21.12.2010 - Решение о взыскании расчета при увольнении, заработной платы за задержку выдачи трудовой книжки, изменении даты увольнения и компенсации морального вреда



Дело № 2-245/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Велиж 21 декабря 2010 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе:

председательствующего (судьи) Левченкова А.А.,

при секретаре Желновой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сельковой М.А. к индивидуальному предпринимателю Иванову А.И. о взыскании расчета при увольнении, заработной платы за задержку выдачи трудовой книжки, изменении даты увольнения и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Селькова М.А. обратилась в суд с иском к ИП Иванову А.И. о взыскании расчета при увольнении, заработной платы за задержку выдачи трудовой книжки, изменении даты увольнения и компенсации морального вреда, сославшись на то, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала в магазине «Х.» у ИП Иванова А.И. <данные изъяты>. 12 ноября 2010 г. она подала ответчику заявление об увольнении по собственному желанию и ей было предложено прекратить трудовые отношения в этот же день. Однако трудовую книжку в день увольнения ей не выдали, выдали лишь 23 ноября 2010 года, после неоднократных обращений, без каких-либо объяснений задержки ее выдачи. Письменного уведомления от работодателя о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте, она не получала. Расчет при увольнении также ей не был выдан в день увольнения. 23 ноября 2010 г. при получении трудовой книжки в магазине «Х.» супруга ответчика И. подала ей ведомость о начислении расчета и стала считать деньги из кассы, она решила, что она отсчитывает деньги для выдачи расчета, мельком посмотрела на расчетную сумму и расписалась в ведомости, она взяла эту ведомость, сказала, что сейчас принесет недостающую сумму денег и ушла в продуктовый отдел магазина «Х.», вернувшись, сказала, что ответчик ничего не должен и расчета не выплатила, т.е. фактически она подписала ведомость за расчет, который она не получила. В связи с задержкой выдачи расчета и трудовой книжки и невозможностью трудоустроиться, она была лишена средств к существованию и соответственно не могла обеспечить себе нормальное проживание и питание. Считает, что в результате таких неправомерных действий работодателя ей причинен моральный вред.

Поэтому просит суд: взыскать с ответчика расчет при увольнении и среднемесячную заработную плату за время задержки выдачи трудовой книжки: с 12 ноября 2010 года по 23 ноября 2010 года; обязать внести изменения в ее трудовую книжку, указав дату увольнения - 23 ноября 2010 года; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 тыс. рублей.

Ответчик индивидуальный предприниматель Иванов А.И. исковые требования Сельковой М.А. не признал и суду пояснил, что 12 ноября 2010 г. во второй половине дня Селькова М.А. обратилась в заявлением об увольнении с занимаемой должности по собственному желанию, спросив, когда ей можно будет прийти за расчетом и трудовой книжкой. Поскольку впереди было два выходных дня, ей было предложено прийти за расчетом и трудовой книжкой 15.11.2010 г. в понедельник. За выходные дни был оформлен приказ об увольнении, произведен окончательный расчет, сделана запись в трудовой книжке. 15 ноября 2010 г. Селькова М.А. явилась за расчетом и трудовой книжкой. Расчет получила по ведомости от 15 ноября 2010 г., поставив свою подпись. Одновременно ей была выдана трудовая книжка при свидетеле А.

Выслушав объяснения истицы в поддержание исковых требований, возражения ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела и обозрённые в судебном заседании, суд считает, что иск Сельковой М.А. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из письменных материалов дела:

ДД.ММ.ГГГГ Селькова М.А. была принята на работу к ИП Иванову А.И. в магазин «Х.» в качестве <данные изъяты> (трудовая книжка, распоряжение, трудовой договор, л.д. 8-9, 19-20, 23).

ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, Селькова М.А. была уволена с занимаемой должности по ст. 77 п.3 ТК РФ (собственное желание). Основание: личное заявление (л.д. 22).

Расчет при увольнении

В соответствии с положениями ст. 84.1. ТК РФ, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя (ч. 1).

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность) (ч. 3).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (ч. 4).

В соответствии со ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Как указывает истица, расчет при увольнении ей выплачен не был. Однако никаких доказательств этому она не представила.

Напротив, из платежной ведомости на выдачу заработной платы за ноябрь 2010 г. видно, что Сельковой М.А. выплачена сумма в размере 4349 рублей (л.д. 21).

Свидетель И. (супруга ответчика) в судебном заседании показала, что расчет при увольнении Сельковой М.А. был выдан.

Свидетель А. (<должность> магазина «Х.») в судебном заседании показала, что действительно в один из дней ноября месяца 2010 года Селькова М.А. в вечернее время пришла в магазин за расчетом, и все вопросы по этому поводу решала с И. Непосредственно момента расчета она не видела, так как в этот момент вышла из помещения магазина.

Таким образом, в связи с тем, что истицей не представлено доказательств невыдачи ей расчета при увольнении, и судом таких доказательств не установлено, в совокупности с тем, что письменными доказательствами и показаниями свидетелей подтверждается обратное, суд считает необходимым в удовлетворении иска Сельковой М.А. в части взыскания расчета при увольнении, отказать.

Задержка выдачи трудовой книжки.

В соответствии с ч. 4 ст. 84.1. ТК РФ, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Истица в своем исковом заявлении и в настоящем судебном заседании утверждает, что трудовая книжка была ей выдана лишь 23 ноября 2010 г.

Ответчик утверждает, что трудовая книжка была вручена Сельковой М.А. 15 ноября 2010 г.

Свидетель А. (<должность> магазина «Х.») в судебном заседании показала, что была свидетелем того, как Селькова М.А. приходила в магазин за расчетом при увольнении и трудовой книжкой, но когда это было не помнит.

Согласно ст. 84.1 ТК РФ в случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления

указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

В соответствии с пунктом №41 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках" (с изменениями от 6 февраля 2004 г., 1 марта, 19 мая 2008 г.) При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Однако никаких доказательств, с достоверностью подтверждающих дату выдачи Сельковой М.А. трудовой книжки, направление ей уведомления о получении трудовой книжки, росписи в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них о получении трудовой книжки, ответчиком не представлено.

Следовательно, задержка ответчиком выдачи трудовой книжки истице имела место с 12 по 23 ноября 2010 года.

В силу ч. 4 ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

Следовательно, при допущенном ответчиком нарушении трудового законодательства, в виде задержки выдачи трудовой книжки, с него в пользу истицы подлежит взысканию средняя заработная плата за все время вынужденного прогула.

В связи с увольнением Сельковой М.А. 12.11.2010 г. и выдачей ей трудовой книжки лишь 23.11.2010 г., заработок за время задержки выдачи трудовой книжки должен быть исчислен за 7 рабочих дней.

Расчет среднего заработка за время вынужденного прогула произведен судом по правилам, предусмотренным ст. 139 ТК РФ, и согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы - утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007г. N 922.

Так, согласно справке о заработной плате Сельковой М.А.(л.д. 17), её среднедневной заработок составляет: <данные изъяты> (начисленная заработная плата в расчетном периоде с 01.11.2009 г. по 31.10.2010 г.) : 216 дней (количество фактически отработанных дней) = <данные изъяты> Следовательно, сумма за время задержки выдачи трудовой книжки составит: <данные изъяты> 1927 рублей 45 копеек, которую ответчик обязан выплатить истице.

Изменение даты увольнения.

Согласно абз. 3, 4 п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 (с изменениями от 6 февраля 2004 г., 1 марта, 19 мая 2008 г.)), работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении.

При задержке выдачи работнику трудовой книжки по вине работодателя, внесении в трудовую книжку неправильной или не соответствующей федеральному закону формулировки причины увольнения работника работодатель обязан возместить работнику не полученный им за все время задержки заработок. Днем увольнения (прекращения трудового договора) в этом случае считается день выдачи трудовой книжки. О новом дне увольнения работника (прекращении трудового договора) издается приказ (распоряжение) работодателя, а также вносится запись в трудовую книжку. Ранее внесенная запись о дне увольнения признается недействительной в порядке, установленном настоящими Правилами.

Таким образом, поскольку днем выдачи трудовой книжки Сельковой М.А., следует считать 23 ноября 2010 года, индивидуальный предприниматель Иванов А.И. обязан издать приказ об увольнении Сельковой М.А. с 23 ноября 2010 года, о чем внести соответствующую запись в ее трудовую книжку, признав ранее внесенную запись об увольнении с 12 ноября 2010 года недействительной.

Моральный вред.

Согласно ст.237 ТК РФморальный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Как установлено судом, трудовая книжка была выдана Сельковой М.А. с нарушением срока, установленного трудовым законодательством, в связи с этим истица в течение этого срока незаконно была лишена ответчиком права трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Поэтому, учитывая данные обстоятельства, суд считает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, с учетом степени его вины, длительности срока нарушения прав работника, семейного и имущественного положения истицы, а также требований разумности и справедливости, в размере 500 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ ответчик обязан нести судебные расходы по госпошлине в размере 600 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Взыскать с индивидуального предпринимателя Иванова А.И. в пользу Сельковой М.А. средний заработок за время задержки выдачи трудовой книжки в размере 1927 (одна тысяча девятьсот двадцать семь) рублей 45 копеек.

2. Обязать индивидуального предпринимателя Иванова А.И. внести изменения в трудовую книжку Сельковой М.А. об увольнении ее с 23 ноября 2010 года, признав ранее внесенную запись об увольнении с 12 ноября 2010 года, недействительной.

3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Иванова А.И. в пользу Сельковой М.А. компенсацию морального вреда в размере 500 (пятьсот) рублей.

4. В удовлетворении остальной части иска Сельковой М.А. к индивидуальному предпринимателю Иванову А.И., отказать.

5. Взыскать с индивидуального предпринимателя Иванова А.И. госпошлину вдоход соответствующего бюджета, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ, в размере 600 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Велижский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись А.А.Левченков

а