07.04.2011 - Решение о возложении обязанности по проведению технической инвентаризации объектов капитального строительства



                          Дело № 2-45/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Велиж             7 апреля 2011 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего (судьи) Левченкова А.А.,

при секретаре: Кузягиной С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Велижского района в интересах неопределенного круга лиц к Старосельской муниципальной основной образовательной школе Велижского района Смоленской области и Администрации муниципального образования «Велижский район» о возложении обязанности по проведению технической инвентаризации объектов капитального строительства,

                                                            УСТАНОВИЛ:

Прокурор Велижского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с требованием обязать администрацию Старосельской муниципальной основной образовательной школе Велижского района Смоленской области (далее по тексту - Старосельская школа) и учредителя в лице администрации МО «Велижский район» Смоленской области принять меры по проведению государственной регистрации права собственности на объект в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В обоснование своего иска прокурор Велижского района указал, что ДД.ММ.ГГГГ, при проведении прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности учащихся образовательных учреждений установлено, что Администрацией Старосельской школы нарушаются требования законодательства и соответственно права детей на обучение в условиях, гарантирующих охрану их жизни и здоровья. В ходе проверки установлено, что техническая инвентаризация зданий образовательных учреждений, позволяющая определить их техническое состояние (осадка, трещины, гниль и т.п.), а также степень износа зданий не проводилась с момента их эксплуатации. Технический паспорт отсутствует. Неисполнение требований законодательства в сфере обеспечения безопасности учащихся образовательных учреждений влечет за собой нарушение прав детей на обучение в условиях, гарантирующих охрану их жизни и здоровья.

В последующем прокурор изменил исковые требования, и просил обязать Администрацию Старосельской школы и учредителя в лице администрации МО «Велижский район» незамедлительно провести техническую инвентаризацию объектов капительного строительства, так как техническая инвентаризация оформляется техническим паспортом, который является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капительного строительства, и подтверждением соответствия здания и сооружения нормам безопасности. В связи с тем, что у ответчика такая техническая документация отсутствует, считает, что здания и сооружения Старосельской школы не соответствуют нормам безопасности, что влечет нарушение прав детей на обучение в условиях, гарантирующих охрану их жизни и здоровья (л.д. 76).

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования.

Представитель Администрации МО «Велижский район» Федорова Е.А. действующая по доверенности, иск прокурора не признала и в судебном заседании показала, что предположения прокурора о том, что отсутствие технической документации не соответствует требованиям безопасности противоречат лицензии на образовательную деятельность, в которой указано, что школа соответствует строительным нормам и правилам. Техническая инвентаризация носит заявительный характер, и это является правом, а не обязанностью ответчиков ее проводить.

В связи с чем, в иске прокурора просит отказать в полном объеме.

Представитель Старосельской школы - директор школы Макарова А.Д. исковые требования признала и в судебном заседании показала, что действительно какой либо технической документации, в том числе и акта ввода объекта в эксплуатацию, и технического паспорта на здания школы, котельной и мастерской нет, техническая инвентаризация школы не проводилась. В настоящее время техническая инвентаризация проведена, но документы находятся в БТИ, поскольку работы по технической инвентаризации не оплачены. Сама школа заказать и провести техническую инвентаризацию не может, поскольку у школы нет финансовых средств. Данные расходы финансируются администрацией МО «Велижский район».

Выслушав объяснения прокурора, возражения представителя Администрации, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах настоящего дела и обозренные в судебном заседании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с положениями Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями), образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51).Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (п. 3 ч. 3 ст. 32).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 4 ч. 1 ст. 31).

В реестре муниципальной собственности муниципального образования «Велижский район» находятся: здание школы, 1986 г. ввода в эксплуатацию, здание котельной, 1985 г. ввода в эксплуатацию, здание мастерской, 1980 г. ввода в эксплуатацию, переданные в оперативное управление Старосельской школе (л.д. 5-8).

Сведения о государственной регистрации прав на указанный объект в Едином государственном реестре прав отсутствуют (л.д. 11).

Вышеназванные объекты недвижимости переданы в оперативное управление Старосельской школе на основании постановления МО «Велижский район» от ДД.ММ.ГГГГ. о закреплении имущества МО «Велижский район» в оперативное управление муниципальным образовательным учреждениям, договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4, 14, 15).

Согласно Уставу Старосельской школы, учредителем школы и собственником ее имущества является администрация муниципального образования «Велижский район» (п. 1.4, 1.5).

Согласно ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями) - до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.

Представление кадастрового паспорта не требуется, если кадастровый паспорт, план или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (п. 10).

Согласно п. 10 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями) - никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 настоящей статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.

Согласно п. 10 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ - под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Основанием для составления технического паспорта бюро технической инвентаризации является наличие объекта капитального строительства, к которым относится, в частности, отдельное здание.

Однако техническая инвентаризация объектов капитального строительства школы с момента ввода в эксплуатацию не проводилась, технический паспорт отсутствовал. Кадастровый паспорт также отсутствует, никаких иных документов, которые бы содержали описание этих объектов недвижимости и имели бы равную юридическую силу с кадастровым паспортом, также не имеется. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается. БТИ также указывает на то, что только в настоящее время поступили заявки на проведение технической инвентаризации от Старосельской школы (инвентаризация здания школы) (л.д. 25). То есть сведений об учете ранее этих объектов - нет, и заинтересованные в том лица не желают обращаться за их получением.

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с изменениями) - кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

В соответствии с Приказом Минпроса СССР от 27.12.1974 N 167 "Об утверждении Инструкции о ведении школьной документации" (действующий) - технический паспорт школы является основным документом, в котором дается характеристика здания школы, всех учебных, хозяйственных и других помещений, коммуникаций (водопровода, канализации, отопления, освещения, газификации, радиофикации, телефонизации) с приложением соответствующих схем.

Согласно положениям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" - сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости.

При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (п. 8 ст. 41).

Согласно п. 2 ст. 16 и п. 3 ст. 43 Федерального закона такие кадастровые паспорта объектов недвижимости выдают соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на основании заявления.

Приказом Минюста РФ от 20 февраля 2008 г. N 34 утверждена форма таких заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.

Приказом Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. N 32 утверждена форма кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (с изменениями на 21 августа 2010 г.) - по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (п. 7).

Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте (п. 9).

Следовательно, наличие у правообладателя недвижимости кадастрового паспорта для целей предупреждения причинения вреда, является необходимым.

Представленные ответчиками документы:

- о прохождении лицензирования (л.д. 33-34),

- о проведении ежегодных ремонтов зданий школы и расходование средств на ремонт (л.д. 35),

не являются теми документами, которые бы отражали уникальные характеристики объекта недвижимости и предоставляли бы возможность контролирующим органам следить за содержанием зданий школы.

Напротив, в соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312), Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (п.3.2). Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте (п.3.9).

Результаты проведенных капитальных ремонтов или реконструкции также должны отражаться в техническом паспорте здания (объекта) (п.5.1.,5.4).

Ссылка ответчиков на наличие у образовательного учреждения лицензии, а следовательно, соответствия его строительным нормам, также необоснованна, так как хотя Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796), действующим на момент выдачи лицензии и предусматривалась проверка зданий образовательного учреждения на соответствии строительным нормам, но с момента выдачи лицензии прошло более трех, что не может свидетельствовать о соблюдении этих норм и на настоящий момент.

Кроме того, притом, что срок действия лицензии установлен по ДД.ММ.ГГГГ, ни действующим в настоящий момент Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277), ни Административным регламентом исполнения Департаментом Смоленской области по образованию и науке государственной функции «лицензирование образовательной деятельности» (утв. указом Губернатора Смоленской области от 13.08.2010 № 18), не предусмотрено в целях получения лицензии предоставления документов, подтверждающих соответствие зданий образовательного учреждения строительным нормам.

В связи с тем, что кадастровый паспорт объектов капитального строительства школы отсутствует, и отсутствует вообще какая либо документация на объекты капитального строительства школы, что лишает возможности проследить характеристику возможных изменений объектов капитального строительства, их технических или качественных характеристик, имели ли место перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос, каков износ, и установить не представляют ли конструктивные и инженерные элементы здания опасности для лиц, в них находящихся,

и поскольку образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, требования прокурора о возложении на правообладателей объектов недвижимости незамедлительно провести их техническую инвентаризацию являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, а доводы Администрации муниципального образования «Велижский район» о том, что проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства школы с целью определения, их безопасности для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и лиц, в них находящихся, является правом, а не обязанностью, не обоснованными.

Доводы ответчика о том, что техническая инвентаризация уже проведена и требования по технической инвентаризации выполнены, так же не могут быть приняты судом, поскольку документов подтверждающих проведение инвентаризации в суд не представлено, а в соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация», оплата работ по технической инвентаризации не произведена.

Ссылка директора школы на отсутствие необходимости инвентаризации здания школьной мастерской, т.к. здание ветхое и занятия в нем с 2004 года не проводятся (л.д. 13-17), не может являться основанием для ее непроведения. Напротив, в интересах безопасности жизни и здоровья учащихся, проведение технического осмотра данного здания необходимо в целях скорейшего решения вопроса о его дальнейшем использовании (сносе, реконструкции, капитальном ремонте и т.д.).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

                                                                  РЕШИЛ:

Обязать администрацию Старосельской муниципальной основной образовательной школы Велижского района Смоленской области и учредителя в лице Администрации муниципального образования «Велижский район» провести техническую инвентаризацию объектов капитального строительства: здания школы, здания котельной, здания мастерской в <адрес>.

Решение может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Смолоблсуд через Велижский райсуд в течение 10 дней.

Председательствующий:      А.А.Левченков