Дело №(2011)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Верхнебуреинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жмайло Ю.Е.,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика по доверенности ФИО1,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к открытому акционерному обществу «Ургалуголь» о признании незаконными и не подлежащими применению последнего абзаца пункта 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с заявлением к ОАО «Ургалуголь» о признании незаконным и не подлежащим применению последнего абзаца пункта 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка, ссылаясь на то, что согласно трудового договора № он работал в ОАО «Ургалуголь» с ДД.ММ.ГГГГ ……….., согласно личному заявлению и приказу №-к переведен на участок по ремонту горных выработок ……... Считает, что последняя часть п.п. 3.2 Правил внутреннего распорядка, согласно которой в случае производственной необходимости работодатель имеет право произвести перестановку смен в графике сменности, предварительно уведомив об этом работника, является незаконной. Так как фактически ответчик нормой локального нормативного акта установил возможность себе самому изменять график (смену), с которым уже ознакомлен работник, вне зависимости от согласия работника и от подтверждения именно в письменной форме его уведомления об этом до изменения графика. Среди устных и других доступных методов, могут быть, после применения которых не остается зафиксированных следов, а значит- работодатель, внеся указанную возможность в ПВТР сознательно исключил обязанную фиксацию юридического факта «предварительное уведомление работника об изменении смены». Осознавая, что ответчик действует незаконно и нарушает его права, он испытывает разочарование, обиду и негативные эмоциональные ощущения, которые негативно сказываются на его психологическом и физическом состоянии. Моральный вред, в совокупности причиненный ему ответчиком, оценивает в 30000 рублей. Просит признать незаконной и не подлежащей применению последний абзац п.п. 3.2 ПВТР ответчика. Взыскать моральный вред в сумме 30000 рублей.
В судебном заседании истец поддержал свои требования, пояснив, что ответчик, установив этот пункт правил внутреннего трудового распорядка, дает возможность работодателю не уведомлять работника, но говорить, что уведомил. Такие случаи были в отношении О., в отношении него. Он расписывался за график работы, планировал свои выходные, у него есть семья. А потом, когда он приезжал на работу в одну смену, оказывалось, что график поменялся и он должен работать в другую смену. Основания выхода на работу в связи с отсутствием других работников в ТК РФ отсутствуют, это не является юридическим фактом, что можно изменять график. Он был уволен, до увольнения в отношении него меняли график примерно один раз в месяц. С заявлением к работодателю и начальнику об исключении данного пункта правил внутреннего распорядка он не обращался. Ему меняли график, предупреждали об этом, он выходил на работу. Но пересмена нарушала его режим. Он вынужден был менять свои планы, в том числе касающиеся отдыха с сыном. Из-за чего у него происходили конфликты в семье, из-за того, что он не мог из-за пересменки, выполнить обещанное, погулять с ребенком, выполнить какие-нибудь поручения жены. В 2010году до его увольнения, т.е. до ноября 2010г. смены менялись раза два, три, точно сказать не может. Все эти замены происходили с его согласия. Ранее в 2010г. сколько раз происходили замены смен, он пояснить не может. Две смены подряд работать его никогда не просили.
Представитель ОАО «Ургалуголь» по доверенности ФИО1 в судебном заседании не согласилась с требованиями ФИО3, ссылаясь на возражения, предоставленные суду, из которых следует, что перечень вопросов, регулируемых правилами внутреннего трудового распорядка, перечисленных в ч. 4 ст. 189 ТК РФ, открыт, и следовательно, в каждом конкретном случае содержание данного акта определяется на локальном уровне исходя из специфики деятельности соответствующего работодателя и характера трудовых отношений. Непрерывный цикл работы на таком предприятии, как ОАО «Ургалуголь» обеспечивается путем применения многосменного режима работы. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Следовательно, при непрерывном производстве работодатель не может допустить простоев в работе в случае отсутствия работника, который внезапно заболел и т.д., в случае причин производственного характера, поскольку приостановка работы оборудования может повлечь за собой невосполнимые негативные последствия. Истцом в исковом заявлении не указано, какие именно нормы Трудового права нарушены работодателем при изменении смен в графике сменности. А также дополнительно пояснила, что соблюдение графиков невозможно в случае, когда кто-то из работников не выходит на работу, в связи с болезнью или по иным причинам. В случае неявки какого-либо работника, работодатель звонит и уведомляет тех, кто может выйти на работу. Статья 22 ТК РФ подразумевает уважение сторон, т. е. работодателя и работников, социальное партнерство. Предугадать, кто не выйдет на работу невозможно, поэтому работодатель включил в указанный пункт то, что он может уведомлять об изменении графика по телефону. Требование о возмещении морального вреда просит признать незаконным. Моральный вред к иску не имеет отношение.
ФИО4И. в судебном заседании пояснил, что он работает в ОАО «Ургалуголь» слесарем постоянно в первую смену с 07 часов до 13 часов. График смены начальником иногда менялся. Были такие случаи, что просили выйти в выходной день или остаться во вторую смену после первой смены. По поводу смен ФИО3 ничего пояснить не может, так как у них смены не совпадают и работают они в разных подразделениях. Когда он заболевает, то ставит об этом в известность отдел кадров, начальника об этом не уведомляет. Если он заболел, то должен работать другой слесарь, но его нет.
Выслушав пояснения сторон, ФИО4, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Ургалуголь» заключило трудовой договор № с ФИО3 на выполнение работы в должности ….. на неопределенный срок. Согласно п.2.2 указанного договора работник обязался соблюдать Правила внутреннего распорядка( л.д.7)
Приказом руководителя ОАО «Ургалуголь» №-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 переведен на участок по ремонту горных ……..(л.д.8)
ДД.ММ.ГГГГ в министерстве социальной защиты населения Управлением оплаты труда и социального партнерства был зарегистрирован коллективный договор за №.2-77 ОАО «Ургалуголь» на 2009-2011годы. Приложением № к данному коллективному договору являются «Правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих ОАО «Ургалуголь» В соответствии с п. 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Ургалуголь» для отдельных категорий работников, связанных с производственно-технологическими условиями при непрерывном производстве, ежемесячно устанавливается сменный режим рабочего времени и выходные дни, согласно графика сменности В случае производственной необходимости (отсутствие другого работника, производственно-технические причины и т.п.) работодатель имеет право произвести перестановку смен в графике сменности, предварительно уведомив об этом работника (письменно либо устно по телефону и другими доступными методами).
Из объяснительных работников ОАО «Ургалуголь» следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работники ОАО «Ургалуголь» М. С.П., Н. М.И., П. Д.В., В.С.А., П. С.С., Н. А.А., У.А.А.. Л. Е.Н. и другие не вышли на работу по уважительным и неуважительным причинам, не уведомив об этом непосредственных руководителей(л.д.84-96)
В соответствии со ст. 23, 24 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда- система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Основными принципами социального партнерства являются уважение и учет интересов сторон, соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.
Согласно ст. 68 ТК РФЫ при приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
В соответствии со ст. 103 ТК РФ сменная работа- работа в две, три или четыре смены- вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников, в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса, для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения в действие.
Согласно ст. 189 ТК РФ трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка- локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые в работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Согласно ст. 190 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.
Как было установлено в судебном заседании, ФИО3 оспаривает п. 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка в части возможности изменения графика работы работников, в случае заболевания других работников и в иных случаях и уведомления о данных изменения графика работы путем устного уведомления по телефону или другим доступным работодателю способом, ссылаясь на то, что данные положения Правил внутреннего трудового распорядка доставляют ему неудобства и причиняют нравственные страдания.
По мнению суда, доводы ФИО3 о том, что пункт 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Ургалуголь» в части установления работодателю права в случае производственной необходимости (отсутствие другого работника, производственно-технические причины и т.п.) произведения перестановки смен в графике сменности, предварительно уведомив об этом работника письменно либо устно по телефону и другими доступными методами, являются незаконными и нарушают его права, являются необоснованными по следующим причинам.
Данные изменения в графике сменности обусловлены необходимостью непрерывного производственного процесса, который существует в ОАО «Ургалуголь» и связаны с уважительными причинами необходимости изменения графика сменности, такие как отсутствие другого работника, производственно технические причины. Возможность уведомления в данных случаях об изменении графика сменности по телефону и другими доступными средствами, не нарушает прав работника, так как следует, из представленных ОАО «Ургалуголь» объяснительных работники в случае невыхода на работу, не сообщают об этом своевременно представителя работодателя, с связи с чем работодатель вынужден привлекать к работе других работников, сообщая об изменениях графика сменности любыми доступными средствами. При изменении графика сменности, в указанных случаях, не происходит нарушений положений трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха, поэтому указанные положения Правил внутреннего трудового распорядка, не нарушают прав и свобод работников, и таким образом являются законными. Так, в п. 3.2 данных правил указано, что в случае неявки сменяющего работник заявляет об этом непосредственному руководителю, который обязан немедленно принять меры к замене сменщика работником. Работа в течение двух смен подряд запрещается.
Коллективный договор ОАО «Ургалуголь», был утвержден генеральным директором ОАО «Ургалуголь» и согласован с профсоюзной организацией Росуглепрофа ОАО «Ургалуголь» ДД.ММ.ГГГГ Приложением к данному коллективному договору являются правила внутреннего трудового распорядка. Соответственно данный коллективный договор был принят без нарушений норм ст. 190, 372 ТК РФ. Истцом не было предоставлено доказательств того, что нормы коллективного договора, в частности приложения к нему -правила внутреннего трудового распорядка, ухудшает положение работников.
Так же истцом не было представлено суду доказательств того, что лично его права нарушены работодателем, что его вне графика смены вызывают на работу, тем самым он не может решить запланированные личные дела. Однако, судом было установлено и не оспаривалось сторонами, что истец в 2010г. был вызван на работу вне смены два-три раза(точно не помнит) на все эти выходы он давал личное согласие, за данные смены получал оплату. Сколько было смен вне графика до 2010г. истец пояснить не мог. Согласно предоставленных ответчиком табелей рабочего времени за период работы истца с июня по ноябрь 2010г., только в июне 2010г. была подмена смены, ДД.ММ.ГГГГ истец доложен был выйти в 3 смену, ему заменили смену на 4, о чем истец был ознакомлен и никаких возражений не заявил. В течении двух смен подряд истец никогда не работал. Иных доказательств истец суду не предоставил.
Судом было установлено, что работники ОАО «Ургалуголь», которые отказались от работы вне графика смен, не были привлечены к дисциплинарной ответственности и никаких негативных последствий после отказа не последовало, что подтвердил ФИО4, а истец данное не мог опровергнуть иными доказательствами..
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к открытому акционерному обществу «Ургалуголь» о признании незаконного и не подлежащего применению последнего абзаца п.п. 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка ОАО «Ургалуголь», отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда в <адрес>вой суд через Верхнебуреинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено25 марта 2011года.
Судья Жмайло Ю.Е.