Дело № 2-416(2010)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Чегдомын 09 августа 2010года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Жмайло Ю.Е.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Помогаева Е.Ю.,
представителя ответчика по доверенности Клименко Г.В.
при секретаре Косоговой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Комсервис» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Комсервис» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, ссылаясь на то, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «Комсервис» природоохранного законодательства, в ходе которой установлено следующее. ООО «Комсервис» осуществляет пользование водными объектами в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водозаборных скважинах, расположенных на территории Верхнебуреинского района. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические мероприятия и т.д. Согласно информации Управления Роспотребнадзора ООО «Комсервис» до настоящего времени не разработан и не утвержден уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ проект зон санитарной охраны, что является нарушением действующего законодательства. Невыполнение ООО «Комсервис» требований законодательства нарушает права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку ООО «Комсервис» обеспечивая, в силу своей деятельности население питьевой водой обязано создать и обеспечить режим в зоне санитарной охраны, во избежание загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Просит обязать ООО «Комсервис» разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на водозаборные скважины, расположенные на территории Верхнебуреинского района Хабаровского края, а также получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Верхнебуреинского района Помогаев Е.Ю. поддержал требования, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Клименко Г.В., в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями согласна. Поддержала сказанное в своем отзыве в полном объеме из которого следует, что разработка и утверждение проекта зон санитарной охраны на водозаборные скважины, расположенные на территории Верхнебуреинского района, не является возможным, так как ООО «Комсервис» не является собственником водных объектов. Основным из условий для разработки проекта зон санитарной охраны, является предоставление копии паспорта или учетной карточки скважины, план расположения скважины. Указанные документы у ООО «Комсервис» отсутствуют. Собственники скважин-муниципальные образования, не смотря на многочисленные запросы, до настоящего времени, не вернули направленные в их адрес документы с договорами земельных участков. ООО «Комсервис» неоднократно предоставлял информацию в прокуратуру Верхнебуреинского района о невозможности предоставления нормативной и разрешительной документации по причине отсутствия договоров аренды земельных участков под объекты. С отделом водных ресурсов Амурского БВУ по Хабаровскому краю были согласованы расчеты водопотребления и водоотведения для оформления лицензии на право пользования недрами. ООО «Комсервис» для проведения природоохранных, технологических мероприятий по повышению качества воды и санитарного состояния территорий источников водоснабжения, разрабатывает и проводит санитарно- противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно свидетельству о внесении записи в единый реестр юридических лиц №*** ООО «Комсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 03.09.2009года.
Из Устава ООО «Комсервис» следует, что ООО «Комсервис» является юридическим лицом, создано в целях обслуживания и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципальных поселений: Новоургальское городское поселение, сельское поселение «Поселок Солони», Сулукское сельское поселение, сельское поселение «Поселок Алонка», сельское поселение «Поселок Этыркен», сельское поселение «Поселок Герби», Тырменское городское поселение. Предметом деятельности общества являются эксплуатация водозаборов, водоочистных сооружений, сетей водоснабжения и канализации(п. 2..2.2)
Самостоятельным структурным подразделением ООО «Комсервис» является производственная лаборатория, которая согласно Положения обеспечивает контроль над технологической дисциплиной лаборатории, организацию лабораторного контроля качества поступающих в производство питьевой и сточной поды, природной воды, неорганизованных сбросов с целью определения соответствия их действующим производственным стандартам, разрабатывает методики и инструкции по текущему контролю производства, осуществляет контроль за состоянием и работой контрольно- измерительной аппаратуры, анализирует и систематизирует полученные данные, ведет лабораторные журналы(л.д.23-26)
Федеральным государственным учреждением «Хабаровский центр стандартизации, метрологии и сертификации» 10.03.2010г. выдало ООО «Комсервис» свидетельство № 578, согласно которому в производственной лаборатории ООО «Комсервис» имеются условия, необходимые для выполнения измерений в закрепленной области деятельности (л.д.22)
Директором ООО «Комсервис» утверждена рабочая программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды (л.д. 34-54), план природоохранных мероприятий по участкам водоснабжения и водоотведения предприятия ООО «Комсервис» на 2010год (л.д.64-65,66)
13.05.2010г. № 08-20/684 Амурским бассейновым водным управлением согласны расчеты водопотребления и водоотведения для оформления лицензии на право пользования недрами (для добычи подземных вод) ООО «Комсервис»(л.д.67-68)
ООО «Комсервис» подготовлены ходатайства для получения лицензии на пользование водными объектами для действующих промышленных, коммунальных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий (л.д.69-82)
ООО «Комсервис» в адрес главы администрации Верхнебуреинского района 28.04.2010г. № 1515, главы сельского поселения п. Алонка 20.04.2010г. № 1275, главы сельского поселения п. Этыркен 20.04.2010г. № 1274, главы сельского поселения п. Герби 20.04.2010г. № 1273, главы сельского поселения п. Солони 20.04.2010г. № 1272, главы сельского поселения п. Сулук 20.04.2010г. № 1271, главы городского поселения п. Новый Ургал 20.04.2010г. № 1270 направлены письма о включении оплаты за проекты ЗСО источников водоснабжения в бюджет на 2011год и сообщении согласованной даты включения в график разработки и утверждения проектов для предоставления в Министерство ЖКХ Хабаровского края(л.д.83-91)
В декабре 2009 года, апреле 2010г. в адрес глав муниципальных образований ООО «Комсервис» были направлены письма с типовыми договорами аренды земельных участков и направлении документов( л.д.96-106)
14.07.2010г. № 2783 ООО «Комсервис» в адрес прокурора Верхнебуреинского района было направлено письмо о том, что ООО «Комсервис» не может предоставить нормативную и разрешительную документацию в области охраны водных объектов в связи с неоформлением документов глав муниципальных образований на передачу земельных участков под объектами в аренду(л.д.92-93)
В соответствии с положениями ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 14 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии их санитарным правилам.
Согласно п. 1.4, 1.6, 1.12,1.13, 1.17 Санитарных правил 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. № 10 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. В состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими Сан ПиН.
Как было установлено в судебном заседании ООО «Комсервис» при осуществлении предусмотренной уставом производственной деятельности, не разработан и не утвержден уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации проект зон санитарной охраны, что является нарушением требований законодательства. Приведенные ответчиком причины не выполнения ООО «Комсервис» требований об утверждении проекта зон санитарной охраны, не являются не устранимыми, и не могут являться основанием для освобождения ответчика от выполнения требований законодательства.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлины, от уплаты которой истец освобожден, подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Комсервис» разработать и утвердить проект зон санитарной охраны на водозаборные скважины, расположенные на территории Верхнебуреинского района Хабаровского края, а также получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Комсервис» государственную пошлину в сумме 200 рублей в местный бюджет Верхнебуреинского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение 10 дней.
Судья Жмайло Ю.Е.