о включении периода работы в льготный стаж



Дело Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Великие Луки ..........

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Архиповой И.А.,

при секретаре Касаткиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.А.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району Псковской области о включении периодов работы в льготный стаж,

У С Т А Н О В И Л:

М.А.И., обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району Псковской области о включении периодов службы по призыву в Советской армии с 11 мая 1979 года по 05 марта 1981 года и периода работы в Среднем профессионально-техническом училище с 01 сентября 1988 года по 31 августа 1991 года в качестве руководителя начальной военной подготовки в педагогический стаж работы. В обоснование иска указал, что Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Великие Луки и Великолукскому району необоснованно не включены в его педагогический стаж указанные выше периоды. Период его службы в Советской армии приходится на период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1379, согласно которому, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. В соответствии со Списком должностей, работы в которых засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года №781, периоды работы преподавателем организатором основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), руководителем допризывной подготовки, военным руководителем включаются в педагогический стаж.

В судебном заседании истец М.А.И. исковые требования поддержал, пояснил, что при приеме его на работу в Среднее профессионально-техническое училище в трудовой книжке допущена неточность в названии его должности, а именно указано «руководитель начальной военной подготовки», в то время как в остальных документах, в том числе и в приказе о приеме на работу, должность указана правильно - «военный руководитель». Именно военным руководителем он и работал. Кроме того, по ранее действующему законодательству, служба в Советской армии засчитывается в льготный стаж.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району Псковской области юрисконсульт К.Л.Я. иск не признала. Пояснила, что служба в составе Вооруженных Сил СССР не может быть включена в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тем, что Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрен вид деятельности - служба в армии по призыву. Стаж работы для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных п.1, п.2 и п.4 Перечня, утвержденного вышеуказанным Постановлением на дату отмены постановления -01.10.1993, у истца менее 2/3 (16 лет 08 месяцев) от требуемого (25 лет). Работа в должности руководителя начальной военной подготовки в среднем профессионально - техническом училище , так же не может быть включена в педагогический стаж, так как указанная должность не предусмотрена Списком. Кроме того, указала, что в настоящее время истцу подсчитан его специальный стаж по варианту наиболее выгодному для М.А.И.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Статьей 7 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии со ст.27 ч.1 п.19 Закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч.2 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что М.А.И. в период с 11 мая 1979 года по 05 мая июня 1981 года служил в армии. С 01 сентября 1988 года по 22 мая 1989 года работал руководителем начальной военной подготовки в Среднем профессионально-техническом училище , с 23 мая 1989 года по 31 августа 1991 года в Профессионально-техническом училище руководителем начальной военной подготовки. Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району Псковской области N ....... от .......... истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом, не засчитаны в стаж указанные периоды, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и соответствующие Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не предусматривают включение периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения М.А.И. военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения М.А.И. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период его службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Таким образом, в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве вышеназванный период службы М.А.И. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права М.А.И. на пенсионное обеспечение.

Согласно трудовой книжки истца, его заявления о приеме на работу в СПТУ-.. от 31.08.1988, резолюции директора училища на данном заявлении, М.А.И. принимался на работу в качестве военного руководителя. Согласно тарификационных списков преподавателей СПТУ-.., а с 23.05.1989 ПТУ-.., за спорный период должность истца указана - военный руководитель. Об указанном свидетельствует и представленный в материалы дела лицевой счет на имя истца зачисленного в СПТУ-.. с 01.09.99 в должности военного руководителя. Согласно штатных расписаний за спорный период работы истца в СПТУ-.. и ПТУ-.., предусмотрена должность военного руководителя. Вышеперечисленными документами, должность руководителя начальной военной подготовки, отсутствует. Справка от .........., выданная директором Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Псковской области «Профессиональный лицей » свидетельствует о внесении в трудовую книжку истца наименования должности «руководитель начальной военной подготовки» по названию преподаваемого М.А.И. предмета. Кроме того, в материалы дела представлен приказ от сентября 1989 года по ПТУ-.. «Об организации занятий по НВП и работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся на 1989/90 учебный год» о возложении на М.А.И. обязанностей именно как военного руководителя училища.

Приведенными выше Списками работа в должности руководителя начальной военной подготовки не предусмотрена.

Однако, Списком, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года N 463 была предусмотрена должность военного руководителя.

Типовыми штатами средних профессионально-технических училищ системы Госпрофобра СССР, утвержденными приказом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию №13 от 29 января 1987 года в учебных заведениях, в которых в соответствии с учебными планами проводится начальная военная подготовка учащихся, так же предусмотрена должность военного руководителя.

Из Положения о начальной военной подготовке молодежи, утвержденного приказом Министра обороны СССР от 09 ноября 1980 года №0220, следует, что начальная военная подготовка учащихся в учебных заведениях возложена на военных руководителей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорный период характер работы, выполняемый М.А.И. соответствовал должности военного руководителя.

Следовательно, в период, когда истец занимал данную должность, его работа была предусмотрена Списком профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а период работы истца в среднем профессионально-техническом училище , а после реорганизации с 23 мая 1989 года в ПТУ подлежит включению в его льготный трудовой стаж.

С учетом вышеизложенного, в силу ст.18 Конституции РФ тот факт, что наименование должности истца в течение спорного периода не соответствовало Списку должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, не может являться основанием для ограничения прав истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым включить период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР истца с 11.05.1979 по 05.05.1981, и период его работы с 01.09.1988 в СПТУ-.., после реорганизации в ПТУ-.. по 31.08.1991 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск М.А.И. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району Псковской области включить периоды:

- прохождения М.А.И. службы в составе Вооруженных Сил СССР с 11 мая 1979 года по 05 мая 1981 года,

- работы руководителем начальной военной подготовки в Среднем профессионально-техническом училище с 01 сентября 1988 года по 22 мая 1989 года и в Профессионально-техническом училище с 23 мая 1989 года по 31 августа 1991 года,

в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий И.А.Архипова

...

...