решение по гражданскому делу



Копия.Дело № 2–1210/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2010 годаг. Великие Луки

Великолукский городской суд Псковской области в составе председательствующегофедерального судьи Никитина С.С., при секретаре Ермолиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова П.Е. к Государственному учреждению – Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Псковской области о взыскании убытков в связи с нарушением права на санаторно-курортное лечение и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Богданов П.Е. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании убытков и компенсации морального вреда в связи непредоставлением ему как инвалиду и получателю государственной социальной помощи путевки на санаторно–курортное лечение в 2007 году.

В обоснование иска указано на то, что согласно его заявлению и медицинской справки в 2007 году он был поставлен на учет для получения санаторно-курортного лечения. Однако, до настоящего времени путевка за 2007 год ему не предоставлена.

В связи с нарушением ответчиками его конституционного права на социальное обеспечение и охрану здоровья, истец в соответствии со ст. 15, 16, 1069 ГК РФ просит взыскать с ответчиков убытки, то есть те расходы, которые он должен будет произвести для восстановления нарушенного права. Исходя из стоимости одного дня пребывания 772 рубля (согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ № 963н от 08.12.2009 года), размер подлежащих взысканию убытков составляет 16 212рублей ( 772 руб. х 21 дн.).

В связи с тем, что непредоставлением путевок нарушены его личные неимущественные права, как то право на охрану здоровья и получение медицинской помощи, он также просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, размер которой оценивает в 10000 рублей.

В судебном заседании Богданов П.Е. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их по вышеуказанным основаниям.

Ответчик – Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ –просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представил возражения в письменном виде.

Представитель Управления Федерального казначейства по Псковской областиАбрамова О.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, указав на то, что действующим законодательством на Министерство финансов РФ возложена лишь техническая обязанность по передаче денежных средств Фонду социального страхования, в связи с чем Министерство финансов не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу. Доказательств причинения физических и нравственных страданий истцом в целях получения компенсации морального вреда истцом не представлено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Богданов П.Е., будучи инвалидом II группы, на основании Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178–ФЗ «О государственной социальной помощи» с учетом изменений, внесенных в него статьей 125 Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года № 122–ФЗ, является получателем государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего предоставление путевки на санаторно–курортное лечение.

Согласно заявлению Богданова П.Е. 30 ноября 2006 года он был поставлен на учет для получения в 2007 году путевки на санаторно-курортное лечение в ГУ – Псковское региональное отделение ФСС РФ. Однако, в 2007 году Богданову П.Е. путевка не была предоставлена.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются участвующими в нем лицами.

В соответствии с пунктом 4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования.

Вместе с тем, согласно федеральным законам о бюджете Фонда социального страхования Фонд осуществляет оплату стоимости путевок на основании государственных контрактов или иных гражданско-правовых договоров в пределах средств, предусмотренных законами о федеральном бюджете и перечисленных в Фонд (статья 5 Федерального закона от 19.12.2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год»).

Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.2007 года № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2008 год и на плановый период 2009, 2010 годов» оплата стоимости путевок осуществляется в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. При этом объем межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению в бюджет Фонда из федерального бюджета на эти цели определяется исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Как установлено судом, средств федерального бюджета, перечисленных в ГУ – ПРО ФСС РФ в 2007-2008 годах было недостаточно для обеспечения санаторно-курортным лечением всех граждан, имеющих на это право.

Из представленных документов и объяснений представителей ГУ – ПРО ФСС РФ следует, что в 2007 году из выделенных средств в сумме 28 945 600 рублей получили санаторно-курортное лечение 2285 человек, не было обеспечено путевками 3368 человек.

Анализируя причины, по которым не были предоставлены путевки всем лицам, имеющим на это право, в том числе истцу, суд учитывает сложившийся механизм финансового обеспечения указанных расходов.

Согласно пункту 2 вышеприведенных Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Статьей 6.4 Федерального закона РФ № 178-ФЗ и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 ноября 2004 года № 195, утвердившим Порядок ведения регистра, установлено, что ведение этого регистра осуществляется Пенсионным фондом РФ.

В соответствии с пунктом 9 Порядка территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в городах (районах) ежегодно в срок до 10 ноября направляют в Фонд социального страхования Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о праве граждан на получение набора социальных услуг на следующий год.

Таким образом, установление в бюджете Фонда социального страхования объема средств для финансирования расходов на приобретение путевок поставлено действующим законодательством в зависимость от предоставляемой территориальным органами Пенсионного фонда РФ информации о численности лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. А потому такое бюджетное регулирование не может обуславливаться действиями (бездействием) Фонда социального страхования, которому законом предоставлены полномочия лишь по приобретению путевок в пределах выделенных средств (в рамках рассматриваемой ситуации).

Учитывая изложенные обстоятельства и принимая во внимание то, что предоставление социальных услуг в рамках государственной социальной помощи отнесено законом к расходным обязательствам государства, надлежащим ответчиком по данному делу следует признать Министерство финансов РФ как представителя казны Российской Федерации.

В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Размер убытков, определенный истцом на основании части второй статьи 15 ГК и Приказа Минздравсоцразвития РФ № 963н от 08.12.2009 года, составляет 16 212 рублей(772 руб. х 21 дн.) ответчиками не оспаривается, в связи с чем признается судом обоснованным.

Поскольку в результате непредоставления санаторно-курортного лечения нарушены гарантированные законом личные неимущественные права истца на социальное обеспечение и охрану здоровья, его требования о компенсации морального вреда в силу положений статьи 151 ГК РФ подлежат удовлетворению. Размер компенсации морального вреда с учетом обстоятельств дела устанавливается судом в 5000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Богданова П.Е. удовлетворить частично.

Взыскать с казны Российской Федерации в пользу Богданова П.Е. убытки в связи с непредоставлением путевки на санаторно-курортное лечение в 2007 году в сумме 16 212 (Шестнадцать тысяч двести двенадцать) рублей, а также компенсацию морального вреда в сумме 5000 (Пять тысяч) рублей.

Исполнение настоящего решения возложить на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

В удовлетворении иска к Государственному учреждению – Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение 10 (десяти) дней со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 11 октября 2010 года.

Председательствующий:С.С. Никитин

Копия верна: федеральный судьяС.С. Никитин