Иск о признании права собственности на квартиру удовлетворен



Дело (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Верхнебуреинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Жмайло Ю.Е.,

с участием истца ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» о признании права собственности квартиры. Третьи лица: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЕАО, Министерство обороны РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» о признании права на приватизацию квартиры. Ссылаясь на то, что на основании решения Верхнебуреинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» заключила с ней договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру по адресу 1 <адрес>. Однако, после того, как она обратилась в ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района», а затем в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЕАО в вопросом о передаче указанной квартиры в порядке приватизации, то ей из Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ поступил письменный ответ, из которого следует, что поскольку жилое помещение находится в оперативном управлении ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района», то по вопросу заключения договора передачи жилого помещения ей следует обратиться в ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района», при этом согласия ТУ Росимущества не требуется. Согласно ответа ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» не наделено полномочиями по передаче государственного имущества в собственность граждан. Поскольку данными обстоятельствами нарушается ее право на бесплатную приватизацию жилого помещения, просит признать за ней право на приватизацию квартиры по адресу 1 <адрес>.

Определением Верхнебуреинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Истец ФИО2, в судебном заседании поддержала сое исковое заявление, уточнила исковые требования и просит признать за ней право собственности на квартиру по адресу 1 <адрес>, общей площадью 33,6 кв.м..

ФИО1 ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. Предоставили письменный отзыв, из которого следует, что ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» является ненадлежащим ответчиком по иску ФИО2 В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р общежитие являлось имуществом военного городка , входило в перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ и внесено в реестр федерального имущества. ФГУ не было и не является в настоящее время собственником данного имущества. Кроме того, в соответствии со ст. 296, 297 ГК РФ отчуждать и распоряжаться имуществом ФГУ лишь с согласия собственника. В настоящее время ФГУ полномочиями по передаче жилого фонда, в том числе и вышеуказанной квартирой, не наделено, задание на его передачу не получало. Также в соответствии с п. 3.4 Устава, учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением В настоящее время функции по учету и распределению жилых помещений, ФГУ переданы ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. Не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие.

ФИО1 РФ, ТУ Росимущества в ЕАО, ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему :

Распоряжением Министерства имущественных отношений № … от ДД.ММ.ГГГГ за Биробиджанской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны РФ закреплено на праве оперативного управления находящееся у нее на учете имущество, в том числе здание общежития в <адрес>, на территории военного городка № ….

Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Устава ФГУ «Биробиджанская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ является юридическим лицом. В соответствии с п. 3.3, 3.4 Устава учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законодательством РФ. в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за Учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Решением Верхнебуреинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 признано право пользования жилым помещением – квартирой по адресу 1 <адрес>. ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» обязано заключить договор социального найма на указанное жилое помещение(л.д.4-7)

ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» на основании решения Верхнебуреинского районного суда заключило договор социального найма на жилое помещение- квартиру по адресу 1 <адрес> с ФИО2 (л.д. 8)

Из ответа ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 следует, что ФГШУ «Биробиджанская КЭЧ района» не наделено полномочиями по передаче жилого фонда Минобороны РФ в собственность гражданам(л.д.9)

Из ответа ТУ Росимущества в ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ следует, поскольку квартира по адресу 1 <адрес> находится в оперативном управлении ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района», то передача жилых помещений, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» осуществляется данной организацией самостоятельно, при этом согласия Росимущества не требуется (л.д10)

Из повторного ответа ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» не наделено полномочиями по передаче государственного имущества в собственность граждан. Право на владение и пользование имуществом (право оперативного управления) не предоставляет права на распоряжение данным имуществом(л.д.12)

Согласно информации, предоставленной Чегдомынским отделением Управления Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ ,№ 02/002/2011-557 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о переходе прав на объект недвижимого имущества- дом по адресу 1 <адрес>, а также о правах ФИО2 на объекты недвижимого имущества(л.д. 19-20 )

Из информации, предоставленной ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .1-08 следует, что объект недвижимого имущества, расположенный в <адрес>, по адресу 1 в реестре федерального имущества к учету не заявлен(л.д.21).

Согласно информации ТУ Росимущества в ЕАО ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» МО РФ, являясь правообладателем федерального имущества на праве оперативного управления, предоставило сведения об объекте недвижимого имущества с реестровым номером В12790000867- общежитие, с указанием адреса: <адрес>, военный городок , а также индивидуальную карточку учета вышеуказанного объекта с уточнением адресного хозяйства : <адрес>, адрес 1 ( л.д. 33-35).

Из письменного ответа администрации городского поселения «Рабочий <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по имеющейся переписке с Восточным филиалом Федерального государственного учреждения «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ» объект недвижимости, расположенный в <адрес>, адрес 1 включен в перечень объектов, планируемых к передаче в муниципальную собственность(л.д.56)

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ гражданам гарантируется право частной собственности и право иметь имущество в собственности.

В силу ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника ( п. 1 ст. 299 ГК РФ)

В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любо имущество за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Согласно ст. 218 ч. 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Статья 94 ЖК РФ устанавливает, что общежития предоставляются для временного проживания граждан в период их работы, службы или учебы. Общежития укомплектовываются мебелью и другими предметами, необходимыми для проживания граждан.

Из Примерного положения об общежитии, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что общежития также должны укомплектовываться инвентарем, который принадлежит наймодателю и временно выдается проживающим гражданам, также в общежитии должен быть сформирован необходимый обслуживающий персонал ( комендант, вахтер, уборщицы и другие работники наймодателя), кроме того, должно иметься решение уполномоченного органа о включении определенного жилого помещения в реестр общежитий.

Согласно ст.2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилого помещения в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законом. Решение вопроса о приватизации жилого помещения согласно ст. 8 указанного закона должно приниматься по заявлению граждан в 2-х месячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилого помещения он вправе обратиться в суд.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданам, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации. При этом ограничение прав и свобод гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

Законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом.

Как было установлено в судебном заседании, ФИО2 на основании решения командира воинской части …было выделено жилое помещение – кв. по адресу 1 <адрес>, площадью 33, 6 кв. метров. Объект недвижимости- дом по адресу 1 <адрес> располагался на территории военного городка №. . и имеет статус общежития. При этом указанное жилое помещение было выделено ФИО2 как работнику воинской части …, располагающейся на территории указанного городка. В настоящее время указанный объект недвижимости – дом по адресу 1 <адрес> утратил свое целевое назначение - расквартирование военнослужащих, так как воинская часть … была ликвидирована, что подтверждается имеющейся в материалах дела Верхнебуреинского районного суда копией трудовой книжки ФИО2 и в настоящее время в указанном общежитии проживают бывшие работники воинской части …., а также работники правоохранительных органов. На основании решения Верхнебуреинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО2 ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» заключило с ФИО2 договор социального найма жилого помещения. Однако, в последующем, отказало ей в передаче указанного жилого помещения в собственность, ссылаясь на то, что не наделено указанными полномочиями.

Принимая во внимание, что общежитие, расположенное в <адрес>, по адресу 1 утратило свое целевое назначение предназначенное для временного проживания военнослужащих и работников воинской части …, кроме этого ФИО2 является нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. Судом было установлено, что при наличии договора социального найма жилого помещения, заключенного между ФГУ «Биробиджанская КЭЧ района» Министерства обороны РФ следует, что указанная квартира является федеральной собственностью, следовательно собственником данного общежития является Министерство обороны РФ. Так как спорное жилое помещение относится к жилищному фонду, подлежащему бесплатной приватизации, в связи с чем переход права на указанную квартиру от Министерства обороны РФ подлежит государственной регистрации. Суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать за ФИО2 право собственности на жилое помещение - квартиру по адресу 1 <адрес>, общей площадью 33, 6 кв. метров.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Верхнебуреинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Жмайло Ю.Е.