№ 2-315 (2011) п. Чегдомын 27 июня 2011 года Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Масловой Т.В. с участием старшего помощника прокурора Верхнебуреинского района Курбацкой Е.А., представителя ответчика – главы <адрес> городского поселения Аверьянова А.А. при секретаре Косоговой М.В., УСТАНОВИЛ: Прокурор Верхнебуреинского района в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковым заявлением о понуждении администрации <адрес> городского поселения в срок до 10 июня 2011 года разработать и принять муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В обоснование искового заявления прокурор указал, что прокуратурой Верхнебуреинского района проведена проверка исполнения требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, промышленной безопасности и антитеррористической защищённости при эксплуатации объектов ТЭК и ЖКХ должностными лицами администрации <адрес> городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. В ходе проверки установлено, что по состоянию на 18.04.2011 г. муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» не принята, что непосредственно препятствует созданию правовых, экономических и организационных основ по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также реализации внутриполитического курса Российской Федерации, направленного на разработку и проведение на всех уровнях государственного управления целенаправленной энергосберегающей политики, в том числе и проработанного комплекса мероприятий по эффективному потреблению энергоресурсов всеми группами потребителей и переводу экономики поселения на энергосберегающий путь развития, основные направления которого закреплены Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 г. № 1-р «Об утверждении основных направлений государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года», распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года», распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации». Непринятие на территории <адрес> городского поселения указанной муниципальной программы свидетельствует о неисполнении должностными лицами администрации <адрес> городского поселения обязанностей, установленных п. 1 ч. 3, ч. 4 и ч. 5 ст. 23 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», по формированию государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в части направления в адрес уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации сведений о муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о ходе их реализации, а также размещения указанной информации в сети Интернет, что, в свою очередь, непосредственно лишает права неопределённого круга лиц на ознакомление и получение информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений, а также на получение объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, нарушает право граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, гарантированные ст. 24 Конституции Российской Федерации. В судебном заседании старший помощник прокурора Курбацкая Е.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить. Представитель ответчика – глава <адрес> городского поселения Аверьянов А.А. исковые требования признал, пояснив суду, что муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до настоящего времени не принята и не разработана в связи с отсутствием финансирования и соответствующих специалистов. Указанная программа находится в начальной стадии разработки. Изучив материалы дела, выслушав пояснения участвующих лиц, суд приходит к следующему. Из письма главы <адрес> городского поселения от 18.04.2011 года № 114, адресованного прокурору Верхнебуреинского района, следует, что программа в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на 2011 год не разрабатывалась и не принималась. Меры, направленные на информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не принимались. В связи с отсутствием в бюджете Тырминского городского поселения денежных средств, на проведение плановых и внеплановых ремонтных работ, на создание финансовых материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий, финансирование не производится (л.д.10-11). В соответствии со ст.2 Федерального закона от 23 ноября 2009года №261-ФЗ Статья 8 Федерального закона от 23 ноября 2009года №261-ФЗ 1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; 3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями. Согласно п.п.1.,2 ст.14 Федерального закона от 23 ноября 2009года №261-ФЗ в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий. Подпунктами 2, 3, 4, 5 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 23 ноября 2009года №261-ФЗ установлено, что информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством: 1) опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) организации органами государственной власти, органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области; 3) информирования потребителей об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлены требования к их обороту на территории Российской Федерации, а также зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с процессами использования энергетических ресурсов; 4) распространения информации о потенциале энергосбережения относительно систем коммунальной инфраструктуры и мерах по повышению их энергетической эффективности. Федеральный закон от 23 ноября 2009года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят в целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является одним из приоритетов в модернизации российской экономики, на что указал Президент РФ Медведев Д.А. в послании к Федеральному Собранию РФ (http://www.kremlin.ru/transcripts/5979). Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности установлены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1225 Подпунктом пп.8.2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Приказом Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010г. №61 Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 7 июня 2010г. №273. В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25 января 2011г. №20 «Обутверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» орган местного самоуправления обязан 1 раз в квартал в течение месяца после окончания квартала предоставлять оператору государственной информационной системы информацию о ходе реализации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Таким образом, в соответствии с требованиями вышеприведенных норм закона и подзаконных нормативных правовых актов, учитывая, что ответчиком до настоящего времени не разработана и не принята муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, суд признает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Определяя срок, в течение которого ответчик обязан разработать и принять муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, суд учитывает требования разумности и справедливости. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края удовлетворить. Обязать администрацию <адрес> городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в срок до 1 августа 2011 года разработать и принять муниципальную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2011 года. Судья Т.В. Маслова
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относит:
«О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
утвержден примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.