действия ОУФМС об отказе в регистрации по месту жительства гражданина, признаны незаконными



Дело №2-274/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Чегдомын 13 мая 2011г.

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе -

председательствующего судьи Руденко Л.В.,

с участием заявителя Асламбаевой З.М.,

начальника ОУФМС России по <данные изъяты> ФИО4,

представителя администрации <данные изъяты> ФИО1,

при секретаре Якушкиной Н.А.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Асламбаевой З.М. о признании незаконным отказ в регистрации по месту жительства,

заинтересованные лица - ОУФМС России <данные изъяты>, администрация <данные изъяты> городского поселения <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Асламбаева З.М. обратилась в суд с заявлением о признании отказа в регистрации по месту жительства незаконным, обосновывая свои требования тем, что она обратилась в паспортный стол администрации <данные изъяты> осуществляющий первичный прием документов на регистрацию по её месту жительства. Специалистами паспортного стола от неё были приняты все необходимые документы для оформления прописного материала и передачи его в отделение УФМС России <данные изъяты> для оформления свидетельства по месту пребывания. Однако сотрудниками отделения УФМС ей было отказано в регистрации по месту пребывания. Считает данный отказ незаконным, так как регистрация по месту жительства предусмотрена Законом РФ от 25.06.1993г. №5242-21 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Она является гражданкой РФ и на неё распространяется действие указанного Закона. Она до сих пор проживает по адресу - <адрес>. Регистрация гражданина по месту жительства определена Законом как уведомительная процедура, гражданин обязан сообщить о перемене места жительства, а орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. При таких обстоятельствах отказ в регистрации необходимо признать незаконным, так как согласно Конституции РФ и Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан. Она обращалась в отделение УФМС письменно с просьбой о регистрации по месту жительства, где в регистрации ей было отказано, так как представленный ордер на квартиру выданный её сестре ФИО8, не является документом основанием для регистрации, ссылаясь на административный регламент. На основании изложенного заявитель просит суд признать незаконным решение отделения УФМС <данные изъяты> в отказе регистрации по месту жительства. Обязать отделение УФМС <данные изъяты> зарегистрировать её по месту жительства по адресу - <адрес>.

Заявитель Асламбаева З.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении,

В судебном заседании начальник ОУФМС России <данные изъяты> ФИО4 заявленные требования не признала в полном объеме, в обоснование чего предоставила письменный отзыв, согласно которому

деятельность структурных подразделений УФМС России <данные изъяты> в части регистрационного учета граждан Российской Федерации строится в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. №713, Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. приказом ФМС России от 20.09.2007г. №208, Жилищным кодексом РФ. Согласно п.16 раздела 3 Постановления Правительства РФ №713 от 17.07.1995г., гражданин, изменивший место жительства, в качестве одного из обязательных документов для оформления регистрации по месту жительства обязан предоставить документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение (таким документом может быть договор социального найма или право собственности). В случае, если жилое помещение относится к государственному или муниципальному жилищному фонду необходимо предоставить договор социального найма (согласно ст.49 ЖК РФ), а в случае возникновения спорной ситуации (согласно ст.11 ЖК РФ), необходимо обратиться в органы судебной власти. Асламбаева З.М. при подаче документов для осуществления постановки на регистрационный учет по адресу <адрес>, в качестве документа, являющимся основанием для вселения в жилое помещение предъявила ордер. В соответствии с законодательством Российской Федерации ей было отказано в оформлении регистрации по месту жительства и рекомендовано обратиться в администрацию Новоургальского городского поселения для оформления договора социального найма.

Представитель <данные изъяты> городского поселения ФИО1 не возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв, согласно администрация <данные изъяты> считает отказ ОУФМС России <данные изъяты> необоснованным. Асламбаева З.М. обращалась в паспортный стол администрации <данные изъяты> городского поселения для сдачи документов на регистрацию по месту пребывания и по месту жительства. Специалистами паспортного стола были приняты все необходимые первичные документы для оформления прописного материала и передачи его в отделение УФМС России <данные изъяты> для оформления свидетельства по месту пребывания. Однако, сотрудниками отделения УФМС было отказано в регистрации по месту пребывания Асламбаевой З.М. Регистрация по месту жительства предусмотрена Законом РФ от 25.06.1993г. №5242-21 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Законом регистрация гражданина по месту жительства определена как уведомительная процедура, гражданин обязан сообщить о перемене места жительства, а орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. На момент действия ЖК РСФСР, ордер являлся единственным документом, дающим право на вселение в предоставляемое помещение, выдача ордера свидетельствует о возникновении у нанимателя и членов его семьи право пользования жилым помещением. Согласно ст.5 ФЗ РФ №189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, действие ордера с введением в действие нового жилищного кодекса, не утратило своей силы и распространяется и на отношения, возникшие после 01.03.2005г.. При таких обстоятельствах отказ в регистрации необходимо признать незаконным, так как согласно Конституции РФ и Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». Следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан.

Выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно контрольному талона к ордеру на жилое помещение , выданному <данные изъяты> поселковой администрацией ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, состав семьи Асламбаева З.М. - ответственный квартиросъемщик, ФИО5 - мать, ФИО6 – отец (л.д.5).

Согласно заявлению от 19.10.2010г. Асламбаева З.М. просит ОУФМС России по <адрес> зарегистрировать её по адресу <адрес> на основании ордера на жилое помещение , предоставленное её сестре нанимателю ФИО8. (л.д.6).

Согласно заявлению от 19.10.2010г., адресованному главе администрации <данные изъяты> городского поселения, ФИО8 просит зарегистрировать по месту жительства на её жилую площадь её сестру Асламбаеву З.М., ДД.ММ.ГГГГ. рождения (л.д.7).

Из ответа начальника ОУФМС России по <адрес> на имя ФИО8., следует, что для регистрации по месту жительства Асламбаевой З.М. необходимо предоставить договор социального найма жилого помещения (л.д.4).

Согласно разделу 3 п.16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995г., гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить

- документ, удостоверяющий личность;

- заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

- документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно п.18 данных Правил, органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства.

В соответствии со ст.6 Закона РФ от 25.06.1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями от 25 декабря 2008г.), гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Таким образом, условиями регистрации по месту жительства является заполнение регистрирующимся лицом заявления по соответствующей форме, предъявление подтверждающего личность документа и любого документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (это может быть любой из перечисленных документов - ордер, договор, заявление лица, предоставившего жилое помещение).

Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту пребывания и места жительства носит уведомительный характер. Предоставление гражданином соответствующих документов для регистрации по месту пребывания или по месту жительства порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.

На момент действия ЖК РСФСР, ордер являлся единственным документом, дающим право на вселение в предоставленное жилое помещение, выдача ордера свидетельствует о возникновении у нанимателя и членов его семьи права пользования жилым помещением.

Согласно ст.5 ФЗ РФ №189-ФЗ от 29.12.2004г «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании изложенного, действие ордера, выданного Асламбаевой З.М., введением в действие нового жилищного кодекса, не утратило своей силы, распространяется и на отношения, возникшие после 01.03.2005г.

В соответствии со ст.50, 51 ЖК РСФСР нанимателю жилого помещения необходимо было заключить договор социального найма на жилое помещение, однако, отсутствие договора социального найма жилого помещение не является основанием для признания Асламбаевой З.М. не имеющей права пользование жилым помещением, поскольку при выдачи ордера у нанимателя и членов его семьи автоматически возникло право как на вселение в жилое помещение так и пользование данным жилым помещением.

Согласно Порядку разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005г. N679) (с изменениями от 29 ноября 2007г., 4 мая 2008г., 2 октября 2009г.): административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

Административные регламенты разрабатываются с учетом положений федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, иных нормативных правовых актов, а также с учетом решений правительственных координационных органов.

Таким образом, административный регламент, на который ссылается представитель УФМС, является подзаконным нормативным актом, координирующим деятельность государственных органов, созданным для оптимизации их работы. Права гражданина, установленные законом Российской Федерации, не могут быть отменены данным Регламентом, гражданин при осуществлении своих прав не должен руководствоваться Административным регламентом какого-либо государственного органа.

Как пояснил в судебном заседании представитель УФМС, единственным основанием для отказа в регистрации Асламбаевой по месту жительства является отсутствие договора социального найма на квартиру, все остальные документы Асламбаевой предоставлялись.

Как пояснила в судебном заседании Асламбаева, и иного судом не установлено, квартира по адресу <адрес> является её постоянным местом жительства, ордер на указанную квартиру выдан 5мая 1998г., т.е. до введения в действие ЖК РФ, следовательно квартира занимается Асламбаевой на условиях договора социального найма.

Поскольку Асламбаева З.М. в связи с отсутствием договора социального найма жилого помещения не утратила права как на вселение, так и на пользование жилым помещением, ордер не аннулирован, не признан незаконным, согласно Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, для регистрации гражданину достаточно представить документ, являющийся основанием для вселения в квартиру (в том числе ордер), отказ ОУФМС России по <данные изъяты> в регистрации Асламбаевой З.М. по месту жительства является незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Требования Асламбаевой З.М. удовлетворить.

Признать отказ отделения Управления Федеральной миграционной службы России <данные изъяты> в регистрации по месту жительства Асламбаевой З.М. по адресу <адрес> не законным.

Обязать отделение Управления Федеральной миграционной службы России <данные изъяты> зарегистрировать Асламбаеву З.М. по месту жительства в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2011 года.

Судья Л.В. Руденко