08.09.2011 - Решение о разработке проекта организации дорожного движения



Дело № 2-220/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Велиж                                                    8 сентября 2011 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи) Корнева В.В.,

при секретаре: Дикаревой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Велижского района к Администрации муниципального образования «Печенковское сельское поселение» о разработке проекта организации дорожного движения,      

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Велижского района обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения с требованием разработать проект организации дорожного движения на территории поселения. В обоснование иска сослался на то, что в нарушение норм действующего законодательства на территории сельского поселения отсутствует такой проект организации дорожного движения. В результате не выполняются государственные гарантии по соблюдению интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Указанное нарушение является одним из неблагоприятных факторов, влияющих на организацию дорожного движения на территории поселения, а также как следствие на совершение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Представитель ответчика - Федорова Е.А., выступающая на основании соответствующей доверенности, иск не признала. Не отрицая факта необходимости разработки такого проекта организации дорожного движения на территории поселения, вместе с тем отмечает, что компетенция сельского поселения должна ограничиваться исключительно дорогами местного значения, т.е. дорогами находящиеся в собственности сельского поселения, а не распространятся на все дороги, проходящие через территорию поселения. В связи с этим требования прокурора не конкретизированы, дороги не поименованы, а потому иск удовлетворению не подлежит. Кроме того, совместное Письмо МВД РФ и Росавтодора не является нормативным документом, а потому не может служить доказательством в обоснование требований. В иске просит отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозренные в судебном заседании, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.

Статьей 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ч. 1 ст. 22 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Во исполнение данного положения Федерального закона и в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел и Федеральным дорожным агентством подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (Письмо МВД РФ от 02.08.2006г. № 13/6-3853, Росавтодора от 07.08.2006г. № 01-29/5313).

В соответствии с 2.3. Порядка проект организации дорожного движения должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов и направлен на решение следующих задач: обеспечение безопасности участников движения; введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами; своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты; обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д.

Согласно п. 1.4. Порядка заказчиком проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ).

За организацию дорожного движения на автодорогах местного значения отвечают органы местного самоуправления (ст. 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В соответствии с Уставом муниципального образования к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 7, п. 4 ч. 7 ст. 28 Устава).

Таким образом, разработка проекта организации дорожного движения относятся к компетенции поселения.

Доводы ответчика о том, что истец не конкретизировал исковые требования, не поименовал дороги, в отношении которых сельское поселение должно разработать проект, являются несостоятельными. Само существо искового заявления, его содержание, исковые требования свидетельствуют о том, что требования предъявлены именно к сельскому поселению и в отношении организации дорожного движения на дорогах местного значения. На территории сельского поселения в силу сложившейся за долгие годы инфраструктуры могли образоваться иные дорожные пути, которые нуждаются в урегулировании, поэтому установление конкретного перечня таких дорог это именно тот вопрос, который должен быть рассмотрен при разработке проекта организации дорожного движения, а не в настоящем судебном заседании.

Согласно же сообщению муниципального образования проект организации дорожного движения на территории поселения не разрабатывался.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из основных задач по охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию муниципального образования «Печенковское сельское поселение» Велижского района Смоленской области разработать в соответствии с требованиями правил и технических норм, стандартов и других нормативных документов проект организации дорожного движения в поселении.

Решение может быть обжаловано, а прокурором подано представление в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: