Иск к УПФРФ о включении в специальный стаж периода работы в должности методиста удовлетворен



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«23» июля 2010 года пос. Вейделевка

Вейделевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Жуковой Н.М.

при секретаре Мамоновой М.И.,

с участием:

истца Резниченко Галины Петровны,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Вейделевском районе Слободчук А.С., действующего на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Резниченко Галины Петровны к Государственному учреждению – Управлению ПФ РФ в Вейделевском районе Белгородской области о признании периода работы методистом методического кабинета Вейделевского РОНО с 20.08.1981 года по 17.08.1987 года подлежащего включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать УПФ в Вейделевском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с 21 сентября 2009 года,

У С Т А Н О В И Л:

Резниченко Г. П. является педагогическим работником. Стаж педагогической работы составляет более 28 лет. УПФ РФ в Вейделевском районе, при обращении Резниченко Г. П. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, отказало назначить досрочную пенсию, ссылаясь на отсутствие требуемого специального стажа.

Специалисты УПФ не нашли оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы в должности методиста в методическом кабинете Вейделевского РОНО, в связи с тем, что в списке должностей и учреждений, работа в которых включается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, эта должность не поименована.

Дело инициировано иском Резниченко Г. П. к Государственному учреждению – Управлению ПФ РФ в Вейделевском районе Белгородской области о признании периода работы методистом методического кабинета РОНО с 20.08.1981 по 17.08.1987 года подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и обязать УПФ РФ в Вейделевском районе назначить ей пенсию со дня обращения, т.е. с 21 сентября 2009 года, включив указанный период.

Резниченко Г. П. считает, что отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, УПФ РФ в Вейделевском районе не учло, что указанная работа выполнялась в период, когда действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в соответствии с которым при назначении пенсии за выслугу лет педагогическим работникам учитывалась и другая педагогическая работа. В соответствии с указанным постановлением пенсии за выслугу лет назначались до 1 октября 1993 года.

Пенсия назначалась по выбору обратившегося: либо в соответствии с вышеуказанным Постановлением № 1397, либо в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463.

В судебном заседании Резниченко Г. П. поддержала исковые требования в полном объёме и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика УПФ РФ в Вейделевском районе Слободчук А.С. иск не признал, ссылаясь на отсутствие требуемого стажа, так как не находит оснований для включения в педагогическую работу периода с 20.08.1981 года по 17.08.1987 года, в течение которого Резниченко Г. П. работала в должности методиста в методическом кабинете Вейделевского РОНО, поскольку пенсия назначается в соответствии с действующим законодательством, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, где должность методиста не предусмотрена.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, выслушав участвующих в деле лиц, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При обращении истицы Резниченко Г.П. в УПФ РФ в Вейделевском районе за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, были включены только периоды:

- с 18.08.1978 года по 26.08.1981год в должности учителя начальных классов ФИО9 средней школы;

- с 20.08.1990 года по настоящее время в должности учителя начальных
классов в Номер обезличен средней школе.

Период работы с 20.08.1981 года по 17.08.1987 года, когда истица работала методистом в методическом кабинете РОНО, УПФ РФ в Вейделевском районе отказалось включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем, досрочная трудовая пенсия назначена не была из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, поскольку отсутствовала должность методиста методического кабинета РОНО в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В период работы Резниченко Г.П. в должности методиста райметодкабинета при Вейделевском РОНО действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г № 1397 пунктом «д» пункта 1 которого методическая, научно-методическая работа в школах, средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических, научно-методических кабинетах, станциях и бюро включалась в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения, дающей право на пенсию за выслугу лет.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку период работы Резниченко Г.П. в качестве методиста методического кабинета РОНО относится к периодам работы до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий педагогическим работникам, он подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по возрасту в соответствии со Списком, утверждённым ПСМ СССР от 17.12.1959 года № 1397.

Трудовой книжкой подтверждается, что истица в спорный период с 20.08.1981 года по 17.08.1987 года работала методистом в методическом кабинете Вейделевского РОНО.

В период с 27.03.1984 года по 31.07.1985 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Указанные обстоятельства подтверждаются приказами по Вейделевскому РОНО №69 п.12 от 31.08.1981 года - о назначении на должность методиста в методический кабинет Вейделевского РОНО; …№10 от 23.02.1984 года о предоставлении отпуска по уходу за ребенком; … справкой от 08.09.2009 года о периоде нахождения в отпуске по уходу за ребёнком и преступлении к исполнению обязанностей.

В письме УПФР за № 07/2668 от 21.09.2009 года, адресованного истцу, ответчиком ей дано разъяснение о том, что период работы в должности методиста в методическом кабинете Вейделевского РОНО с 20.08.1981 года по 17.08.1987 не подлежит включению в педагогический стаж, так как указанная должность не предусмотрена Списком от 29.10.2002 года. Также не подлежит включению в педагогический стаж, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 27.03.1984 года по 31.07.1985 года.

Суд считает, что УПФ РФ в Вейделевском районе нарушило гарантированное Конституцией РФ право истицы на пенсионное обеспечение.

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п.п. 10 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Статья 28 Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, гласит «каждый человек имеет право на социальный порядок …при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены».

В соответствии со ст.39 Конституции России « каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Согласно ст.55 Конституции России «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П определено, что введение в действие иных правовых норм, регулирующих порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, включая размеры пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, сохраняются. При этом, не имеет значения выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично. Этот факт не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение.

В период работы истца в должности методиста в методическом кабинете Вейделевского РОНО действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с которым назначались пенсии за выслугу лет педагогическим работникам. Указанное постановление утратило силу с 1 октября 1993 года.

Согласно п.п. «а» п. 1 Постановления СМ СССР от 17.12.1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» пенсии за выслугу лет назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению, учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В соответствии с «Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» и п.п. «д» п. 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, работа в районном отделе народного образования в должности методиста в методическом кабинете РОНО включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Время работы, указанной в пункте 2 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, при условии, что не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (пункт 4 Положения).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «методиста» в методическом кабинете РОНО.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, период работы Резниченко Г.П. в должности методиста методического кабинета Вейделевского РОНО подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета.

В Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённом Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года содержалось условие о том, что период работы в должности методиста может быть включен в педагогический стаж в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. По смыслу приведённого положения для включения периода работы в должности методиста в педагогический стаж необходимо чтобы 2/3 стажа и 25 летний педагогический стаж имелись у гражданина к моменту назначения пенсии, независимо от того, на основании какого законодательства решается вопрос о назначении трудовой пенсии.

В судебном заседании установлено, что на момент первоначального обращения Резниченко Г.П.. (21.09.2009 г) к ответчику за назначением досрочной пенсии, условие, при котором не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, должно было проходить в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет, было соблюдено.

Согласно трудовой книжке истцы, ее педагогический стаж работы, согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии…, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, составляет более 22 лет.

Учитывая всеобщий принцип правовой определенности, разъяснения Конституционного суда РФ о допустимости применения законодательства, действовавшего на момент выполнения работы при определении права на пенсию, суд приходит к выводу о том, что работа в должности «методиста» в методическом кабинете РОНО продолжительностью 3 года 7 месяцев и 7 дней подлежит включению в специальный стаж.

В период с 27.03.1984 года по 31.07.1985 года Резниченко Г. П. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Указанный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку законодательство, действовавшее во время нахождения Резниченко Г. П. в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет, не содержало запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии за выслугу лет, времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Суд приходит к выводу, что работа в должности «методиста» в методическом кабинете РОНО и период нахождения Резниченко Г. П. в отпуске по уходу за ребенком до исполнения ему полутора лет общей продолжительностью 5 лет 11 месяцев и 27 дней подлежит включению в специальный стаж и у истца возникло право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью на момент её обращения в УПФ РФ в Вейделевском районе.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Резниченко Галины Петровны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Вейделевском районе признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Вейделевском районе Белгородской области включить период работы Резниченко Галины Петровны в должности методиста райметодкабинета при Вейделевском РОНО с 20.08.1981 года по 17.08.1987 года в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости и назначить пенсию с 21 сентября 2009 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Вейделевский районный суд.

В суд надзорной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что было использовано право на его кассационное обжалование.

Судья:

Полный текст решения изготовлен 28 июля 2010 года

Судья: