За лицом, выкупившим жилое помещение у предприятия, которое ликвидировано, признано право собственности на данное жилое помещение



№ 2-321 (2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын 22 июня 2011 года

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Масловой Т.В.

с участием истца Мартынова В.Ф.,

представителя истца – адвоката Хорунжей Е.А., действующей по доверенности,

при секретаре Косоговой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынова ФИО10 к администрации Верхнебуреинского муниципального района о признании сделки купли-продажи квартиры действительной, установлении факта владения на праве собственности и признании права собственности на 1/3 части жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Мартынов В.Ф. обратился в суд с иском к администрации Верхнебуреинского муниципального района о признании сделки по передаче 1/3 части жилого <адрес> <адрес> в <адрес>, заключенной между ним и Ургальской ГРП, действительной, установлении факта владения им на праве собственности 1/3 части указанного жилого дома и признании за ним права собственности на 1/3 части жилого дома.

В обоснование иска Мартынов В.Ф. указал, что в 1986 году на основании договора имущественного найма на сдачу временной жилплощади ему во временное пользование как работнику ГРП была предоставлена для проживания квартира в трехквартирном доме с печным отоплением, отдельным входом и земельным (приусадебным) участком. 29.12.1993 года согласно приказу начальника Ургальской геологоразведочной партии данная квартира была передана в частную собственность, о чем ему была выдана справка за от ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрировать право собственности у него не было возможности, т.к. предприятие кроме данной справки никаких документов не предоставило. Указанная квартира была им выкуплена у Ургальской ГРП по остаточной стоимости. В июле 2001 года ему был выдан технический паспорт домовладения с указанием всех трех квартир и земельных участков с надворными постройками, но договор на передачу квартиры с земельным участком в собственность оформлен не был по причине ликвидации предприятия путем признания его банкротом. В настоящий момент предприятия как юридического лица не существует. Жилищный фонд, состоящий на балансе Ургальской ГРП, никому не передан, в собственности городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» не состоит. Таким образом, указанное жилое помещение не может быть передано истцу в собственность в порядке приватизации. Из средств массовой информации ему известно, что предприятие Ургальская геологоразведочная партия исключено из реестра юридических лиц, снято с учета в налоговом органе и, соответственно, утратило право выдавать разрешение на приватизацию квартир. Таким образом, он не может осуществить свое право на приватизацию в связи с ликвидацией Ургальской геологоразведочной партии. В Реестре федерального имущества <адрес> не значится. Свое право на приватизацию он не может реализовать по не зависящим от него обстоятельствам.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Истец дополнительно пояснил, что с 1983 года он работал водителем в Ургальской геологоразведочной партии. В 1986 году ему и его семье было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором он с семьей проживает по настоящее время. В период трудовой деятельности в Ургальской ГРП руководство предприятия ему и другим работникам предложило выкупить занимаемые ими жилые помещения по остаточной стоимости. Он согласился, и из его заработной платы удерживали денежные средства в счет оплаты остаточной стоимости квартиры. Какую именно суму удержали из его заработной платы, он за давностью времени не помнит. После того, как все денежные средства были удержаны, ему выдали справку о том, что <адрес> передана ему в частную собственность. Других доказательств, подтверждающих, что он выкупил данную квартиру у Ургальской ГРП, не имеется.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не прибыл. В деле имеется ходатайство представителя ответчика о рассмотрении дела без его участия. Из письменного отзыва представителя ответчика следует, что жилой дом, расположенный в <адрес>, <адрес> реестре муниципального имущества Верхнебуреинского муниципального района не числится, поэтому администрация Верхнебуреинского муниципального района не возражает против удовлетворения исковых требований.

Выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из записей в трудовой в книжке истца усматривается, что он работал в Ургальской ГРП с 17.02.1983 г., с 26.06.1990 г., с 03.07.1991 г. по 01.10.1991 г., 17.10.1991 г. по 01.11.1999 г. (л.д.18-23).

Между Ургальской ГРП и Мартыновым В.Ф. был заключен договор имущественного найма, согласно которому Мартынову В.Ф., как работнику Ургальской ГРП, и членам его семьи во временное пользование (на период работы) была предоставлена жилая площадь, состоящая из двух комнат, кухни, коридора, веранды в <адрес> (л.д.24-25).

Согласно справке начальника Ургальской геологоразведочной партии (далее – Ургальская ГРП) от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> была передана ему в частную собственность согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Из ответа управляющего делами администрации Верхнебуреинского муниципального района от 31.05.2011 года № 1-16/1505 на запрос суда следует, что подтвердить передачу Мартынову В.Ф. в частную собственность квартиры не представляется возможным, так как в документах архивного фонда Ургальской ГРП сведения отсутствуют (л.д.41).

По данным Верхнебуреинского районного филиала Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия технической инвентаризации и оценки недвижимости зарегистрировано право долевой собственности на жилой дом в <адрес>: за <данные изъяты> (2/3 доли); за ФИО4 (1/3 доли). На техническом учете объектов недвижимости Верхнебуреинского района объект по указанному адресу стоит с 07.04.1983 года (л.д.42).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на жилой дом и земельный участок, расположенные в <адрес> отсутствуют (л.д.34, 35).

Как следует из справки главы городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» от 27.04.2009 года № 957, <адрес> не является собственностью городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» (л.д.15).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ № 01 от 30.05.2011 года Дочернее унитарное предприятие Ургальская геологоразведочная партия государственного унитарного геологического предприятия «Дальвостуглеразведка» ликвидировано по решению суда и прекратило свою деятельность, о чем 03.03.2004 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности указанного юридического лица (л.д.37-40).

В материалах дела имеется технический паспорт домовладения по <адрес> по состоянию на 17.07.2001 г., из которого следует, что жилой <адрес> <адрес> состоит из трех квартир. Общая площадь квартиры 3 составляет 32,4 кв.м. (л.д.6-13).

Согласно справке администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» от 06.06.2011 г. № 84 Мартынов В.Ф. зарегистрирован по адресу: <адрес> совместно с семьей: женой ФИО6, сыном ФИО5, 1988 г.р. (л.д.54).

Свидетель ФИО6 суду показала, что Мартынов В.Ф. приходится ей мужем. В Ургальской ГРП (в каком году, не помнит) состоялось собрание, на котором присутствовали работники предприятия и члены их семей. В ходе данного собрания руководство предприятия сообщило о том, что выделены денежные средства на изготовление технических паспортов на жилые дома, принадлежащие Ургальской ГРП. Работникам предприятия было предложено выкупить занимаемые ими жилые помещения по остаточной стоимости. Работники согласились. После того, как из заработной платы ее мужа были удержаны денежные средства в счет выкупа жилого помещения, в котором они проживали, ему была выдана справка, подтверждающая, что <адрес> перешла в частную собственность ее мужа, а также технический паспорт на квартиру.

Свидетель ФИО7 суду показала, что она работала в Ургальской ГРП в должности геолога. Также как и все работники предприятия, она получила жилое помещение, а после того, как было предложено выкупить его у предприятия по остаточной стоимости, выкупила его и оформила право собственности. Она, как и другие инженерно-технические работники Ургальской ГРП, своевременно оформила право собственности на жилое помещение.

Свидетель ФИО8 суду показал, что он являлся директором Ургальской ГРП. В связи с ликвидацией предприятия было необходимо решать вопрос по жилому фонду, принадлежащему Ургальской ГРП. В связи с этим, были выделены денежные средства на изготовление технической документации на жилой фонд. Затем жилой фонд был продан по остаточной стоимости гражданам, проживающим в жилом фонде, принадлежащем Ургальской ГРП, которые вносили деньги как наличным, так и безналичным путем. Он разъяснял всем работникам Ургальской ГРП на необходимость оформления права собственности. По какой причине Мартынов В.Ф. не оформил право собственности на выкупленное им жилое помещение, ему неизвестно.

Статья 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с ч.1, п.п.1, 3, 4 ст.8 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; 2) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 3) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Согласно ч.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Справка начальника Ургальской ГРП от 25.08.1999 года № 84 свидетельствует о том, что <адрес> была передана Мартынову В.Ф. в собственность согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ.

Из трудовой книжки истца следует, что на момент издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ он действительно работал в Ургальской ГРП.

Ст.153 ГК РФ сделкой признает действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Совокупность имеющихся в деле доказательств позволяет суду признать установленным, что Ургальская ГРП передала Мартынову В.Ф. в собственность <адрес> с 29.12.1993 года <данные изъяты>) путем ее продажи.

Данные обстоятельства в своей совокупности с имеющимися материалами дела и показаниями свидетелей подтверждают, что между Мартыновым В.Ф. и Ургальской ГРП фактически состоялся договор купли-продажи <адрес>

Исследованные судом доказательства указывают на то, что основанием возникновения у истца права собственности на 1/3 часть жилого дома является сделка по купле-продаже.

Государственная регистрация права собственности истца на спорную квартиру не произведена по обстоятельствам, не зависящим от воли истца, поскольку Ургальская ГРП ликвидирована и прекратила свою деятельность как юридическое лицо 03.03.2004 года.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ не урегулирован порядок регистрации права собственности на основании заявления одной стороны сделки, не требующей нотариального удостоверения, в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о регистрации.

В этом случае подлежит применению аналогия закона (ч.1 ст.6 ГК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 27.05.2003 г. № 1069/03).

Статьями 165 и 551 ГК РФ установлено, что в случае если одна из сторон уклоняется от государственной регистрации сделки и перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации сделки и перехода права собственности.

В спорной ситуации государственная регистрация права собственности истца на 1/3 части жилого <адрес> производится на основании решения суда.

Таким образом, суд:

- признает, что совершенная между Мартыновым В.Ф. и Ургальской ГРП сделка по купле-продаже <адрес> <адрес> (1/3 части жилого дома) не противоречит закону и не содержит в себе признаков ничтожности и оспоримости.

- устанавливает факт владения Мартыновым В.Ф. 1/3 части указанного жилого дома на праве собственности с 29 декабря 1993 года;

- признает за Мартыновым В.Ф. право собственности на 1/3 части указанного жилого дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать сделку по купле-продаже квартиры <адрес> в жилом доме <адрес> улице <адрес>, состоявшуюся между Мартыновым ФИО11 и Ургальской ГРП, действительной.

Установить факт владения Мартыновым ФИО12 на праве собственности 1/3 части жилого дома <адрес> с 29 декабря 1993 года.

Признать за Мартыновым ФИО13 право собственности на 1/3 части жилого дома <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 июня 2011 года.

Судья Т.В. Маслова