Жалоба гражданина на действия администрации района по исключению из числа участников Подпрограммы по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей признана обоснованной



№ 2-574 (2010)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

п. Чегдомын 14 октября 2010 года

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Масловой Т.В.

с участием представителя заявителя Панасевича В.А. – адвоката Хан Г.М., действующего по ордеру,

представителя заинтересованного лица Лиходиевского К.К., действующего по доверенности от 31.12.2009г. №1-14/17,

при секретаре Корниловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Панасевича В.А. на бездействие Администрации Верхнебуреинского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Панасевич В.А. обратился в суд с жалобой на бездействие Администрации Верхнебуреинского муниципального района, в которой указал, что он состоит в очереди граждан-пенсионеров, изъявивших желание получить жилищный сертификат. По состоянию на сентябрь 2010 года в списке очередников-пенсионеров, выезжающих из района, приравненного к Крайнему Северу, он значился под № 243. В июне 2010 года он сдал заинтересованному лицу заявление о выделении сертификата в планируемом году (на 2011 год). Из письма от 15.09.2010 г. он узнал, что не включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году на том основании, что он не имеет права на участия в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством», потому что у него отсутствует регистрация по месту жительства в период с 22.10.1991 г. по 18.04.1994 г. Считает не включение его в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году не законным, и просит суд признать его право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством», признать незаконным бездействие заинтересованного лица по не включению его в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2011 году, признать незаконным требование заинтересованного лица о предоставлении доказательства его регистрации по месту жительства в период с 22.10.1991 г. по 18.04.1994 г. в Верхнебуреинском районе, обязать заинтересованное лицо включить его в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2011 году.

В судебное заседание заявитель не прибыл. О времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Представитель заявителя – адвокат Хан Г.М. жалобу Панасевича В.А. поддержал, ссылаясь на обстоятельства в ней изложенные.

Представитель заинтересованного лица не согласился с заявленными требованиями, пояснив суду, что справка, представленная Панасевичем В.А. о его работе в ИЧП «Панэлектро» не является документом, подтверждающим факт прибытия в Верхнебуреинский район. Заявление о получении сертификата в планируемом году Панасевич В.А. составил не по бланку, а самостоятельно. В данном заявлении указал внучку, которая еще не родилась. Не доказано, что внучка является членом его семьи.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих лиц, суд приходит к следующему.

19.05.2003 года Панасевич В.А. обратился к главе Верхнебуреинского района с заявлением о включении его в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для приобретения (строительства) жилого помещения в г. <данные изъяты>. В примечании к данному заявлению заявитель указал, что оно является дополнительным к поданному в 1997 году, послужившему основанием для его регистрации в книге учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий под № 695 от 07.08.1997 г. (л.д.10).

Из штампа о регистрации в паспорте Панасевича В.А. следует, что в п.Чегдомын заявитель зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-29).

Жена заявителя - ФИО6 зарегистрирована в п. Чегдомын с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12).

В трудовой книжке Панасевича В.А. имеется запись о том, что он 10.11.1980 года был принят на работу в Передвижные электростанции «Ургал БАМ» Треста передвижных электростанций г. Ургал-2 слесарем по ремонту. Имеется штамп о том, что район приравнен к району Крайнего Севера. 17.08.1991 года был принят на работу руководителем предприятия ЧМП «Панэлектро» (л.д.17-26).

Из справки ИЧП «Панэлектро» № 99 от 23.11.1996 года следует, что Панасевич В.А. работал с 18 августа 1991 г. по 28 февраля 1995 г. в ИЧП «Панэлектро» в должности руководителя предприятия. Данная справка содержит в себе штамп ИЧП «Панэлектро» с указанием места нахождения предприятия – п.Чегдомын, а также печать данного предприятия (л.д.59).

Из справок ООО «Межпоселенческая сбытовая организация» №№ 736, 738 от 15.06.2010 года усматривается, что Панасевич В.А. зарегистрирован в п. Чегдомын ул. <адрес>. Ранее был зарегистрирован в п. Чегдомын ул. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в п. ЦЭС, <адрес> 05.05.2003 г. по 08.06.2010 г., в п. Чегдомын <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время вместе с женой ФИО6, дочерьми ФИО7, ФИО8, внучкой ФИО9 (л.д.35, 36).

Как следует из материалов дела, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе Верхнебуреинского муниципального района с заявлением о выделении сертификата на приобретение жилья в планируемом 2011 году в <адрес> для себя и членов своей семьи в количестве 6 человек (л.д.4).

На вышеуказанное заявление ФИО10 главой <адрес> был дан ответ, в котором указано, что в ходе проведенной проверки обнаружено, что у него (Панасевича) отсутствует регистрация по месту жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Специалистом было разъяснено, что необходимо подтвердить регистрацию по месту жительства в указанный период, в противном случае, он не имеет право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством». Копии справок, представленные для подтверждения регистрации по месту жительства, и справки ИЧП «Панэлектро» не являются документами, подтверждающими факт прибытия в район, приравненный к району Крайнего Севера, данные документы подтверждают трудовой стаж в районе. Заявителю в ответе также разъяснено, что если до ДД.ММ.ГГГГ он не представит подтверждающие документы, то не будет включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (л.д.40-41).

Из письма главы Верхнебуреинского муниципального района от 15.09.2010 года №, адресованного Панасевичу В.А., следует, что Панасевич В.А. не включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Он не имеет право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010годы, так как у него отсутствует регистрация по месту жительства в период с 22.10.1991 г. по 18.04.1994 г. Им в срок до 1 июля 2010 года не предоставлены должные документы для подтверждения факта проживания в Верхнебуреинском районе в указанный период. О сроке предоставления документов он проинформирован письмом от 28.06.2010 г. №/П-55ж (л.д.3).

Свидетель ФИО6 суду показала, что Панасевич В.А. приходится ей мужем. Панасевич В.А. приехал в Верхнебуреинский район в 1979 году, она – в 1982 году, после чего они проживали вместе, он никуда не уезжал. Она не помнит, чтобы он снимался с регистрационного учета. Панасевич В.А. занимался индивидуальной трудовой деятельностью в фирме «Панэлектро», учредителем которой он же и являлся.

В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно ст.1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153
«О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Указанным постановлением Правительства РФ утверждены прилагаемые Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее – Правила).

Согласно пп. «з» п.5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:

граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1января 1992г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992г.

В силу п.6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

В соответствии с пп. «е» п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте «з» подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N1, к которому прилагают следующие документы:

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1января 1992г.;

выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров и иные документы.

Согласно п.21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение опризнании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Пункт 22 Правил содержит перечень оснований для отказа в признании гражданина участником подпрограммы, одними из которых являются:

несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта5 настоящих Правил (пп. «а»);

непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте19 настоящих Правил (пп. «б»);

Согласно п.24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1января по 1июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1июля года, предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до 1августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане- участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно ст.2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (утв. постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 879) регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом «Ожилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

В силу п.9 указанного Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению № 1;

б)заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

в)справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;

г)заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

д)заверенная копия пенсионного удостоверения-для пенсионеров и иные документы.

Вышеуказанными нормативными правовыми актами устанавливается перечень документов, которые прилагаются гражданами, указанными в п.5 Правил, к заявлению об участии в подпрограмме и для получения социальной выплаты для приобретения жилья.

Из указанного перечня следует, что помимо прочих документов, гражданин должен представить документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1января 1992г.; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В судебном заседании установлено, что Панасевич В.А. в период с 10 ноября 1980 года по настоящее время работает в Верхнебуреинском районе Хабаровского края, относящемся к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Таким образом, его стаж работы в указанном районе составляет около 30 календарных лет.

Факт прибытия Панасевича В.А. в Верхнебуреинский район до 1 января 1992 года подтверждается совокупностью документов, имеющихся в материалах дела, которые дополняют друг друга и являются допустимыми доказательствами, а именно: записью в трудовой книжке заявителя, справкой ИЧП «Панэлектро» № 99 от 23.11.1996 г., справкой ООО «Межпоселенческая сбытовая организация» № 738 от 15.06.2010 года, показаниями свидетеля Панасевич В.М.

Таким образом, Панасевич В.А., согласно ст.1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», пп. «з» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…, является полноправным участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

При этом юридическое значение при проверке наличия права гражданина участвовать в указанной Подпрограмме имеет доказанность факта прибытия в район Крайнего Севера или в местность, приравненную к району Крайнего Севера, не позднее 1 января 1992 года и требуемого трудового стажа, а не факт регистрации по месту жительства.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской федерации», устанавливая обязанность для граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, предусматривает, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (постановления от 4 апреля 1996 года №9-П и от 2 февраля 1998 года №4-П, определения от 13 июля 2000 года №185-О и от 6 октября 2008 года №619-О-П).

Произвольное исключение Панасевича В.А. из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (что следует из ответа главы района № 1-12/4378 от 15.09.2010 г.) при отсутствии обстоятельств, влияющих на возможность получения жилищного сертификата, по мнению суда, нельзя признать законным.

Поскольку Панасевич В.А. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», он не обосновано не был включен в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2011 году.

Таким образом, жалоба Панасевича В.А. является обоснованной и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Панасевича В.А.а удовлетворить.

Признать незаконным действие Администрации Верхнебуреинского муниципального района об исключении Панасевича В.А. из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Обязать Администрацию Верхнебуреинского муниципального района включить Панасевича В.А. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, и в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2011 году.

Решение суда направить главе Верхнебуреинского муниципального района для устранения допущенного нарушения закона в течение трех дней со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2010 года.

Судья Т.В. Маслова