Дело №-2-77-2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Чегдомын 13 января 2012г. Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе - председательствующего судьи Руденко Л.В. с участием - прокурора Муратовой О.А., истца Исайко М.В., представителя истца адвоката Мельникова Ю.В., представителя ответчика по доверенности Качаловой О.А. при секретаре Якушкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исайко ФИО12 к ОМВД России по Верхнебуреинскому району о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Исайко М.В. обратилась в суд с иском к ОМВД России по Верхнебуреинскому району о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и судебных расходов. В обоснование исковых требований истец указала, что она работала у ответчика в должности <данные изъяты>. В мае 2011 г. ее письменно уведомили о предстоящем увольнении по сокращению штата. 05.07.2011г. она ушла в очередной отпуск, во время которого заболела, в связи с чем отпуск был продлен до 14.10.2011г. Однако с 12.10.2011г. по 10.11.2011г. она болела, о чем имеется листок нетрудоспособности, следовательно, отпуск продлевался на время болезни до 14.11.2011г., а 12.11.2011г. по направлению врача она выехала в госпиталь, где была госпитализирована и до настоящего времени временно нетрудоспособна в связи с болезнью. По почте она получила уведомление о том, что с 11.11.2011г. уволена по сокращению штата, однако с приказом ее ознакомили 09.12.2011г. и до сих пор не выдали трудовую книжку. Считает увольнение незаконным, так как фактически на день увольнения находилась в отпуске. Впоследствии истец дополнила основания иска тем, что при предъявлении ей списка вакансий не были предложены на выбор все имевшиеся на тот момент вакансии, а именно не была предложена должность заместителя начальника по тыловому обеспечению. Истец и ее представитель в судебном заседании поддержали исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что истец проработала у ответчика почти 20 лет и имела право на какое то преимущество, она неоднократно обращалась к руководителю с просьбой предоставить ей какую либо работу, но он нее не принимали заявления, от предложенных должностей она действительно отказалась, хотя хотела остаться <данные изъяты> вольнонаемной, но отказалась от этой должности поскольку узнала что ее предлагали другому <данные изъяты> Полагает что вполне справилась бы с должностью заместителя начальника по тылу, поскольку хорошо знакома с этой работой, на тот период эту должность занимал сотрудник без надлежащего образования. После первых двух листов нетрудоспособности она писала рапорта о продлении отпуска и ей его продлили до 14 октября 2011г., с 12 октября 2011г. она снова была на больничном, т.е. за три дня до окончания отпуска, поэтому когда ее выписали с больничного 10 ноября 2011г. она полагала что у нее есть еще три дня отпуска ( 12, 13, 14 октября), хотя рапорта о продлении отпуска она не писала, считала что это и так понятно что ей необходимо продлить отпуск, однако ответчик выплатил ей за указанные три дня компенсацию хотя она ее не просила.. Считает что ответчик сделал это не законно. Первоначально истец поясняла, что лист нетрудоспособности в г. <данные изъяты> ей выдали поскольку ее сняли с поезда в связи с плохим состоянием здоровья, позже стала пояснять что в г. <данные изъяты> у нее квартира и она действительно покупала билет до этого города, поскольку ей необходимо было решить квартирные вопросы но там она и заболела и лечилась в стационаре. Требования о возмещении морального вреда объяснила тем, что в связи с незаконным увольнением переживала и плохо себя чувствовала. Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что истец пропустила месячный срок для обжалования приказа об увольнении, установленный ст.66 Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Истец, будучи осведомленной о порядке продления отпуска на период временной нетрудоспособности, была обязана 11.11.2011г. при закрытии листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №113 от 24.10.2011г. прибыть в ОМВД и сдать в кадровое подразделение указанный документ и подать рапорт о продлении отпуска либо приступить к исполнению служебных обязанностей. Между тем, 11 и 12.11.2011г. (до отхода поезда) истец находилась в п. Чегдомын, имела реальную возможность обратиться в ОМВД для продления отпуска, однако не поставила работодателя в известность о закрытии больничного листа. Направление врача, выданное при закрытии больничного листа, истец в ОМВД не предоставила. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011г. № 251 внеочередная аттестация сотрудников, претендующих на замещение должностей в органах внутренних дел, должна быть завершена до 01.08.2011г. Сотрудник ОВД, не прошедший аттестацию до 01.08.2011г., подлежит увольнению из органов внутренних дел и претендовать в последующие сроки на замещение должностей в органах внутренних дел не может. Истцом не был подан рапорт о прохождении внеочередной аттестации и не был подан рапорт о назначении на какую-либо другую должность в ОМВД. Кадровое подразделение предоставляло истцу перечень вакансий, в том числе должность <данные изъяты>, отнесенную штатным расписанием к категории вольнонаемных, от которых истец отказалась. По рапорту истца, за несколько дней до истечения 2-х месячного срока предупреждения об увольнении истцу предоставлен очередной отпуск. Изъявив желание получить отпуск и не подав рапорт о прохождении аттестации, истец согласилась с правомерностью действий работодателя по дальнейшему увольнению. Должность заместителя начальника по тыловому обеспечению не была предложена истцу, поскольку порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел, в том числе по сокращению штата, полностью урегулирован специальными нормативными актами (Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992г. № 4202-1, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 14 декабря 1999г. № 1038), в связи с чем, нормы Трудового кодекса Российской Федерации не могут применяться к данным правоотношениям, за исключением случаев, предусмотренных специальным правовым актом, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы им и требуют применения норм трудового права по аналогии. В соответствии с приказом УВД Хабаровского края от 01.07.2003г. № 955, штатным расписанием ОВД Верхнебуреинского района была предусмотрена должность заместителя начальника отдела по тыловому обеспечению. Данная должность относилась к номенклатуре начальника УВД по Хабаровскому краю, т.е. правом назначения на должность (и соответственно правом предложения данной должности) обладал только начальник УВД по Хабаровскому краю. В рассматриваемый период времени обязанности по данной должности исполнял капитан милиции Федосеев. Его назначение на указанную должность было нецелесообразным в связи с вступлением в силу приказа МВД России от 30.04.2011г. № 333 «О некоторых вопросах и структурном построении территориальных органов МИД России» и подготовкой нового штатного расписания УМВД России по Хабаровскому краю. Вопрос назначения на указанную должность подлежал решению после прохождения соответствующих организационно-штатных мероприятий и аттестации личного состава. В связи с вступлением в силу приказа УМВД России по Хабаровскому краю от 20 мая 2011г. № 730 исключены перемещения личного состава, в том числе внутри подразделений до проведения внеочередной аттестации. 23.06.2011 г. приказом ОМВД №26л\с личный состав ОМВД района освобожден от занимаемых должностей и зачислен в распоряжение ОМВД по Верхнебуреинскому району. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации до принятия решения соответствующими аттестационными комиссиями по результатам внеочередной аттестации, предусмотренной статьей 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", выполняют служебные обязанности по ранее заметаемым должностям с сохранением имеющихся специальных званий. Фактическое исполнение обязанностей по направлению тылового обеспечения продолжал осуществлять указанный сотрудник. 20 июля 2011Г. в ОМВД района завершена внеочередная аттестация, с указанной даты в связи с уходом в отпуск ФИО13 на период обучения и стажировки возложение обязанностей по должности начальника службы тыла возложено на старшего лейтенанта полиции ФИО14, который впоследствии назначен на указанную должность. Таким образом, должность заместителя начальника по тыловому обеспечению на 01.07.2011г. не существовала и не являлась вакантной на момент предложения истцу вакансий при сокращении штатов.Однако, даже в случае если бы в ОМВД России имелась указываемая истцом вакансия, истец не вправе была требовать от работодателя ее предоставления по следующим основаниям. Ранее истец занимала должность <данные изъяты>, должностные обязанности которого в незначительной части смежны с обязанностями по вышестоящей должности заместителя начальника ОМВД по тыловому обеспечению (начальника службы тыла). Назначение на указанную должность предполагало бы заключение нового контракта с новыми обязанностями по должности, с определением новой специальности и квалификации. Вышестоящая должность выходит за пределы контракта и должностной инструкции по должности <данные изъяты> и поэтому ее предоставление не составляет обязанности работодателя. В соответствии с требованиями приказа МВД России от 30.09.1994г. № 259 «Об утверждении Перечня должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях МВД России, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации» (раздел 58 «Отделы внутренних дел районов») должность заместитель начальника районного отдела внутренних дел подлежит замещению лицом, имеющим высшее образование по специальности «Юриспруденция». Должность помощника начальника по тыловому обеспечению подлежит замещению лицом, имеющим высшее образование по специальностям «Юриспруденция» и/или «Экономика и управление». При этом обе должности отнесены к категории «Руководство» и являются вышестоящими по отношению к должности <данные изъяты>. По данным кадрового подразделения истцом для приобщения к материалам личного дела представлен диплом о высшем образовании по иной специальности.Таким образом, на момент выполнения мероприятий по сокращению истца в ОМВД имелась информация о наличии у истца высшего образования по иной специальности, она имеет высшее сельскохозяйственное образование и годичные курсы с квалификацией организатор экономист и соответственно не было представленной в установленном порядке информации о наличии высшею образования по специальностям «Юриспруденция» и/или «Экономика и управление». Кроме того, истец не состояла в резерве ни на должность заместителя начальника ОВД - начальника службы тыла, ни на должность начальника тыла ОМВД района, в связи с чем ее кандидатура не рассматривалась руководством как возможная к замещению вышестоящей должности. В силу отсутствия у истца соответствующей квалификации, физиологических способностей выполнять функции начальника службы тыла, с учетом имеющихся профессионально-квалификационных качеств, опыта работы, отсутствия водительского удостоверения соответствующей категории, представляется очевидным невозможность замещения истцом указанной должности. <данные изъяты> Таким образом, в рассматриваемый период истец не обладала деловыми качествами, необходимыми для назначения на вышестоящую руководящую должность. Кроме того при невозможности перемещения сотрудника на равнозначную должность, перемещение на нижестоящую должность производится только с его согласия. В случае уменьшения оклада в указанной ситуации, сотруднику, имеющему выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении) сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы (ст. Положения о службе). Истец имела указанную выслугу и находилась в равной ситуации с иными сотрудниками. То есть, при выборе любой из предложенных должностей истец сохраняла размер своего денежного содержания. Ни специальное, ни ведомственное, ни трудовое законодательство не содержит указаний на обязанность работодателя предлагать вышестоящие должности. В свою очередь, сотрудник не вправе требовать этого от работодателя, даже если такая должность в организации вакантна. Сотрудник может только обратиться с соответствующим рапортом, изложив в нем свое волеизъявление о желании быть назначенным, однако истцом не было предпринято даже указанного действия по написанию рапорта о рассмотрении его кандидатуры на вышестоящую должность, а также не был подан рапорт о прохождении аттестации на какую-либо должность. Более того, истцом был подан рапорт о предоставлении отпуска за 1 день до начала аттестации (вне графика), чем истец выразил согласие правомерности прекращения трудовых отношений с работодателем. Таким образом ответчиком выполнены все установленные законодательством требования о соблюдении процедуры увольнения сотрудника органов внутренних дел по сокращению штатов. Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора о полагавшего что требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему. Приказом начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 14.04.2011г. № 586, изданному во исполнение требований приказа МВД России от 15.02.2010г. № 77 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента РФ от 24.12.2009г. № 1468, указания Министра внутренних дел от 12.11.2010г. № 1/9432, и введенным в действие с 01.05.2011г., отделам внутренних дел (в том числе по Верхнебуреинскому району) предписано внести изменения в штатные расписания аппарата согласно прилагаемому перечню, в соответствии с которым в ОВД по Верхнебуреинскому району сокращается 1 должность <данные изъяты> (майора милиции, майора внутренней службы) и вводится 1 должность <данные изъяты> по категории - руководитель ( вольнонаемная) (л.д.26-27). С решением о предстоящем увольнении в соответствии со ст.60 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (сокращение штатов) Исайко М.В. была уведомлена 10.05.2011г., что подтверждается соответствующим уведомлением (л.д.24). В деле имеются рапорта Исайко М.В. о предоставлении ей очередного отпуска с 13.04.2011г. по 04.05.2011г., с 05.07.2011г. с резолюциями «в приказ», «предоставить» (л.д.126, 1267). Также имеется рапорт Исайко М.В. от 05.08.2011г. о продлении очередного отпуска в связи с нахождением на листке нетрудоспособности с резолюцией «в приказ» (л.д.6). Как следует из отпускного удостоверения, Исайко М.В. разрешен очередной отпуск (с учетом продления) с 05.07.2011г. по 14.10.2011г. (л.д.8). Согласно справке руководителя ГРЛС ОМВД России по Верхнебуреинскому району Исайко М.В. предоставлялся очередной отпуск за 2011г.: 1 половина - 1 13.04.2011г. по 06.05.2011г., 2 половина - с 05.07.2011г. по 04.09.2011г. В связи с нахождением на листке нетрудоспособности с 07.07.2011г. по 05.08.2011г., с 19.09.2011г. по 28.09.2011г. очередной отпуск продлевался на 30 и 10 календарных дней соответственно по 04.10.2011г. и по 14.10.2011г. (л.д.28). Из листа предложения вакантных должностей майору милиции Исайко М.В. от 01.07.2011г. следует, что ей были предложены должности: заместителя начальника ИВС по службе; участкового уполномоченного милиции; оперативного дежурного; дознавателя; помощника оперативного дежурного; инспектора ДПС; <данные изъяты> (вольнонаемного). От предложенных вакансий Исайко М.В. отказалась (л.д.48). Как усматривается из листков освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, Исайко М.В. находилась на лечении и была временно нетрудоспособна с 07.07.2011г. по 06.08.2011г., с 19.09.2011г. по 28.09.2011г., с 12.10.2011г. по 10.11.2011г., с 22.11.2011г. по 13.12.2011г. (л.д.12, 18-22). 10.11.2011г. ГУЗ « ВЦОСВМП» по Верхнебуреинскому району истцу было выдано направление в МСЧ УВД г. Хабаровска, <данные изъяты> Из акта от 09.12.2011г. усматривается, что листки нетрудоспособности №113 от 24.10.2011г. и № 1582 от 07.12.2011г. Исайко М.В. передала в кадровое подразделение ОМВД России по Верхнебуреинскому району 09.12.2011г. (л.д.23). Приказом начальника ОВД по Верхнебуреинскому району от 13.05.2011г. №22 л/с <данные изъяты> подразделения тылового обеспечения Исайко М.В. зачислена в распоряжение ОВД по Верхнебуреинскому району сроком на 2 месяца, с 01.05.2011г. по 01.07.2011г. (л.д.29). Согласно отчетам о движении кадров и укомплектованности должностей ОВД по Верхнебуреинскому району в мае, июне, июле 2011г. не укомплектована 1 должность <данные изъяты> ( вольнонаемная) и 1 должность начальника тыла, относящиеся к начальствующему составу (л.д.101-103). Приказом начальника ОВД по Верхнебуреинскому району от 31.05.2011г. №23 л/с Исайко М.В. продлен срок нахождения в распоряжении ОВД по Верхнебуреинскому району со 02.07.2011г. по 07.07.2011г. (л.д.31-36). Приказами начальника ОМВД России по Верхнебуреинскому району от 13.10.2011г. № 50 л/с, 09.12.2011г. № 66 л/с Исайко М.В. продлен срок нахождения в распоряжении ОМВД России по Верхнебуреинскому району в связи с нахождением в очередном отпуске - с 05.07. по 04.09.2011г., на период нахождения на листке нетрудоспособности - с 05.09.2011г. по 04.10.2011г., с 05.10.2001г. по 14.10.2011г., с 12.10.2011г. по 10.11.2011г. (л.д.37-38, 39). Приказом и.о. начальника ОМВД России по Верхнебуреинскому району от 11.11.2011г. № 58 л/с майор милиции Исайко М.В., находящаяся в распоряжении ОМВД России по Верхнебуреинскому району по должности <данные изъяты> подразделения тылового обеспечения ОВД по Верхнебуреинскому району, уволена 11.11.2011г. по пункту «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). С данным приказом Исайко М.В. ознакомлена 09.12.2011г. (л.д.40). Как пояснила представитель ответчика последний известный лист нетрудоспособности был по 10 ноября 2011г., далее никаких сообщений от истца не поступила в связи с чем и был издан приказ об увольнении, который был направлен истцу по почте по месту регистрации. Из расписки усматривается, что Исайко М.В. 12.12.2011г. получила трудовую книжку при увольнении (л.д.25). В штатном расписании ОМВД России по Верхнебуреинскому району, утвержденном приказом начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 20.05.2011г. № 730 (л.д.98), действующем на момент сокращения штатов, и в штатном расписании, утвержденном приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 14.12.2011г. № 1830 (после увольнения истца), предусмотрены 1 должность <данные изъяты> и 1 должность начальника тыла (л.д.54-64, 65-75). Приказом и.о. начальника УВД по Хабаровскому краю от 12.02.2011г. № 147 л/с временно исполняющим обязанности заместителя начальника отдела по тыловому обеспечению ОВД по Верхнебуреинскому муниципальному району с 01.01.2011г. по 28.02.2011г. назначен ФИО9 (л.д.158). Приказом и.о. начальника УВД по Хабаровскому краю от 22.04.2011г. № 520 л/с исполнение обязанностей заместителя начальника отдела по тыловому обеспечению ОВД по Верхнебуреинскому муниципальному району с 01.04.2001г. по 31.05.2011г. возложено на ФИО9 (л.д.159). Приказом и.о. начальника УМВД России по Хабаровскому краю от 05.09.2011г. № 1879 л/с ФИО9 уволен 05.09.2011г. по сокращению штатов (л.д.160). Приказом и.о. начальника ОМВД России по Верхнебуреинскому району от 01.08.2011г. № 37 л/с временное исполнение обязанностей по вакантной должности начальника тыла ОМВД России по Верхнебуреинскому району с 20.07.2011г. по 20.09.2011г. возложено на ФИО10 (л.д.161-163). Приказом и.о. начальника ОМВД России по Верхнебуреинскому району от 30.09.2011г. № 46 л/с ФИО10 назначен временно исполняющим обязанности по вакантной должности начальника тыла ОМВД России по Верхнебуреинскому району на период с 21.09.2011г. по 23.11.2011г. (л.д.164-165). Из справки руководителя ГРЛС ОМВД России по Верхнебуреинскому району следует, что на вольнонаемную должность <данные изъяты> приказом ОМВД по району от 05.12.2011г. № 63 л/с с 05.12.2011г. была назначена ФИО11 (л.д.87). Согласно Перечню должностей в органах, учреждениях и учебных заведениях МВД РФ, подлежащих замещению специалистами высшей и средней квалификации, утвержденному приказом МВД РФ от 30.09.1994г. № 259, должность помощника начальника по тыловому обеспечению вправе занимать лицо, имеющее специальность - юриспруденция или экономика и управление (л.д.117-119). Приказом и.о. начальника УВД по Хабаровскому краю от 23.12.2010г. №2122 утверждено Положение о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава УВД по Хабаровскому краю (л.д.128-145). Приказом и.о. начальника ОМВД России по Верхнебуреинскому району от 28.09.2011г. № 184 утвержден список сотрудников, зачисленных в резерв, согласно которому на должность начальника тыла ОМВД России по Верхнебуреинскому району в резерв зачислен участковый уполномоченный полиции ОУУПиПДН ОМВД России по Верхнебуреинскому району ФИО10 (л.д.154-157). В соответствии с приказом УВД по Хабаровскому краю от 06.05.2009г. №1038 начальники, заместители начальников УВД - ОВД по городам и муниципальным районам относятся к перечню должностей номенклатуры начальника УВД по Хабаровскому краю (л.д.99). Статья 37 Конституции Российской Федерации провозглашает - труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Согласно п.2 ст.34 Федерального закона «О полиции» действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом. Условия службы сотрудников органов внутренних дел определяются Федеральным законом от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992г. № 4202-1. В соответствии со ст.16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I, далее - Положение) перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе производится: а) на вышестоящую должность - в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника органов внутренних дел (п. «а»); на нижестоящую должность: при сокращении штатов - в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника органов внутренних дел (п. «в»). При перемещении сотрудника органа внутренних дел на должность ему обеспечивается работа по основной или родственной специальностям либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования сотрудника органа внутренних дел на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его переподготовка на соответствующих курсах (сборах). В случае перемещения на нижестоящую должность по сокращению штатов или по состоянию здоровья с уменьшением размера должностного оклада сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы. Сотрудник, перемещенный на нижестоящую должность, в последующем может продвигаться по службе с учетом его служебной квалификации, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья. В связи со служебной необходимостью на сотрудника органов внутренних дел может быть возложено временное исполнение обязанностей по должности, которую он не замещает. В этом случае сотрудник органов внутренних дел освобождается от исполнения обязанностей по замещаемой должности, но от замещаемой должности не освобождается. Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по вакантной должности осуществляется с его согласия. Согласно ст.16.1 Положения сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения) - не более двух месяцев.В срок нахождения в распоряжении органов внутренних дел не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год. Одним из оснований увольнения сотрудников органов внутренних дел является сокращение штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе (п.«е» ст.58 Положения). В соответствии со ст.60 Положения сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения. В пункте 17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ указано, что увольнение по сокращению штатов (пункт «е» статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе. Статья 81 Трудового кодекса РФ устанавливает, что увольнение по сокращению численности или штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Пунктами 2, 5 Указа Президента РФ от 24.12.2009г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» предписано сократить до 1 января 2012 г. численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов. Министру внутренних дел Российской Федерации в 3-месячный срок представить предложения по совершенствованию структуры органов внутренних дел Российской Федерации, имея в виду исключение дублирования их функций, разграничение полномочий и перераспределение штатной численности в интересах первоочередного решения задач противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности. Приказом МВД РФ от 15.02.2010г. № 77, изданным во исполнение Указа Президента РФ от 24.12.2009г. № 1468, предписано сократить штатную численность подразделений и учреждений с 01.01.2011г. - на 12%, с 01.10.2011г. - на 10% (л.д.182). В судебном заседании установлено, что во исполнение Указа Президента РФ от 24.12.2009г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и изданных в соответствии с ним приказа Министерства внутренних дел РФ от 15.02.2010г. №77, приказа УВД по Хабаровскому краю от 14.04.2011г. № 586, приказа УМВД России по Хабаровскому краю от 14.12.2011г. № 1830, в целях совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, оптимизации выполняемых органами внутренних дел функций, для обеспечения устойчивого функционирования системы МВД России, сохранения эффективности деятельности территориальных органов МВД России в решении задач борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка, были внесены изменения в штатное расписание ФИО3 России по <адрес>. Согласно данным изменениям с 01.05.2011г. должность <данные изъяты> подразделения тылового обеспечения была сокращена и вместо нее введена вольнонаемная должность <данные изъяты> ОМВД России по Верхнебуреинскому району (л.д. 26, 27, 54-75, 182-183, 184). В связи с сокращением должности <данные изъяты> подразделения тылового обеспечения Исайко М.В. 10.05.2011г. была поставлена в известность о предстоящем увольнении из органов внутренних дел и ей были предложены 7 вакантных должностей в ОМВД России по Верхнебуреинскому району, отнесенных к начальствующему составу, в том числе вольнонаемная должность <данные изъяты>, однако продолжить службу на какой-либо из предложенных должностей она согласие не выразила (л.д. 48). То обстоятельство, что в этот период в ОМВД России по Верхнебуреинскому району имелась вакансия заместителя начальника по тыловому обеспечению (начальника тыла), которая не была предложена Исайко М.В., не является основанием для признания увольнения истца незаконным. Во-первых, исходя из материалов дела и требований ст.30 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» видно, что должность начальника тыла является вышестоящей по отношению к должности <данные изъяты> и на момент предложения истцу вакансий относилась к номенклатуре начальника УВД Хабаровского края. Для ее замещения необходимо наличие высшего юридического образования либо высшего образования по специальности «Экономика и управление», а также звание подполковника внутренней службы, которых у Исайко М.В. нет. Должностные обязанности начальника тыла существенно отличаются от должностных обязанностей <данные изъяты>, как по объему, так и по специфике службы (л.д.55, 99, 100, 117-119). Во-вторых, в связи с проводимыми в ОМВД России по Верхнебуреинскому району мероприятиями по сокращению штатов, в соответствии с Положением о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава УВД по Хабаровскому краю (утв. приказом и.о. начальника УВД по Хабаровскому краю от 23.12.2010г. №2122) и приказом и.о. начальника ОМВД России по Верхнебуреинскому району от 28.09.2011г. № 184 на замещение должности начальника тыла в резерв был зачислен ФИО10, который впоследствии был назначен на данную должность. На время проведения организационно-штатных мероприятий временно исполняющим обязанности начальника тыла был назначен ФИО9 Исайко М.В. с момента получения уведомления о предстоящем увольнении в соответствии со ст.16.1 Положения о службе в органах внутренних дел находилась в распоряжении ОМВД России по Верхнебуреинскому району за штатом с сохранением денежного довольствия и иных гарантий сотрудника органов внутренних дел. Таким образом, законных оснований предлагать Исайко М.В. должность начальника тыла у ОМВД России по Верхнебуреинскому району не имелось. Период нахождения Исайко М.В. в распоряжении ОМВД России по Верхнебуреинскому району (с 01.05.2011г.), который в соответствии со ст.16.1 Положения о службе в органах внутренних дел не должен превышать 2-х месяцев (до 01.07.2011г.) неоднократно продлевался в связи с пребыванием в очередном отпуске и временной нетрудоспособностью Исайко М.В. (по 07.07.2011г., по 04.09.2011г., по 10.11.2011г. (л.д.28, 29, 35, 37, 39). Уволена по сокращению штатов Исайко М.В. была 11.11.2011г., то есть по истечению срока пребывания в распоряжении ОМВД России по Верхнебуреинскому району (л.д.40). При этом тот факт, что согласно листку освобождения от служебных обязанностей № 1582 от 07.12.2011г. Исайко М.В. была временно нетрудоспособна до 13.12.2011г. (л.д.22) и направлялась врачом в МСЧ УВД г.Хабаровск 10.11.2011г., основанием для признания увольнения незаконным не является, поскольку, как подтверждено актом от 09.12.2011г. (л.д.195), рапортом старшего специалиста ГЛРС ОМВД ФИО15 (л.д.17), листок нетрудоспособности №1582 от 07.12.2011г. Исайко передала в кадровое подразделение 09.12.2011г., то есть уже после издания приказа о ее увольнении. С 24.10.2011г. Исайко М.В. не сообщала в ОМВД какой-либо информации о продлении (закрытии) листка нетрудоспособности либо о направлении в лечебное учреждение г. Хабаровска. Выданное направление не является направлением на непосредственное лечение, не требует немедленного выезда и не является освобождением от работы. Доводы истца о том, что работодатель автоматически должен был продлить ей отпуск на три дня, поскольку она, находясь в отпуске по 14 октября 2011г., получила очередной лист нетрудоспособности 10 октября 2011г. без ее рапорта и, следовательно, действия ответчика, не сделавшего этого и выплатившего ей компенсацию за 3 дня неиспользованного отпуска, незаконны, суд не может признать обоснованными и являющимися основаниями для восстановления на работе или изменении даты увольнения, поскольку ранее истец обращалась к работодателю с рапортами о продлении отпуска дважды и отпуск ей был продлен, в данном (последнем) случае не сделала этого, в связи с чем, работодателем и была рассчитана и выплачена компенсация, которую истец получила и размер которой не оспаривает. За период с 5 июля 2011г. (предоставление отпуска) и по день увольнения истца у работодателя не изменялся перечень должностей, которые могли быть предложены истцу в качестве равноценной работы, о чем свидетельствует предоставленный список должностей от которых истец отказалась. Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с п.п.3, 5 Федерального закона «О полиции» сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации. Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. На основании Указа Президента РФ от 01.03.2011 г. № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» Министерству внутренних дел РФ необходимо было до 1 августа 2011 г. обеспечить в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах. В судебном заседании установлено, что Исайко М.В. не прошла аттестацию в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных правовых актов и не обращалась к работодателю с рапортом о желании пройти аттестацию с намерением продолжить службу в ОМВД на иных должностях. Доводы истца о том, что она проработала в ОМВД около 20 лет в связи с чем заслуживает уважительного отношения и преимущественного права оставления на работе суд находит убедительными, однако эти доводы не могут являться основаниями для восстановления на работе. Доводы истца о том что ей вплоть до увольнения должны были предлагаться вакантные должности заслуживают внимание, однако это не означает что ей в течение всего времени должны были предлагаться одни и те же должности а иных вакантных должностей не появилось, что подтверждается сведениями предоставленными ответчиком. Таким образом, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что увольнение истца произведено при наличии основания к увольнению, предусмотренного п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, с соблюдением порядка увольнения, поэтому правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд - РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Исайко ФИО16 к ОМВД России по Верхнебуреинскому району о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и судебных расходов отказать за необоснованностью. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 19 января 2012г. Судья Л.В. Руденко