Дело № 2-6918/10 23 ноября 2010 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Новиковой И.Ф.
при секретаре Шишиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Ваулина Д.В. к
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании досрочно назначить трудовую пенсию с ХХХХ., включить в специальный стаж спорные периоды,
УСТАНОВИЛ:
Ваулин Д.В. обратился в Выборгский районный суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Центральном районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав путем включения в общий трудовой стаж спорные периоды работы и назначения досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 6).
Истец в судебное заседание явился; дополнил иск требованием о включении в стаж ХХХХ деятельности в расчете 1 : 1 периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ААНИИ и период нахождения на учете в Центре занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил об их удовлетворении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Государственного учреждения «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Шевяков В.А., действующий по доверенности, в судебное заседание явился; заявленные требования в части периода работы истца в ХХХХ поддержал.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном районе Санкт-Петербурга ответчика Пархацкий А.В., действующий по доверенности, в судебное заседание также явился; исковые требования не признал и возражал против их удовлетворения, ссылаясь, в частности, на то, что ни станция «ХХХХ Российской Арктической экспедиции, ни Центр занятости населения к учреждениям здравоохранения не относятся.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Ваулин Д.В. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего жительства с заявлением №ХХ о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Указанный факт участвующими в деле лицами не оспаривается.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном районе Санкт-Петербурга №ХХ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-38) в досрочном назначении трудовой пенсии Ваулину Д.В. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа 30 лет. При этом в стаж медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, исчисленном как по Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, так и по ранее действовавшим Спискам, не зачтен, в частности, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ХХХХ станции ХХХХ Российской Арктической экспедиции ГУ ААНИИ, т.к. данное учреждение не предусмотрено Списками. В указанном решении также отсутствуют сведения о том, что период нахождения истца на учете в Центре занятости населения Центрального района Санкт-Петербурга с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 (до 01.01.2009 г. – пп. 11 п. 1 ст. 28) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.) досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г., или согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.
Как следует из представленной в материалы дела копии трудовой книжки Ваулина Д.В. (л.д. 26-29), истец ДД.ММ.ГГГГ принят в Арктический и Антарктический Научно-исследовательский институт и зачислен ХХХХ ст. ХХХХ Российской Антарктической экспедиции на период работы в РАЭ; ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с переводом.
Ни Арктический и Антарктический Научно-исследовательский институт, ни Антарктическая экспедиция как учреждение, работа в котором засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не предусмотрены постановлениями Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. и Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Не поименованы они и в Единой номенклатуре и типовых категориях учреждений здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 31.10.1949 г. № 5036 и действовавших в 1992-1999 гг.
Вместе с тем и истец, обосновывая исковые требования, и представитель работодателя, несущего в силу прямого указания закона ответственность за достоверность сведений, представляемых для назначения трудовой пенсии, указывали, что в период работы в экспедиции истец оказывал медицинскую помощь сотрудникам экспедиции.
Указанные доводы являлись предметом судебного исследования.
Предметом исследования и оценки суда явились представленные по делу доказательства, в том числе копия личной карточки формы Т-2 истца, в которой указано, что истец работал ХХХХ ст. Восток 40-й РАЭ; копия приказа №ХХ от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении Ваулина Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ ХХХХ ст. ХХХХ РАЭ; копия приказа №ХХ от ДД.ММ.ГГГГ, которым Ваулин Д.В., ХХХХ, в числе других сотрудников ХХХХ РАЭ считается убывшим в экспедицию ДД.ММ.ГГГГ на самолете из СПб; копия приказа ХХХХ от ДД.ММ.ГГГГ, которым Ваулин Д.В., ХХХХ, в числе других сотрудников ХХХХ РАЭ считается возвратившимся из экспедиции ДД.ММ.ГГГГ и ему, в связи с окончанием работы в экспедиции, предоставлен отпуск продолжительностью ХХХХ раб. дней и ХХХХ раб. дней за работу в выходные и праздничные дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; копия приказа №ХХ от ДД.ММ.ГГГГ, которым Ваулин Д.В., ХХХХ 40 РАЭ, уволен в связи с переводом; копия списка участников ХХХХ Российской Антарктической экспедиции, в котором в числе сотрудников станции ХХХХ, а именно в числе сотрудников ХХХХ отряда, поименован ХХХХ Ваулин Д.В.; копия лицевого счета, в котором указана должность ХХХХ и подразделение ХХХХ РАЭ.
Кроме того, в материалы гражданского дела представителем работодателя ГУ «ААНИИ», входящего в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среда (Росгидромет), представлена копия решения Министерства здравоохранения СССР и Госкомтруда СССР от 09.09.87 № 3049-МК «О врачах учреждений и организаций Госкомгидромета СССР», в соответствии с которым Комитету разрешено сохранить в штатах учреждений и организаций врачей хирургов и врачей анестезиологов-реаниматоров в Советской антарктической экспедиции; оплату труда этих врачей производить по должностным окладам, предусмотренным п. 2»а» приложения 1 к постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16.10.86 № 1240 для соответствующих категорий врачей больничных учреждений, диспансеров, родильных домов сельских районов с центром в селе и участковых больниц, а также копия Положения о врачах экспедиционной амбулатории передвижного медицинского отряда Российской Антарктической экспедиции, утвержденного 17.11.95, в соответствии с которым в экспедицию, учитывая специфику экстремальных условий работы, оформляются врачи, имеющие специализацию по хирургии и анестезиологи со стажем работы по специальности не менее 5 лет, которые в пути следования и при работе на станции выполняют основную задачу по медико-санитарному обеспечению сотрудников экспедиции; при этом врач должен, в частности, оказывать все виды квалифицированной врачебной помощи при любой патологии, производить судебно-медицинское вскрытие трупа для выяснения причины летального исхода; вести амбулаторный прием сотрудников станции в часы, установленные по согласованию с начальником станции; во время следования на судне совместно с судовым врачом следить за состоянием членов экспедиции, проводить все мероприятия, необходимые для профилактики заболеваний; проводить профилактические медицинские осмотры сотрудников станции; проводить оздоровительные мероприятия средствами, имеющимися на станции, разрабатывать и осуществлять совместно с администрацией станции индивидуальные и групповые программы по оздоровлению членов экспедиции, направленные на повышение резистентности организма, борьбу с факторами риска, с использованием комплекса общеоздоровительных методов, имеющихся на станции: физическая культура, физиотерапия и т.д.; при нахождении на станции осуществлять ежедневно контроль за санитарным состоянием помещений, оборудования и инвентаря пищеблока, помещений приема пищи, системы водоснабжения, вентиляции, их соответствием гигиеническим требованиям; следить за качеством и ассортиментом закупаемых на станцию продуктов, принимать участие в составлении меню, в том числе для диетического питания, в составлении норм и раскладок пищевых продуктов, витаминизации готовых блюд, снимать пробу приготовленной пищи, следить за ее калорийностью; постоянно следить за качеством воды, местом, количеством и способом забора ее.; обеспечивать контроль за своевременным проведением на станции дератизационных и дезинсекционных работ; определять сроки нетрудоспособности; в случае смерти на станции принимать меры к немедленной изоляции трупа, по согласованию с медицинской службой РАЭ проводить патолого-анатомическое вскрытие на месте, принимать меры для захоронения на станции, либо отправки трупа на Родину.
Обязанности врача экспедиционной амбулатории передвижного медицинского отряда Российской Антарктической экспедиции совпадают с обязанностями старшего врача (врача) амбулаторного медицинского центра станции, указанными в Правилах внутреннего распорядка и должностными обязанностями Советской Антарктической экспедиции, утвержденными 01.09.1983 (л.д. 10).
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, реализовав предоставленное Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 право установления тождественности, суд приходит к выводу о том, что как амбулаторный медицинский центр станции, так и экспедиционная амбулатория передвижного медицинского отряда Российской Антарктической экспедиции, имевшей до преобразования в августе 1992г. наименование Советская Антарктическая экспедиция, по своим функциям, задачам и направлениям деятельности может быть отнесена к такому структурному подразделению, поименованному в п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, как медицинская группа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания работы истца в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работой, подлежащей включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом суд также учитывает, что истец в указанный спорный период осуществлял обеспечение лечебной и иной деятельности по охране здоровья членов экспедиции, которые в течение нескольких месяцев не только изолированно находились в Антарктиде – южной полярной области земного шара – наиболее суровой области Земли с низкими температурами воздуха (средняя температура зимних месяцев от –60 до -70 градусов по Цельсию, летних от -30 до -50 градусов по Цельсию), сильными ветрами, снежными бурями и туманами, но и работали в таких экстремальных условиях. Указанный вывод суда не может опровергнуть письмо начальника отдела методического руководства пенсиями и пособиями Комитета по труду и социальной защите населения от 10.10.2001, в котором указано, что не представляется возможным зачесть в выслугу лет периоды работы врачей в Передвижном медицинском отряде ни в одинарном, ни тем более в льготном размере, поскольку указанное письмо основано на законодательстве, действующем до утверждения Правительством РФ 29.10.2002 Правил исчисления периодов работы…, п. 6 которого прямо определяет, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном этими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
На основании изложенного суд удовлетворяет исковые требования Ваулина Д.В. в части обязания Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном районе Санкт-Петербурга включить период работы Ваулина Д.В. в качестве ХХХХ станции «ХХХХ Российской Антарктической экспедиции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Исходя из положений п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в соответствии с которыми в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют законные основания для удовлетворения исковых требований в части обязания ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период нахождения истца на учете в Центре занятости населения Центрального района Санкт-Петербурга с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец в силу своей незанятости никакой лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не осуществлял. Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд также исходит из позиции Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости дает даже не сам факт работы в медицинском учреждении, а определенная ее специфика для отдельных должностей и отделений, в связи с чем льготные условия назначения трудовой пенсии находятся в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность, исходя из чего в установленном законом порядке утверждены исчерпывающие списки должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях.
То обстоятельство, что в представленной истцом справке указано, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в страховой стаж (л.д. 7), выводы суда не опровергает, поскольку основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения является не страховой стаж, а специальный стаж работы в должностях и учреждениях, исчерпывающим образом поименованных в Списке, утвержденном в установленном законом порядке.
Отказывая Ваулину Д.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Центральном районе Санкт-Петербурга исходило из выработки истцом ХХХХ лет ХХХХ месяцев ХХХХ дня специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 35).
Поскольку настоящим решением суда ответчик обязан включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы Ваулина Д.В. в должности ХХХХ на ст. «ХХХХ Российской Антарктической станции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (ХХХХ месяцев ХХХХ дней), суд приходит к выводу о том, что специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет ХХХХ лет ХХХХ месяца ХХХХ дней, то есть менее установленной законом продолжительности.
При таких обстоятельствах, когда истец не имеет установленной законом продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, суд, разрешая спор в пределах заявленных исковых требований, отказывает Ваулину Д.В. в удовлетворении исковых требований как о признании незаконным решения ответчика №ХХ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, так и об обязании ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав путем назначения досрочной трудовой пенсии с момента обращения в Пенсионный фонд, а именно – с ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы Ваулина Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ХХХХ станции «ХХХХ Российской антарктической экспедиции
Отказать Ваулину Д.В. в удовлетворении других исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы.
Судья Новикова И.Ф.