Дело №2-42/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Велиж 1 июня 2011 года Велижский районный суд Смоленской области В составе: председательствующего - судьи Романова А.В., С участием пом.прокурора Велижского района Шульгин Д.Н., представителя органа опеки и попечительства Грубенковой С.В., при секретаре Доценко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Велижского района в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корнеева М.И. к Администрации МО «Велижское городское поселение» (далее по тексту - Администрация), Департаменту Смоленской области по образованию и науке (далее по тексту - Департамент), о внеочередном предоставлении жилья, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Велижского района обратился в суд с иском в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Корнеева М.И. к Администрации, о внеочередном предоставлении жилья за счет средств бюджета Смоленской области, в виде отдельного благоустроенного жилого помещения, на территории МО «Велижский район» Смоленской области, по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м.. В обоснование своих требований указал, что Корнеев М.И. остался без попечения родителей, мать- умерла, отец- лишен родительских прав, и с ДД.ММ.ГГГГ он находился на полном государственном обеспечении и за ним закреплено право на внеочередное получение жилья. Жилым помещением Корнеев М.И., с учетом положении п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.1 Областного закона от 29.11.2007г. №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее по тексту - Областной закон №114-з), до настоящего времени не обеспечен. Администрацией он включен в заявку на выделение субвенций на приобретение жилья, которая направлена в Департамент. В соответствии с п.3 ч.2 ст.2 Областного закона №114-з органом местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на территории муниципального образования «Велижское городское поселение» является Администрация муниципального образования «Велижское городское поселение». Обеспечение данной меры социальной поддержки, является расходным обязательством Смоленской области. (л.д.7-8,37). В настоящем судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, а также уточнил, что жилье должно быть предоставлено на территории МО «Велижское городское поселение». Истец Корнеев М.И. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения был надлежащим образом извещен, о причинах препятствующих явке не сообщал, ранее судебное заседание откладывалось из-за его неявки, в настоящем судебном заседании его интересы представляет прокурор, что не препятствует продолжению рассмотрения настоящего дела (ч.2 ст.38, ч.3 ст.167 ГПК РФ, л.д.12,36,40,103,133,144,151). В процессе подготовки дела к судебному разбирательству на основании определения суда от 14.02.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Департамент (л.д.2). В последующем, на основании определения суда от 26.05.2011г. процессуальный статус Департамента был изменен, на соответчика (л.д.161). Представитель соответчика - Департамента в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах препятствующих явки в суд не сообщалось, в представленном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, что в силу ч.5 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела по существу. В представленных возражениях на иск указали, что вопросы связанные с предоставлением жилья детям-сиротам осуществляет Администрация МО «Велижское городское поселение», а Департамент только осуществляет финансирование расходных обязательств, в связи с чем считают себя ненадлежащим ответчиком. Представитель ответчика - Администрации Макаркин А.Г.., выступающий на основании соответствующей доверенности (л.д.47) исковые требования признал. Представитель органа опеки и попечительства, с учетом представленного заключения по существу спора, считает иск подлежащим удовлетворению, так как Корнеев М.И. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время он не обеспечен отдельным благоустроенным жильем, из учебного заведения отчислен, наказанием в местах лишения свободы не отбывает, службу в Вооруженных силах Российской Федерации не проходит. Право на предоставление жилья возникло у истца ДД.ММ.ГГГГ после окончания «ПУ №» <адрес>. Обязанность по предоставлению жилья лежит на Администрации, так как истец проживал в <адрес>, перед направлением его в интернатное учреждение (л.д.99,146). Выслушав объяснения прокурора в поддержание иска, объяснения представителя Администрации о признании иска, огласив возражения Департамента, выслушав заключение представителя органа опеки и попечительства, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч.3 ст.57 ЖК РФ). Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее ФЗ РФ N 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст.6Закона Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 89-з Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями устанавливается Жилищным кодексом Российской Федерации, областным законом и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области (п.2). С учетом положении п.п.10 п.2 ст.23 Закона Смоленской области от 07.12.2010 N 109-з "Об областном бюджете на 2011 год", введен в действие Областной закон №114-з. Согласно ст.ст.1-2 Областного закона №114-з, настоящий областной закон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями по договорам социального найма (далее - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями) (ст.1). Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства (п.п.1 п.2 ст.2). В силу постановления Администрации Смоленской области от 28 ноября 2008 г. N 641 "Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями", приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год (п.3.1). Жилые помещения для детей-сирот приобретаются в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п.3.3). Как видно из материалов дела, Корнеев М.И., является гражданином <данные изъяты>, родился ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> года), у отца - К., у матери- Т. (свидетельство о рождении, л.д.50,54,56). ДД.ММ.ГГГГ умерла Т. в <адрес> (свидетельство о смерти, л.д. 51) Решением суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ К. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Корнеева М.И., решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Данное письменное доказательство принимается российским судом, с учетом положении «Минской конвенции» (л.д.53, ч.5 ст.71, ст.408 ГПК РФ). В соответствии с постановлением Главы муниципального образования «Велижский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № Корнеев М.И. был направлен в интернатное учреждение на полное гособеспечение. За несовершеннолетним закреплено право на внеочередное получение жилья (л.д. 49,118). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Корнеев М.И. находился в <адрес> школе-интернат. ДД.ММ.ГГГГ выбыл в профессиональный лицей № <адрес>, из которого был отчислен. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в профессиональном лицее № <адрес> (л.д.57-62,147). Корнеев М.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в СО ГОУ НПО «Профессиональное училище №» (л.д.64-65). Согласно имеющейся в материалах дела справке, Корнеев М.И. отчислен ДД.ММ.ГГГГ из ОГОУ СПО «<адрес> монтажный техникум» (л.д. 66-67,100) Согласно справке <адрес> отдела Управления Росреестра по <адрес>, сведениями о зарегистрированных правах Корнеева М.И. на объекты недвижимости на праве собственности, не располагают (л.д.63). Таким образом, Корнеев М.И. является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 23 года, за ним признано право на внеочередное предоставление жилья, так как жилого помещения закрепленного за ним не имеется, данные обстоятельства представитель ответчика не оспаривает. С учетом отнесения истца к лицам, из числа детей оставшихся без попечения родителей, то у него имеется право на внеочередное получение жилого помещения, как меры социальной поддержки. Обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей с учетом переданных областным законом №114-з государственных полномочии, лежит на органе местного самоуправления, в лице Администрации. ДД.ММ.ГГГГ Корнеев М.И. обратился в адрес Администрации с заявлением о внеочередном предоставлении жилья (л.д. 68). С учетом положении п.п.2.1-2.2 постановления Администрации Смоленской области от 28 ноября 2008 г. N 641 "Об утверждении Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями", Корнеев М.И. включен Администрацией в список лиц, из числа детей-сирот, для внеочередного предоставления жилья, необходимый перечень документов представлен, Администрацией сделаны запросы (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) в Департамент, о выделении субвенции (л.д.14-17,69-80). На момент рассмотрения настоящего дела, жилое помещение Корнееву М.И. не предоставлено, договор социального найма с ним не заключен, что свидетельствует о нарушении прав истца с ДД.ММ.ГГГГ на получение мер социальной поддержки, в виде внеочередного предоставления жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Корнеев В.М. в настоящее время имеет временную регистрацию по месту пребывания, до ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> (л.д.40,100,133). Штамп о регистрации по месту жительства, в паспорте Корнеева М.И. отсутствует (л.д.19,56). Однако с учетом возраста истца, на ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось только 13 лет, то в силу ст.20 ГК РФ, п.2 ст.8 ФЗ РФ №159-ФЗ, п.п.82,95 Приложения к приказу Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208, местом его жительства являлось: <адрес> (до смерти матери) (л.д.146-150,154). Таким образом, с учетом места жительства истца, которым является <адрес>, то обязанность по предоставлению жилого помещения на территории МО «Велижское городское поселение», лежит на Администрации. С учетом положении ст.22 Областного закона №6-з от 19.12.1996г. «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области», п.5 ст.11 Закона Смоленской области №6-з от 13.03.2006г. «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территорий Смоленской области», социальная норма площади жилья на одиноко проживающего человека, должна быть не менее 33 кв.м. общей площади. На основании изложенного, с учетом признания иска представителем Администрации (ст.39, ч.3 ст.173 ГПК РФ), и установленного нарушения прав на внеочередное предоставление жилья Корнеева М.И., иск прокурора об возложении обязанности на Администрацию предоставить за счет бюджета Смоленской области, во внеочередном порядке Корнееву М.И., на территории муниципального образования «Велижское городское поселение» Смоленской области, отдельное благоустроенное жилое помещение, по договору социального найма, общей площадью не менее 33 (тридцать три) кв.метра, суд считает подлежащим удовлетворению. С учетом положении ст.154,158 БК РФ, п.п.24 п.2, п.6 ст.26.3 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п.2,5 ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.7 Закона Смоленской области от 29 сентября 2005 г. N 89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области", предоставление мер социальной поддержки относится к расходным обязательствам Смоленской области, при этом субвенции Администрации предоставляет Департамент, который представляет в бюджетных отношениях Смоленскую область, что видно и из возражении по иску Департамента. С учетом указанного обстоятельства, а также возложенной на Администрацию обязанности по предоставлению жилья за счет областного бюджета, то Департамент имеет материально-правовую заинтересованность в настоящем споре, в связи чем, обоснованно является соответчиком. Указание представителем Администрации в своих возражениях на срок исполнения судебного решения (л.д.45), является незаконным и необоснованным, так как ч.2 ст.57 ЖК РФ не устанавливает срок предоставления жилья детям-сиротам, а свидетельствует о незамедлительном после возникновения права у лица на жилье, его предоставление, так как в ином случае будет нарушено право истца на жилье. Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ, п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственная пошлина от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего заявления, не подлежит взысканию и с Администрации МО «Велижское городское поселение», в связи с освобождением органов местного самоуправления от ее уплаты. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора Велижского района в защиту интересов лица из числа детей оставшихся без попечения родителей Корнеева М.И. к Администрации МО «Велижское городское поселение», Департаменту Смоленской области по образованию и науке, о внеочередном предоставлении за счет средств бюджета Смоленской области отдельного благоустроенного жилого помещения, на территории муниципального образования «Велижское городское поселение», по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.метра, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Велижское городское поселение» за счет средств бюджета Смоленской области, предоставить лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей Корнееву М.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, во внеочередном порядке, на территории муниципального образования «Велижское городское поселение», отдельное благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, общей площадью не менее 33 (тридцать три) кв.метра. Решение может быть обжаловано и подано представление в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: А.В.Романов
"Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" (далее по тексту - Областной закон №89-з), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным законодательством (п.1).