянии около 200 метров от нее, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования «Велижское городское поселение» принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, путем организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, находящихся за пределами 3 (трех) метров от края конструктивного элемента автомобильной дороги Велиж-Рябинка, с левой стороны проезжей части автодороги по направлению в деревню Рябинка Велижского района Смоленской области, на расстоянии около 200 метров от дер.Рябинка Велижского района Смоленской области, в удовлетворении остальной части заявления отказать.

Сообщение о принятом решении, подлежит размещению на интернет-сайте Велижского районного суда.

Решение может быть обжаловано и подано представление в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись Романов А.В.