Период отпуска по уходу за ребёнком до достижения возраста трех лет включен в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости



Дело №2-156/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 года п. Вейделевка

Вейделевский районный суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи Донченко В.П.,

при секретаре Диденко Е.К.,

с участием:

- истца Рындиной В.В.,

- представителя ответчика – Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Вейделевском районе Белгородской области Ляшенко Н.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рындиной В.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Вейделевском районе Белгородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л:

Рындина В.В. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Вейделевском районе по поводу назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с её педагогической деятельностью.

В удовлетворении её заявления пенсионным органом отказано, так как период её отпуска по уходу за ребенком до достижения трехлетнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по действующему законодательству не может быть включен в его педагогический стаж.

Дело инициировано иском Рындиной В.В., которая просит суд признать неправомерность отказа в приеме документов для назначения пенсии, обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Вейделевском районе Белгородской области включить в стаж педагогической работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости отпуск по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить пенсию со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец считает, что положения законодательства, действовавшие в период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком и позволявшее включать данный период времени в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677), должны применяться при назначении ей пенсии, так как вносимые в него изменения, в соответствии с Конституцией России, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В судебном заседании истица уточнила свои исковые требования и просила суд обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Вейделевском районе Белгородской области включить в специальный стаж её работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период её отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня её обращения в пенсионный орган с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. От ранее заявленных требований в части признания неправомерности отказа в приеме документов для назначения пенсии, отказалась.

Представитель ответчика, Управления Пенсионного Фонда в Вейделевском районе, иск не признал, считая его не обоснованным.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования истицы обоснованными.

Статьёй 39 Конституции РФ гражданам гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст.55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В силу пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, досрочная трудовая пенсия назначается лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Для определения права граждан на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года. В данном списке не предусмотрена возможность включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды службы в составе Вооруженных Сил и выборную работу в комсомольских органах.

Трудовой книжкой истицы (л.д.9) подтверждается факт её работы учителем начальных классов <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответом УПФ РФ (ГУ) в Вейделевском районе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истицы о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д.6-7) подтверждается отказ ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения его трехлетнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, одновременно заявителю сообщено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ её льготный (педагогический) стаж составляет - года месяца дня.

Период времени нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, отказ ответчика засчитать данный период времени в её льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и размер её стажа педагогической деятельности сторонами не оспаривался.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно п.21 Постановления Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №29 и разъяснениями от 22 мая 1996 года №5 о порядке применения списков производств, работ, профессий и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78, 78.1 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что период времени нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с действовавшим в тот период времени законодательством подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Частью 2 статьи 55 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Следовательно, суд приходит к выводу, что при разрешении данного спора, возникшего в связи с невключением истице в стаж её работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (время вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Данные выводы суда полностью согласуются с правовой позицией, изложенной в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

Согласно п.1 ст.19 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В судебном заседании установлено и сторонами не ставилось под сомнение, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, льготный стаж истицы составлял года месяца и дня, соответственно на момент её обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (ДД.ММ.ГГГГ), с учетом зачета в её льготный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, её полный льготный стаж составляет более лет.

Установленные в судебном заседании обстоятельства – нахождение истицы в отпуске по уходу за ребенком в период времени, когда действующее законодательство позволяло засчитывать данный период времени в общий и непрерывный стаж и в стаж работы по специальности, а также наличие у неё льготного стажа более лет на момент обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, дают суду основание признать заявленные ею требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Рындиной В. В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Вейделевском районе Белгородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, признать обоснованным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Вейделевском районе Белгородской области включить в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Рындиной В. В., период её отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Рындиной В. В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня её обращения в пенсионный орган с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Вейделевский районный суд.

Судья: