Дело № 2-139/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г. Велиж 15 июня 2011 года Велижский районный суд Смоленской области В составе: Председательствующего (судьи) Корнева В.В.. с участием прокурора Полякова А.И., при секретаре: Желновой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску прокурора Велижского района к Большержавской муниципальной основной общеобразовательной школе Велижского района Смоленской области и Администрации муниципального образования «Велижский район» о понуждении к оборудованию рабочих мест пользователей электронно-вычислительными машинами в образовательном учреждении четырьмя подъемно-поворотными рабочими стульями (креслами), регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», У С Т А Н О В И Л : Прокурор Велижского района обратился в суд с иском к Большержавской муниципальной средней общеобразовательной школе Велижского района Смоленской области (далее по тексту - Школа), Администрации муниципального образования «Велижский район» (далее по тексту - Администрация), о понуждении к оборудованию рабочих мест пользователей электронно-вычислительными машинами в образовательном учреждении пятью подъемно-поворотными рабочими стульями (креслами), регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», сославшись на то, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в компьютерных классах образовательных учреждений, по результатам которой было выявлено, что рабочие места пользователей ПЭВМ в кабинете информатики муниципального образовательного учреждения в нарушение п.11.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 оборудованы обычными стульями, что может привести к нарушению осанки и ухудшению зрения пользователей (неопределенного круга лиц, учащихся, работников учреждения) и нарушение их прав на охрану здоровья. В связи с отсутствием денежных средств у Школы, вопрос по выделению денежных средств должен решаться учредителем. Просит обязать Школу оборудовать рабочие места пользователей ПЭВМ в образовательном учреждении четырьмя подъемно-поворотными к рабочими стульями (креслами), регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», при недостаточности средств у Школы, возложить субсидиарную ответственность по исполнению решения суда на Администрацию МО. Представитель Школы, в лице директора, исковые требования не признала, указала, что школой уже приобретено требуемое количество кресел. Представитель Администрации МО - Федорова Е.А., действующая по доверенности, иск также не признала, сославшись на отсутствие субсидиарной ответственности в силу реального исполнения иска. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах настоящего дела и обозренные в судебном заседании, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (п.1 ст.32). К компетенции образовательного учреждения относится, в частности материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п.п.1 п.2 ст.32). Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в том числе за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.п.1,3-4 п.3 ст.32). Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (п.1 ст.51). Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения (п.7 ст.51). Аналогичные положения предусмотрены и п. 3.1, 3.2, 9.14 Устава Школы. Таким образом, непосредственно само образовательное учреждение в силу закона обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Когда же такая обязанность ими не исполняется прокурор вправе в целях предупреждения вреда обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (ст. 45 ГПК РФ). В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ Органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст.2 ФЗ №52-ФЗ). Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (ст.11 ФЗ №52-ФЗ). В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства. Технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам (п.1-2 ст.28 ФЗ №52-ФЗ). Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц (п.3 ст.39 ФЗ №52-ФЗ). Как видно из материалов дела Большержавская муниципальная средняя общеобразовательная школа, является юридическим лицом и зарегистрирована в установленном законом порядке. Учредителем образовательного учреждения является Администрация муниципального образования «Велижский район» (п.1.5 Устава). Прокуратурой Велижского района ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения Школой законодательства в области образования, о чем была составлена справка. В ходе проверки установлено, что кабинет информатики оборудован 4 ПЭВМ, для работы с ПЭВМ имеются только обычные стулья, что свидетельствует о нарушении п.11.6 СанПиН 2.2.2\2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Согласно п.1.1 «Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"» Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (п.2.4.6). В соответствии с СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (ред. от 03.09.2010) (далее по тексту - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03): - п.1.4. настоящие Санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации импортных ПЭВМ, используемых в обучении. 1.7. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию ПЭВМ. 1.9. Рабочие места с использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил. 9.6. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Раздел XI. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях». 11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви (приложение №5). Таким образом, в судебном заседание с учетом совокупности исследованных доказательств было достоверно установлено наличие нарушений законодательства в области образования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, допущенных в результате бездействия со стороны ответчиков, по оборудованию рабочих мест пользователей ЭВМ в образовательном учреждении специализированными стульями. Данное нарушение влечет несоблюдение права на охрану здоровья обучающихся в образовательном учреждении, поэтому суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. В целях восстановления нарушенных прав обучающихся и иных лиц, в частности права на здоровье, с учетом положении ч.3 ст.258 ГПК РФ. В соответствии со ст.ст.31,32,39,43 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 - К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (ст.31); -Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (ст.32). - За образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности (ст.39). Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (п.1 ст.43). Аналогичные положения предусмотрены и п. 4.1-4.2, 4.5, 4.8, Устава Школы. Как было установлено в судебном заседание, Школа является бюджетным учреждением, а собственником ее имущества является МО «Велижский район». Прокурор в своем исковом заявлении указывает на отсутствие необходимых денежных средств у Школы для приобретения специализированных стульев, в связи с чем просит возложить субсидиарную ответственность по исполнению решения суда на Администрацию. Согласно ч.2-3 ст.215 ГК РФ, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч.2). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (ч.3). Согласно положении п.12 ст.33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с изменениями от 27 июля, 8, 29 ноября 2010 г., 7 февраля 2011 г.), положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. С учетом даты возникновения обязанности у ответчиков по приобретению специализированной мебели в компьютерный класс, которой является 30.06.2003г. (дата введения в действие СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03), при этом до 01.01.2011г. ст.120 ГК РФ предусматривала субсидиарную ответственность собственника по обязательствам учреждения, то Школа как юридическое лицо несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, по устранению нарушений законодательства об образовании и санитарного законодательства, пределы этой ответственности ограничены находящимися в его распоряжений денежными средствами и лишь в случае недостаточности этих средств субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, в лице Администрации МО «Велижский район». На основании изложенного, суд считает, что заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению. Вместе с тем, как видно из материалов дела после предъявления иска прокурором (ДД.ММ.ГГГГ) и до вынесения решения по делу Школой в добровольном порядке приобретены 5 кресел компьютерных «Престиж» (договор купли-продажи, накладная). Учитывая, что после предъявления иска в суд ответчики добровольно устранили нарушения в области санитарно-эпидемиологического законодательства, приобрели требуемые компьютерные кресла, суд не приводит решение в этой части к исполнению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Большержавскую муниципальную среднюю общеобразовательную школу оборудовать рабочие места пользователей электронно-вычислительными машинами в образовательном учреждении четырьмя подъемно-поворотными рабочими стульями (креслами), регулируемыми по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.2/2.41340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». При недостаточности денежных средств в Большержавской муниципальной средней общеобразовательной школы возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на Администрацию муниципального образования «Велижский район» Смоленской области. Не приводить настоящее решение в исполнение в связи с добровольным удовлетворением иска ответчиками. Решение может быть обжаловано и подано представление в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий:
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту ФЗ №52-ФЗ), настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
(с изменениями от 23 июля 2008 г.) утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44, введенные в действие с 01.09.2003 года, настоящие Санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования.
"Об образовании" (с последующими изменениями),