Дело № 2-208/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Г. Велиж 31 августа 2011 года Велижский районный суд Смоленской области В составе: председательствующего (судьи) Корнева В.В., при секретаре: Кузягиной С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Велижского района к Администрации муниципального образования «Печенковское сельское поселение» о принятии мер по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории сельского поселения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Велижского района обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования сельского поселения о возложении обязанности принять меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории сельского поселения по тем основаниям, что вопреки природоохранному законодательству сбор и вывоз ртутьсодержащих ламп с территории поселения не осуществляется, отработанные ртутьсодержащие лампы лица хранят у себя либо выбрасывают в контейнеры, предназначенные для накопления твердых бытовых отходов, не обезвреживаются на специальных установках, не транспортируются на специально оборудованные объекты размещения такого класса отходов, не складируются в специально отведенном для этого помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах исключающих повреждение тары. Всё это негативно влияет на благоприятную окружающую среду, поэтому просит иск удовлетворить. Представитель ответчика Федорова Е.А., выступающая на основании соответствующей доверенности, иск не признала, сославшись на то, что отработанные ртутьсодержащие лампы не относятся к категории бытовых отходов, организация сбора и вывоза которых является обязанностью органов местного самоуправления поселений. К тому же действующее законодательство не возлагает такую обязанность именно на сельское поселение. Помимо этого истец не конкретизировал, в каких мероприятиях должна проявиться во вне деятельность поселения по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Поэтому в иске просит отказать. Выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно ст. 8 Федерального закона от 20 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы. Согласно ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3). Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы. К опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В соответствии с Критериями, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов N 511 от 15.06.2001г., опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности. Согласно примечанию к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов РФ N 786 от 02.12.2002г., Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождение, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Отходы, содержащие ртуть (35310700 02 01 1); ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (35330100 13 01 1), относятся к 1 классу опасности - "очень высокая". Временное хранение отработанных люминесцентных ламп вне специальных мест для хранения нарушает требования Санитарных правил при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением, утвержденных Главным санитарным врачом СССР 04 апреля 1988 года N 4607-88 (далее - Санитарные правила). Согласно пункту 4.8 указанных Санитарных правил, транспортировка и хранение готовой продукции и содержащих ртуть изделий (особенно из стекла) должны максимально исключать возможность механического повреждения изделий и тары, проливов и образования источников вторичного загрязнения воздуха ртутью. В соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащее сбор, накопление, использование, транспортировка и размещение которых может повлечь причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и отражающей среде (утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. №681), - органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и физических лиц о порядке осуществления такого сбора (п. 8). Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В соответствии с п. 2 ст. 13 этого же Федерального закона, на территориях муниципальных образований организацию деятельности в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) осуществляют органы местного самоуправления. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с уставом муниципального образования, к вопросам местного значения сельского поселения относиться организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пп. 19 п. 1 ст. 7, п.п.18 п.7 ст.28 Устава). Таким образом, и предмет отходов - ртутьсодержащие лампы, и вопросы, связанные с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к компетенции сельского поселения и доводы ответчика в обратном, являются несостоятельными. Согласно сообщению Администрации МО, правовые акты, устанавливающие порядок осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, а также о способах информирования юридических лиц, расположенных и проживающих на территории сельского поселения об организации и порядке такого сбора, не принимались и до указанных лиц не доводились (л.д. 5). На момент рассмотрения настоящего спора подобные нормативные акты также не приняты. При таких обстоятельствах иск прокурора, о возложении на сельское поселение обязанности принять меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц о порядке осуществления такого сбора с территории поселения, подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию муниципального образования «Печенковское сельское поселение» принять меры по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора на территории поселения. Решение может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий: