Дело № 11-86/12 06 июня 2012 года АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в лице судьи Медведкиной В.А., при секретаре Мальковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» на решение мирового судьи судебного участка № 29 Санкт-Петербурга, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 35, от 22 февраля 2012 года по гражданскому делу № 2-8/2012-35 по иску Пархоменко А. Г. к Закрытому акционерному обществу «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» о взыскании компенсационных расходов, произведенных в связи с приобретением лекарственных средств, установил: Пархоменко А.Г. обратился в суд с иском к ответчику - Ленинградскому областному государственному предприятию «Ленфарм» о взыскании компенсационных расходов, произведенных в связи с приобретением лекарственного средства, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он был признан <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 6.1. Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 названного Федерального закона, в состав доставляемого гражданам-инвалидам набора социальных услуг включается обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача. Право на получение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами, подтверждается выданными ему справками Управления Пенсионного Фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ врачом-кардиологом МУЗ «<данные изъяты>» ФИО4 был выписан на его, истца, имя рецепт серии № на лекарственное средство <данные изъяты>. Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006г. № 665) содержит периндоприл - таблетки. В тот же день он, истец, обратился в аптечный пункт <адрес> ЛОГП «Ленфарм» с просьбой выдать ему вышеуказанное лекарственное средство. При этом им был представлен рецепт серии № от ДД.ММ.ГГГГ и «Карта гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств». Провизор аптечного пункта <адрес> ЛОГП «Ленфарм» отказала ему, истцу, в выдаче указанного лекарственного средства, сославшись на его отсутствие в аптечном пункте. При этом провизор внесла данные из рецепта истца в Журнал отсроченного обслуживания (Журнал отложенного спроса). В соответствии с пунктом 2.7 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным ториям граждан», утвержданного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 года №328, в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных дета, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. ДД.ММ.ГГГГ в аптечный пункт <адрес> ЛОГП «Ленфарм» им, истцом, было направлено по почте заказное письмо, содержащее заявление с просьбой в срок до ДД.ММ.ГГГГ выдать ему лекарственное средство престариум (Perindoprilum). ДД.ММ.ГГГГ данное заказное письмо было вручено адресату (аптечному пункту). ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился к провизору данного аптечного пункта с просьбой выдать ему лекарственное средство. Провизор повторно отказала ему в выдаче лекарства, сославшись на его отсутствие в аптечном пункте. В связи с изложенными обстоятельствами он вынужден был ДД.ММ.ГГГГ в этом же аптечном пункте приобрести необходимое ему лекарственное средство <данные изъяты> за наличный расчёт, уплатив в кассу аптечного пункта <данные изъяты>, в связи с чем просил взыскать с Ленинградского областного государственного предприятия «Ленфарм» в свою пользу компенсацию расходов, произведенных в связи с приобретением лекарственного средства, в сумме <данные изъяты> и судебные расходы за изготовление копий документов в сумме <данные изъяты>. Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечено ЗАО «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад». В ходе проведения действий по подготовке дела к судебному разбирательству истец отказался от требований, предъявленных к ответчику Ленинградскому областному государственной предприятию «Ленфарм». Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к ответчику Ленинградскому областному государственной предприятию «Ленфарм» прекращено. Ленинградское областное государственное предприятие «Ленфарм» привлечено в качестве 3-его лица. В ходе рассмотрения дела мировым судьей судебного участка № 29, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 35 Санкт-Петербурга, истец уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчика Закрытого акционерного общества «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» в свою пользу компенсацию расходов, произведенных в связи с приобретением лекарственного средства в сумме <данные изъяты>, судебных расходов на общую сумму <данные изъяты> рублей, включающую в себя следующие расходы: расходы на проезд, понесенные в связи с явкой ДД.ММ.ГГГГ в судебный участок № 35 Выборгского района Санкт-Петербурга, в размере стоимости двух проездных документов на сумму <данные изъяты> рублей, а именно: <данные изъяты> рублей - стоимость билета от ДД.ММ.ГГГГ на проезд в автобусе из <адрес> в <адрес>; <данные изъяты> рублей - стоимость билета от ДД.ММ.ГГГГ на проезд в автобусе из <адрес> в <адрес>; расходы на проезд, понесенные в связи с явкой ДД.ММ.ГГГГ в судебный участок № 29 Выборгского района Санкт-Петербурга, в размере стоимости двух проездных документов на сумму <данные изъяты> рублей, а именно: <данные изъяты> рублей - стоимость билета от ДД.ММ.ГГГГ на проезд в автобусе из <адрес> в <адрес>; <данные изъяты> рублей - стоимость билета от ДД.ММ.ГГГГ на проезд в автобусе из <адрес> в <адрес>. Решением мирового судьи судебного участка № 29 Санкт-Петербурга, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 35, от 22 февраля 2012 года с ЗАО «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» в пользу Пархоменко А.Г. взысканы расходы по приобретению лекарственного препарата в сумме <данные изъяты>, судебные расходы в сумме <данные изъяты>, а всего сумма в размере <данные изъяты>. Кроме того, с ЗАО «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» взыскана государственная пошлина в сумме <данные изъяты>. ЗАО «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» подана на данное решение суда апелляционная жалоба с просьбой об его отмене. При этом ответчик указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним как поставщиком и Комитетом по здравоохранению Ленинградской области - государственным заказчиком в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации был заключен государственный контракт № на поставку лекарственных средств для обеспечения льготных категорий граждан за счет средств областного бюджета Ленинградской области в <данные изъяты>. Получателем товара по условиям Контракта выступало ЛОГП «Ленфарм». Ответчик обязательства в отношении поставки препарата <данные изъяты>, принятые на себя по вышеуказанному Контракту, выполнил надлежащим образом, препарат был поставлен получателю продукции ЛОГП «Ленфарм» своевременно и в количестве соответствующим условиям государственного контракта. Факт надлежащего исполнения ЗАО «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» государственного контракта никем из участников рассмотрения дела не оспаривался. Истец в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассматривать дело в свое отсутствие. Представитель ЗАО «Торгово-промышленное предприятие Северо-Запад» Матвеева Н. Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Третьи лица Ленинградское областное государственное предприятие «Ленфарм» и Комитет по здравоохранению Ленинградской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом Выслушав мнение представителя ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему. При разрешении заявленного спора мировой судья установил, что уполномоченным органом государственной власти <адрес> Комитетом по здравоохранению - государственный заказчик ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № на поставку лекарственных средств для обеспечения льготных категорий граждан за счет средств областного бюджета <адрес> в 2011 году с ЗАО «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» - поставщик и ЛОГП «Ленфарм» - получатель. В соответствии с п. 1.1. контракта Государственный заказчик поручает, а Поставщик обязуется поставлять в соответствии с графиком поставок в адрес Получателя продукции лекарственные средства в номенклатуре и количестве согласно спецификаций. Государственный заказчик обязуется оплатить полученные лекарственные средства (п. 1.2). В соответствии с п.п.2.5, 2.6 заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренное контрактом количество товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт. При поставке дополнительного количества таких товаров заказчик по согласованию с поставщиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, но не более, чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом (л.д. 34-39). Согласно спецификации лекарственное средство «<данные изъяты>» входит в перечень лекарственных средств, закупленных за счет средств областного бюджета Ленинградской области (за счет субвенций) отдельным категориям граждан, имеющим право на получение социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» - приложение № к Договору (л.д. 40-46). ДД.ММ.ГГГГ истец был признан <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), и включен в Федеральный Реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи по категории <данные изъяты>, имеет право на набор социальных услуг полностью (л.д.6). ДД.ММ.ГГГГ врачом-кардиологом МУЗ «<данные изъяты>» ФИО4 был выписан на имя истца рецепт серии № на лекарственное средство <данные изъяты> (л.д.7). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в аптечный пункт <адрес> государственного предприятия «Ленфарм» с просьбой выдать истцу лекарственное средство <данные изъяты> Ввиду отсутствия лекарственного средства рецепт истца был внесен в Журнал регистрации рецептов по отсроченному обслуживанию отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в рамках обеспечения необходимыми лекарственными средствами (л.д. 88-90). При повторном обращении ДД.ММ.ГГГГ в аптечный пункт, истцу было отказано в выдаче указанного лекарственного средства в виду его отсутствия. Рассматривая заявленные исковые требования, судья первой инстанции пришла к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ, либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями. С данным выводом мирового судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим причинам. В соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 19 ноября 2007 года № 607-рг «Об организации деятельности по осуществлению преданных полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» ответственным за реализацию данного полномочия РФ на территории Ленинградской области с 1 января 2008 года является Комитет по здравоохранению Ленинградской области. В рамках данного полномочия Комитетом заключен государственный контракт № на оказание услуг регионального склада в <данные изъяты> с Ленинградским областным государственным предприятием «Ленфарм». Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации. Сумма средств, выделенных Ленинградской области из федерального бюджета на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, определена в постановлении Правительства РФ от 30.12.2010 года № 1198 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов» и в постановлении Правительства РФ от 30.12.2010 года № 1199 «О предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету Г.Байконура на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения». Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Все выделенные в <данные изъяты> средства из федерального бюджета были израсходованы Комитетом на организацию дополнительной медицинской помощи в выделенном объеме. Иных источников финансирования дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан нормативными правовыми актами не предусмотрено. В соответствии с Порядком граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства, изделия медицинского назначения в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных средств. Государственный контракт заключается по результатам проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта в порядке предусмотренном Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Количество, ассортимент и сроки поставки товара, на право заключения контракта на поставку которого проводится аукцион, определяется Государственным заказчиком уже на стадии формирования аукционной документации (составления лотов) и не подлежит изменению. Поставщик не может поставить лекарственное средство в количестве, превышающем предусмотренное государственным контрактом, или в сроки, не предусмотренные государственным контрактом. Соответственно поставщик, надлежащим образом исполнивший обязательства по поставке лекарственного средства, предусмотренные государственным контрактом, не может нести ответственность за его отсутствие в аптеке, поскольку не определяет ни количество поставляемого лекарственного средства, ни сроки его поставки ни на стадии заключения государственного контракта, ни при его исполнении, а только исполняет обязательства принятые на себя по государственному контракту. Таким образом, поставщик несет обязанность компенсации расходов, понесенных гражданами в связи с приобретением необходимых лекарственных средств, отсутствующих в аптеке только в том случае, если им были нарушены условия государственного контракта по поставке (несвоевременная или не в полном объеме поставка лекарственного средства отсутствующего в аптеке), и следствием нарушения обязательств по поставке стало отсутствие в аптеке лекарственного средства, которое должно было быть отпущено гражданину на бесплатной основе. Между тем, в ходе судебного разбирательства ответчиком было документально подтверждено надлежащее выполнение условия государственного контракта по поставке препарата <данные изъяты> При таких условиях вывод мирового судьи о наличии правовых оснований к удовлетворению требований истца не соответствует требованиям гражданского законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам. Решение мирового судьи подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь статьями 362-364 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил: решение мирового судьи судебного участка № 29 Санкт-Петербурга, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 35, от 22 февраля 2012 года по гражданскому делу № 2-8/2012-35 по иску Пархоменко А. Г. к Закрытому акционерному обществу «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» о взыскании компенсационных расходов, произведенных в связи с приобретением лекарственных средств, отменить. В удовлетворении требований Пархоменко А. Г. к Закрытому акционерному обществу «Торгово-Промышленное Предприятие Северо-Запад» о взыскании компенсационных расходов, произведенных в связи с приобретением лекарственных средств, отказать. Судья подпись КОПИЯ ВЕРНА Судья В.А. Медведкина