п. Чегдомын 26 октября 2011 года Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Масловой Т.В. с участием помощника прокурора Верхнебуреинского района Помогаева Е.Ю. при секретаре Косоговой М.В., УСТАНОВИЛ: Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга с заявлением, в котором просит признать несоответствующими закону действия главы Тырминского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района по ненадлежащей организации водоснабжения п. Тырма, признать незаконным бездействие главы Тырминского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района в части не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах Тырминского городского поселения, обязать главу Тырминского городского поселения привести систему водоснабжения в соответствие с действующим санитарными нормами и правилами, провести работу по получению пакета документов, необходимых для законного функционирования скважины, находящейся на территории 1 пояса зоны санитарной очистки подруслового водозабора, организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах Тырминского городского поселения. В обоснование заявленных требований прокурор указала, что прокуратурой Верхнебуреинского района совместно с отделом Роспотребнадзора по Верхнебуреинскому району проведена проверка соблюдения администрацией Тырминского городского поселения полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которой установлено, что на основании договора с администрацией Тырминского городского поселения деятельность по содержанию, техническому обслуживанию объектов водоснабжения, теплоснабжения и других объектов муниципального имущества осуществляет ООО «Жилсервис». При осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Жилсервис» грубо нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства. На предприятии не проводится лабораторно-инструментальный контроль за качеством водопроводной воды, факторами производственной среды. Программа производственного контроля не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Зона 1 пояса санитарной охраны подруслового водоисточника не ограждена, неблагоустроенна, захламлена ветками, деревьями. На территории данной зоны размещена действующая скважина, которая используется без разрешительных документов. Проект зоны санитарной охраны не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». По результатам государственного лабораторного контроля, проведенного Центром гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае в Верхнебуреинском районе, установлено, что качество воды, поставляемой жителя п.Тырма, не соответствует по микробиологическим и санитарно-химическим показателям гигиеническим нормативам, что привело к заболеванию значительного числа жителей п. Тырма кишечными инфекциями. Администрацией Тырминского городского поселения не осуществляется полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. На территории Тырминского городского поселения не организован сбор и вывоз бытовых отходов от двухэтажных деревянных неблагоустроенных домов по ул. Октябрьская, 1-4, 6, 8, 10, 12, 13, 14, ул. Нагорная, 8, 9, 6, ул. Почтовая, 1-12. Не проводится очистка территорий жилых массивов от бытового мусора, что привело к образованию неорганизованных свалок. Сборники твердых и жидких бытовых отходов на территории жилфонда отсутствуют. Надворные уборные двухэтажных деревянных неблагоустроенных домов по указанным улицам полуразрушены, не имеют водонепроницаемых выгребов, не очищаются, не подвергаются дезинфекции. Не откачиваются сборники сточных вод от благоустроенных жилых домов по ул. Октябрьская, 18, 20, 22 и Нагорная, 4, 6, 8, 27 типа «шамбо», сточные воды поступают на рельеф. Ненадлежащее исполнение главой Тырминского городского поселения обязанностей по организации водоснабжения, неисполнение полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора привело к вспышке заболеваемости жителей п. Тырма острыми кишечными инфекциями, и в последующем может привести к повторной вспышке заболеваемости не только жителей п. Тырма, но и приезжих лиц. В судебном заседании помощник прокурора Помогаев Е.Ю. поддержал заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, дополнительно пояснив, что в настоящее время нет возможности конкретизировать исковые требования в части понуждения главы Тырминского городского поселения привести систему водоснабжения в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами, а именно, указать, какие конкретно действия глава обязан произвести в этой части, поскольку на сегодняшний момент, до проведения экспертизы, неизвестна действительная причина попадания в воду вирусов, из-за которых в п. Тырма произошла вспышка кишечной инфекции. Кроме того, в п. Тырма имеется две скважины. На одну из них, расположенную по ул. Спортивная, 22А, построенная в 1975 году, имеется техническая документация и по решению Верхнебуреинского районного суда от 23.03.2011 года (дело № 2-128/2011) ООО «Жилсервис» обязано получить лицензию на пользование недрами для добычи вод из данной скважины. Вторая скважина была когда-то построена ОАО РЖД. Техническая документация на нее не оформлена, однако ООО «Жилсервис» из данной скважины осуществляет добычу подземных вод для водоснабжения поселка. Ни прокуратура, ни администрация городского поселения не имеет документов о принадлежности данной скважины. Вопрос о признании ее бесхозяйной никем не ставился. Глава Тырминского городского поселения Аверьянов А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, причину неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, в связи с чем, на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица. Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, опросив специалиста, суд приходит к следующему. Согласно Уставу Тырминского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, прошедшего государственную регистрацию (л.д.110-155, 96) к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пп.3 п.1 ст.5); организация в границах поселения электро-тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения (пп.4 п.1 ст.5); организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пп.18 п.1 ст.5). Глава городского поселения: является высшим должностным лицом городского поселения и наделяется настоящим уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; возглавляет местную администрацию (п.п.1, 5 ст.30); Администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом городского поселения (п.1 ст.33); Администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения городского поселения в соответствии со ст.5 устава в интересах населения городского поселения (п.1 ст.34); управляет имуществом, находящимся в собственности городского поселения, в случаях и порядке, установленных Советом депутатов (п.4 ст.34). Органы местного самоуправления вправе передавать имущество городского поселения во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам… (п.2 ст.45). Согласно постановлению Избирательной комиссии Тырминского городского поселения от 03.03.2009 года № 23/27, распоряжению главы Тырминского городского поселения от 16.03.2009 года № 7 избранный на должность главы Тырминского городского поселения Аверьянов вступил в должность с 16.03.2009 года (л.д.99, 100). Решениями Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района от 30.11.2005 года № 92, главы Тырминского городского поселения от 22.12.2005 года № 46 утвержден перечень муниципального имущества, подлежащего разграничению между Верхнебуреинским муниципальным районом и Тырминским городским поселением, в соответствии с которым в муниципальную собственность Тырминского городского поселения перешли жилые дома в поселке Тырма, пункт обогрева (котельная «Алдан», центральная котельная, котельная школа, тепловые сети от центральной котельной, здание пожарного депо (л.д. 28-32). Между Администрацией Тырминского городского поселения и ООО «Жилсервис» заключен договор № 1 от 01.01.2011 года, согласно которому Администрация предоставила ООО «Жилсервис» на срок с 01.01.2001 года по 31.12.2011 года во временное пользование объекты нежилого фонда, в том числе водопроводные сети п. Тырма, разведывательно-эксплуатационную скважину, водонапорную башню, водозаборные колонки, водозабор 1 подъема, водозабор 3 подъема. В соответствии с данным договором ООО «Жилсервис» взяло на себя обязательства поддерживать объекты в надлежащем техническом и соответствующем санитарном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт (не менее 1 раза в год), нести расходы, связанные с эксплуатацией объектов. ООО «Жилсервис» несет ответственность за ущерб, причиненный Администрации и (или) третьим лицам в результате ненадлежащего исполнения настоящего договора ООО «Жилсервис», ненадлежащего использования и содержания объектов (л.д.101-108). Из оперативного анализа по обнаружению кишечной инфекции в мае 2011 года следует, что в поселке Тырма 26 граждан обращались за медицинской помощью с признаками желудочно-кишечного расстройства. Все указанные граждане употребляли воду из водопровода в квартирах, колонки или летнего водопровода (л.д.6-10). Из объяснений главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Верхнебуреинскому району» от 07.06.2011 года, данных помощнику прокурора, в период с 18.05.2011 года по 29.05.2011 года в п. Тырма зарегистрировано 26 случаев острой кишечной инфекции вирусной этиологии. Причиной инфекции послужили вирусы – возбудители кишечной инфекции, обитающие в том числе в воде. При ненадлежащем хлорировании водопроводной воды возможна выживаемость указанных вирусов, а при отсутствии хлорирования они могут находиться в воде более 60 суток. При исследовании водопроводной воды из водопровода п. Тырма было установлено, что вода не соответствует санитарным требованиям. Показатели микробиологического исследования свидетельствуют о наличии в воде болезнетворных бактерий и вирусов. Клиническое проявление острых кишечных инфекций у заболевших жителей п. Тырма указывало на вирусную природу заболеваний. Большинство заболевших указывало на употребление сырой водопроводной воды. Таким образом, в 60% случаев водопроводная вода не соответствовала санитарным требованиям по микробиологическим показателям. Можно смело утверждать, что причиной вспышки инфекционной заболеваемости жителей п. Тырма явилось употребление сырой водопроводной воды. В пробах воды от 24.05.2011 года, помимо вышеуказанных показателей, появились термотолерантные бактерии - показатель свежего фекального загрязнения воды (л.д.11-12). В письме прокурору (без даты) директор ООО «Жилсервис» Тищенко А.Л. сообщает, что основными видами деятельности ООО «Жилсервис» является тепло и водоснабжение. Собственником имущества водоснабжения является Тырминское городское поселение. Данное имущество было передано ООО «Жилсервис» на основании договора аренды для предоставления услуг по водоснабжению. Источниками водозабора являются скважина № 66, расположенная в п. Тырма по ул. Гуджальская, подрусловая галерея на р. Тырма и скважина на водозаборе р. Тырма насосной станции № 1. Состояние системы водоснабжения в п. Тырма критическое, так как система водоснабжения построена в военное время и до настоящего времени не реконструировалась, капитально не ремонтировалась. Очистных сооружений в п. Тырма нет. После бурения скважины на водозаборе р. Тырма и пуска ее в эксплуатацию в 1975 году технические документы на нее оформлены не были, нет их в настоящее время. Для оформления документов требуются большие денежные средства, которых в ООО «Жилсервис» нет. В ведении ООО «Жилсервис» очистных сооружений нет. Дополнительное хлорирование воды было произведено ООО «Жилсервис» в мае 2011 года. В ООО «Жилсервис» имеются реагенты, но они были с истекшим сроком годности. Новые не могли закупить в виду отсутствия денежных средств. В настоящее время реагенты закуплены. Контроль за качеством воды должен проводиться согласно рабочей программе производственного контроля. В виду того, что при организации ООО «Жилсервис» от ООО «Тырма» не осталось никакой технической документации, в ООО «Жилсервис» по незнанию не была разработана данная рабочая программа. В настоящее время программа разработана. Хлорирование водопровода проводилось весной и осенью. ООО «Жилсервис» качество воды и ее исследование не проводило, так как не имеет собственной лаборатории. В настоящее время контроль за качеством воды ведется, проводятся анализы, мероприятия по улучшению качества воды, устраняются замечания по предписаниям Роспотребнадзора. За работу водоснабжения отвечает мастер водоснабжения ООО «Жилсервис» Борисов Б.Б. Водоотведение производится машиной – шамбо путем откачки и вывозится в отведенное место (л.д.13-17). Из объяснений мастера водоснабжения ООО «Жилсервис» Борисова Б.Б. от 27.05.2011 года, данных помощнику прокурора, следует, что дезинфекция воды осуществлялась хлоркой с истекшим сроком годности (л.д.24). Из объяснений главы Тырминского городского поселения Аверьянова А.А. от 27.05.2011 года, данных помощнику прокурора, следует, что одним из учредителей ООО «Жилсервис» является Администрация п. Тырма. ООО «Жилсервис» водоотведением не занимается из-за отсутствия у Администрации поселения достаточных средств. Он не знал об отсутствии в ООО «Жилсервис» хлора. До поступления граждан в больницу с кишечными инфекциями пользовались просроченной хлоркой (л.д.25-26). Из объяснений начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора по хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе Ельчанинова А.А. от 03.06.2011 года, данных помощнику прокурора, следует, что 23.05.2011 года ему от работника отдела Роспотребнадзора Калининой Г.А. стало известно, что с 18.05.2011 года по 23.05.2011 года в п. Тырма выявлено 20 случаев острых кишечных инфекций неясной теологии. В 2010 году в рамках госконтроля проводилось исследование водовода. По результатам исследования проб воды каких-либо отклонений выявлено не было. В ходе проверки установлено, что производственный контроль за качеством воды ООО «Жилсервис» не осуществляется с 2009 года. 18.05.2011 года при исследовании отобранных проб воды из водовода п. Тырма установлено наличие в ней термотолерантных колиморфных бактерий и общеколиморфных бактерий. При заборе материалов от больных были выявлены рото вирусные и норо вирусные инфекции. Появление норо вирусных и рото вирусных инфекций у больных стало следствием употребления больными сырой воды из водопровода п. Тырма, так как вода некачественная и не соответствует никаким нормам (л.д.22-23). Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Верхнебуреинском районе Ельчанинов А.А., опрошенный судом в качестве специалиста в порядке ст.188 ГПК РФ, суду пояснил, что в мае 2010 года в связи со вспышкой кишечной инфекции в п. Тырма была проведена проверка, в результате которой установлено наличие множества несанкционированных свалок. Мусор в п. Тырма не вывозится. На местах разрушенных туалетов были обнаружены ямы, в которые сбрасывается мусор. На территории 1-ой зоны от скважины свалок не обнаружено. На 2-ой и 3-ей зонах свалки были обнаружены. При микробиологическом исследовании воды в ней были выявлены термотолерантные и колиморфные бактерии, что указывает на наличие в воде примесей фекальных масс. Водоснабжение поселка осуществляется из артезианской скважины глубиной около 150 метров. Он предполагает, что вода из данной скважины смешивается с водой, поступающей из реки, поскольку мощности скважины не хватает и происходит подкачка воды из реки. Кроме того, в это время жители интенсивно пользуются водой. В п. Тырма имеются многоквартирные дома, из которых фекальные массы через канализацию поступают в сборник отходов - так называемый «шамбо», который расположен на мари, подхода и подъезда к нему нет, поэтому он предполагает, что «шамбо» переполнен и находящиеся в нем отходы поступают в реку. Для надлежащей водоочистки достаточно проводить хлорирование, постоянно осуществлять контроль за процессом хлорирования воды, но ООО «Жилсервис» этого не делает. Глава поселения Аверьянов А.А. по собственной инициативе закупил реагенты для очистки воды в системе центрального водоснабжения, которых хватило на непродолжительное время. С августа 2011 года данные мероприятия ООО «Жилсервис» вновь не проводятся из-за отсутствия реагента. В соответствии с п.п.4, 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к одним из вопросов местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Частью 1 статьи 7.1 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно п.п.1, 2, 3 ч.1, ч.3 ст.27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов. К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений также относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований. В соответствии с требованиями п.п.2, 4, 5, 6 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: 1) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; 2) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; 3) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; 4) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности. Статья 43 Водного кодекса РФ предписывает, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке (п.2.4). При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам (п.2.5). Подача питьевой воды населению запрещается или ее использование приостанавливается в следующих случаях: в установленный срок действия временных отклонений от гигиенических нормативов не устранены причины, обусловливающие ухудшение качества питьевой воды; системой водоснабжения не обеспечиваются производство и подача населению питьевой воды, качество которой соответствует требованиям настоящих Санитарных правил, в связи с чем имеется реальная опасность для здоровья населения (п.2.7). Решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из конкретной системы водоснабжения принимается органом местного самоуправления по постановлению Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории на основании оценки опасности и риска для здоровья населения, связанных как с дальнейшим потреблением воды, не соответствующей гигиеническим нормативам, так и с прекращением или приостановлением ее использования в питьевых и бытовых целях (пп.2.7.1). В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль (п.4.1). Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе (п.4.2). Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Согласно Приложению 1 (обязательному) «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» в соответствии с п.3.3. настоящих Санитарных правил выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды в системе водоснабжения. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с центром госсанэпиднадзора в городе, районе. В соответствии с требованиями п.1.5 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.2652-10 «Гигиенические требования безопасности материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2010г. №74) материалы, реагенты и оборудование, используемые для водоочистки и водоподготовки, в процессе эксплуатации не должны: оказывать вредного действия на здоровье человека и среду его обитания. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ Одним из принципов охраны окружающей среды, предусмотренных ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», является принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. В число экологических полномочий органов местного самоуправления входит принятие необходимых мер по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских населенных пунктах, зонах отдыха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (п. 1 ст. 55 Федерального закона об охране окружающей среды). В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ С учетом вышеприведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требования прокурора в части признания несоответствующими закону действий главы Тырминского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района по ненадлежащей организации водоснабжения п. Тырма, понуждения главы Тырминского городского поселения привести систему водоснабжения в соответствие с действующим санитарными нормами и правилами, провести работу по получению пакета документов, необходимых для законного функционирования скважины, находящейся на территории 1 пояса зоны санитарной очистки подруслового водозабора, не могут быть удовлетворены судом, поскольку исковые требования в этой части прокурором не конкретизированы – не указано, какие именно действия должен выполнить глава Тырминского городского поселения по приведению системы водоснабжения в соответствие с действующим санитарными нормами и правилами. Согласно п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). Кроме того, в судебном заседании установлено, что организацией водопроводно-канализационного хозяйства в Тырминском городском поселении является ООО «Жилсервис», осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы. Между Администрацией Тырминского городского поселения и ООО «Жилсервис» заключен договор аренды № 1 от 01.01.2011 года, согласно которому в пользование ООО «Жилсервис» переданы объекты, необходимые для водоснабжения городского поселения (водопроводные сети п. Тырма, разведывательно-эксплуатационную скважину, водонапорную башню, водозаборные колонки, водозабор 1 подъема, водозабор 3 подъема. Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 23.03.2011 года по гражданскому делу № 2-128/2011 на ООО «Жилсервис» была возложена обязанность получить лицензию на пользование недрами. При рассмотрении указанного дела судом было установлено, что ООО «Жилсервис» при помощи скважины, расположенной в п. Тырма ул. Спортивная, 22А, построенной в 1975 году, пользуется недрами для целей водоснабжения потребителей, в том числе населения. Одним из видов деятельности общества является эксплуатация водозаборов, водоочистных сооружений, сетей водоснабжения и канализации (л.д.87-90). В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации Требования прокурора в части признания незаконным бездействия главы Тырминского городского поселения по не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городского поселения, понуждения главы Тырминского городского поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах Тырминского городского поселения обоснованы и подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлен факт бездействия со стороны главы Тырминского городского поселения, выраженного в не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения. Суду не представлен договор на вывоз бытовых отходов и мусора между администрацией поселения и соответствующей обслуживающей (управляющей) организацией. Кроме того, в судебном заседании установлено, что органами местного самоуправления Тырминского городского поселения не принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований. Таким образом, глава Тырминского городского поселения, будучи высшим должностным лицом городского поселения, входящим в структуру органов местного самоуправления городского поселения, в соответствии с п.1 ст.30 Устава Тырминского городского поселения, уполномоченный издавать в пределах своих полномочий правовые акты и осуществлять иные полномочия в соответствии с пп.3, 5, п.1, пп.8 п.2 ст.31 Устава, не принял никаких законодательно предусмотренных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Тырминского городского поселения, что явилось одной из главных причин появления несанкционированных свалок, выявленных на территории указанного городского поселения, и загрязнению бытовым мусором территорий жилых массивов. В соответствии с ч.1, 3 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса, согласно которой решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Учитывая необходимость соблюдения конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, а также требования разумности и справедливости, суд устанавливает срок, в течение которого глава Тырминского городского поселения обязан организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах городского поселения, - до 1 декабря 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие главы Тырминского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах Тырминского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. Обязать главу Тырминского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в срок до 1 декабря 2011 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в границах Тырминского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края. В удовлетворении остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2011 года. Судья Т.В. Маслова
от 26 сентября 2001 г. №24 с 1 января 2002 года введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01».
«Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
«Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167) обязанность по осуществлению технологического процесса, обеспечивающего забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, а также по обеспечению лабораторного контроля качества питьевой воды возложена на организацию водопроводно-канализационного хозяйства. Следовательно, и ответственность за невыполнение указанной обязанности несет организация водопроводно-канализационного хозяйства, в данном случае – ООО «Жилсервис».