Реш.суда О признании нуждающимся в жилье



Дело №2-1405/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2010 годагород Великие Луки

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьиМамаевой Л.М.

при секретареСеменовой Т.П.,

с участием истицы Дмитриевой Г.В., ее представителя Александрова А.С., представителя ответчика Николаенко А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Г.В. к Администрации г.Великие Луки о признании нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриева Г.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Великие Луки о признании нуждающейся в жилом помещении. В обоснование иска ссылается на то, что проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей ее внуку – Александрову А.С. Проживает вместе с сыном – Александровым С.Н., внуком – Александровым А.С., женой внука – Александровой К.А. правнучкой – Александровой Я.А. Общая площадь указанной квартиры составляет 44,2 кв.м., на одного члена семьи составляет 8,84 кв.м., то есть меньше учетной нормы, установленной Постановлением Администрации г.Великие Луки от 10 июня 2005 года №21 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» в размере 12 кв.м. Указывает на то, что является бывшим несовершеннолетним узником, в связи с чем, ссылаясь на Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года, Закон «О ветеранах», считает, что должна быть обеспечена жильем. Основанием для отказа Администрации г.Великие Луки в признании ее нуждающейся в жилом помещении послужило то обстоятельство, что она подарила принадлежавшую ей долю квартиры своему внуку - Александрову А.С., тем самым ухудшив свои жилищные условия. Не соглашаясь с такими доводами, указывает на то, что ее внук с семьей проживает в указанной квартире постоянно с 2004 года, то есть до отчуждения ею своей доли. Кроме того, по ее мнению, ст.53 ЖК РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий», на которую ссылается Администрация г.Великие Луки, не применима в данной ситуации, поскольку указанная норма может быть применена при постановке на учет, а не при признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истица Дмитриева Г.В., ее представитель Александров А.С. поддержали заявленные исковые требования.

Истица пояснила, что ее внук Александров А.С. проживает в квартире вместе с нею с рождения, и она занималась его воспитанием. После регистрации брака в квартиру вселилась и жена внука, а затем у них родилась дочь. Так семья внука проживает в данной квартире с 2004 года. Заключение договора дарения ? доли квартиры было вызвано не стремлением ухудшить свои условия, а желанием того, чтобы у квартиры был один хозяин, поскольку другая ? доля данной квартиры принадлежала внуку. О том, что законодательством ей, как малолетнему узнику, предоставляются льготы, ей известно не было. О возможности встать на учет, как лицу, нуждающемуся в жилом помещении, ей стало известно лишь в апреле 2010 года, после составления договора дарения, из случайного разговора.

Представитель ответчика – главный специалист правового управления Администрации г.Великие Луки Николаенко А.Г. возражал против удовлетворения иска, просил Дмитриевой Г.В. отказать, ссылаясь на то, что оснований для признания истицы нуждающейся в жилом помещении не имеется. Ссылался на то, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия и может претендовать на признание ее нуждающейся в жилом помещении лишь по истечении пяти лет.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Дмитриевой Г.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Установлено, что 19 апреля 2010 года Дмитриева Г.В. обратилась в Администрацию города Великие Луки с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей.

Постановлением Администрации города Великие Луки за №98 от 10 июня 2010 года Дмитриевой Г.В. было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении на основании ст.53 ЖК РФ.

Согласно материалам дела Дмитриева Г.В. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.

На основании п.8 ст.154 Федеральный закон от 22.08.2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В силу подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п.3 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются по договорам социального найма. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ.

Согласно подп. 1 п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании п.5 ст.50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с п.2 Постановления Администрации г.Великие Луки от 10 июня 2005 года №21 (в редакции постановления Администрации города Великие Луки от 27.02.2010 года N 17) «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет менее 12 квадратных метров общей площади на одного человека.

Из материалов дела следует, что истица Дмитриева Г.В. проживает и зарегистрирована по месту жительства в <адрес> в <адрес>.

Установлено, что собственником данной квартиры является Александров А.С. на основании договора дарения ? доли квартиры от 03 июля 2008 год №12, заключенного между Александровым С.Н. и Александровым А.С. и договора дарения ? доли квартиры от 05 апреля 2010 года №1, заключенного между истицей Дмитриевой Г.В. и Александровым А.С.

Данное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью 44,2 кв.м.

Согласно выписке из лицевого счета от 23 сентября 2010 года в указанной квартире вместе с истицей проживают и зарегистрированы по месту жительства Александров А.С.- собственник жилого помещения, его жена - Александрова К.А., его дочь – Александрова Я.А., его отец – Александров С.Н.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Таким образом, на каждого члена семьи, проживающего в указанной квартире, приходится 8,84 кв.м. общей площади (44,2 : 5 = 8,84).

Следовательно, площадь жилого помещения, приходящаяся на Дмитриеву Г.В., составляет менее нормы жилой площади, установленной Постановлением Администрации г.Великие Луки от 10 июня 2005 года №21 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения», что является основанием для признания ее нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, истица Дмитриева Г.В. являясь лицом, приравненным к участникам Великой Отечественной войны, и нуждающейся в жилом помещении вправе претендовать на обеспечение ее жильем за счет средств федерального бюджета.

Доводы представителя ответчика о том, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, заключив договор дарения с целью состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, и не может быть признана нуждающейся в жилом помещении до истечения 5 лет, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу подп. 3 п.1 ст. 54 ЖК РФ в случае, если срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ, не истек, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Факт совершения Дмитриевой Г.В. действий, предусмотренных ст.53 ЖК РФ не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

Из материалов дела следует, что переход права собственности по договору дарения ? доли в <адрес> в <адрес>, заключенному между Александровым С.Н. и Александровым А.С. зарегистрирован в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (дата).

Согласно п.2 ст.223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Таким образом, с 30 июля 2008 года Александров А.С. является собственником ? доли в указанной квартире.

Согласно п.1 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

В силу п.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

На основании п.2 ст.31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким образом, с 30 июля 2008 года Александров А.С. в силу ст.ст.30,31 ЖК РФ имел законные основания проживать на принадлежащей ему жилой площади совместно с членами своей семьи, то есть со своей женой Александровой К.А.и дочерью Александровой Я.А.

В судебном заседании Дмитриева Г.В. и Александров А.С. пояснили, что семья Александрова А.С. проживает в данной квартире с 2004 года.

Свидетели Г., Т., соседи истицы, показали, что проживают в одном доме с истицей с 1968 года. Александров А.С. проживает в квартире постоянно, с момента своего рождения. После того, как он женился, в квартире также стали проживать его жена, а затем - и ребенок. Они бывали у истицы дома. По обстановке в квартире видно, что внук с семьей в этой квартире проживает постоянно.

У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, поскольку они не заинтересованы в исходе дела, их показания не содержат противоречий и согласуются между собой и с другими материалами дела.

Так, из амбулаторной карты на имя Александровой Я.А.,29 марта 2005 года рождения, видно, что ребенок проживает по адресу <адрес>.

Из справки Великолукского филиала ГП «БТИ» от 31 мая 2010 года, уведомлений об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 мая 2010 года следует, что какого-либо иного недвижимого имущества за Александровым А.С. и членами его семьи – Александровым С.Н., Александровой Я.А., Александровой К.А., Дмитриевой Г.В. на праве собственности не зарегистрировано.

Согласно справке Администрации сельского поселения «Борковская волость» от 25 августа 2010 года, в период с 21 мая 2007 года по 13 апреля 2010 года Александров А.С. был зарегистрирован по месту жительства в деревне <адрес>.

Однако, из данной выписки следует, что фактически по указанному адресу Александров А.С. не проживал.

Из выписки из лицевого счета и данных паспорта Александрова А.С. видно, что в <адрес> он зарегистрирован 16 апреля 2010 года, его жена Александрова К.А. и дочь Александрова Я.А.- 07 мая 2010 года.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 02.02.1998 года N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713» указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Таким образом, факт того, что Александров А.С., его жена и дочь до 2010 года не были зарегистрированы в <адрес> в <адрес> не может свидетельствовать о том, что они в этой квартире не проживали.

Доказательств проживания Александрова А.С. и его семьи в ином жилом помещении до заключения Дмитриевой Г.А. договора дарения ? доли квартиры ответчиком не представлено.

Поэтому заключение истицей договора дарения ? доли квартиры не повлияло на ее обеспеченность жилым помещением, поскольку в результате него количество лиц, проживающих совместно с Дмитриевой Г.В., не увеличилось, а размер жилой площади, приходящейся на каждого из проживающих лиц, не уменьшился.

Более того, из материалов дела следует, что регистрация данного договора в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним состоялась 23 апреля 2010 года.

В соответствии с п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации.

Следовательно, истица обратилась к ответчику с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении до заключения договора дарения своей доли в квартире.

Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии у истицы намерения ухудшить свои жилищные условия в целях получения возможности встать на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Поэтому положения ст.ст.53,54 ЖК РФ, предусматривающие возможность отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на которые ссылается ответчик, в данном случае применены быть не могут.

Иных обстоятельств, являющимися основанием для отказа Дмитриевой Г.В. в признании ее нуждающейся в жилом помещении, не имеется.

При таких обстоятельствах, исковые требования Дмитриевой Г.В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Дмитриеву Г.В. нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

ПредседательствующийЛ.М.Мамаева

Мотивированное решение составлено 08 ноября 2010 года.

Федеральный судьяЛ.М. Мамаева