Дело №2-8322 15 декабря 2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Выборгский районный суд г. Санкт - Петербурга в составе:
судьи Симоновой И.Е.,
при секретаре Новоселовой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заявителя, его представителя Сухих Д.Н. и представителя заинтересованного лица ФИО1 гражданское дело по заявлению
Соколова М.М. об оспаривании отказа в
предоставлении информации ФГУ «Главное управление
государственной экспертизы»,
установил:
Соколов М.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в предоставлении информации ФГУ «Главное управление государственной экспертизы» и обязании предоставить информацию.
В обоснование заявленных требований Соколов М.М. указал, что в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов местного самоуправления» каждый вправе свободно искать и получать информацию любым законным способом в любых формах и из любых источников, доступ к информации о деятельности органов государственной власти не может быть ограничен, государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности, одним из способов обеспечения доступа к указанной информации является предоставление пользователям по запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при этом пользователь не обязан обосновывать необходимость предоставления такой информации, информация по запросу предоставляется в виде ответа, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация. ДД.ММ.ГГГГ Соколов М.М. обратился к начальнику ФГУ «Главное управление государственной экспертизы» (далее ФГУ) с запросом в отношении проектной документации по объекту капитального строительства «ХХХХ», находящемуся по адресу: <адрес>, а также с запросом о том, будет ли проводится экспертиза соответствия указанного проекта требованиям Закона СПб «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон», будет ли проводиться историко-культурная экспертиза влияния проектируемого здания на целостность и сохранность объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга» и др. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ №ХХ, подписанным заместителем начальника ФГУ, ему сообщили о том, когда указанный проект поступил на государственную экспертизу, а также срок ее окончания, в предоставлении остальной информации было отказано со ссылкой на то, что организация по проведению государственной экспертизы обязана разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы. Указывая, что запрашиваемая им информация относится к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, поскольку ФГУ является государственным учреждением, созданная (полученная) данной организацией информация является информацией о деятельности госорганов, отказ в предоставлении запрашиваемой информации является необоснованным, поскольку обязанность по предоставлению такой информации возложена на подведомственные государственным органам учреждения (в данном случае - ФГУ) указанными выше нормами ФЗ, запрашиваемая им информация не является информацией ограниченного доступа, поскольку федеральными законами доступ к этой информации не ограничен, Соколов М.М. обратился в суд с требованием признать незаконным отказ ФГУ «Главгосэкспертиза России» в предоставлении информации незаконным и обязать его предоставить запрошенную информацию.
Заявитель и его представитель в судебном заседании доводы заявления поддержали.
Представитель заинтересованного лица ФГУ «Главное управление государственной экспертизы» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, представив письменный отзыв, в котором указала, что в ответ на запрос заявителя о предоставлении информации в отношении проектной документации по объекту капитального строительства «ХХХХ» ему была предоставлена информация в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе в соответствии с ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», которая является достаточной, так, в частности, в соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007г. №145, согласно которому организации по проведению государственной экспертизы обязаны разъяснять по запросам заинтересованных лиц порядок проведения государственной экспертизы, заявителю была предоставлена информация о том, когда указанный проект поступил на государственную экспертизу, а также срок ее окончания, кроме того, учреждение обязано предоставить информацию, созданную в пределах своих полномочий, сведения же, которые заявитель требовал предоставить в своем запросе, в соответствии с ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» с учетом нормативного акта, устанавливающего статус государственного эксперта, к такой информации не относятся, в связи с чем требования заявителя о предоставлении остальной части информации являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Соколов М.М. обратился к начальнику ФГУ «Главное управление государственной экспертизы» с запросом, в котором просил предоставить информацию в отношении проектной документации по объекту капитального строительства «ХХХХ», расположенного по адресу: <адрес>, в частности о том, поступала ли указанная документация на рассмотрение, когда поступала, будет ли проведена экспертиза соответствия проекта «ХХХХ» требованиям Закона СПб «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон», будет ли проводиться историко-культурная экспертиза влияния проектируемого здания на целостность и сохранность объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга», в какой форме и по каким параметрам будет проводиться оценка соответствия документации требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, будут ли использованы результаты уже проведенных историко-культурных экспертиз (л.д.8).
Также судом установлено, что в ответ на указанный запрос ФГУ «Главгосэкспертиза России» письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ХХ сообщило, что проектная документация по объекту «ХХХХ» находится с ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрении в ФГУ со сроком окончания экспертных работ в соответствии с п. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, до их утверждения - требованиям законодательства и нормативно-техническим документам, в том числе требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, кроме того, ФГУ указало, что организация по проведению государственной экспертизы обязана разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы (л.д.9).
В соответствии с нормами ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г. №149-ФЗ граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, доступ к информации о деятельности органов государственной власти (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну) не может быть ограничен, государственный органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности.
П. 2 ст. 2 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009г. №8-ФЗ (далее Закон №8-ФЗ) устанавливает, что запрашивать можно только ту информацию, которая определена законом, при этом, если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего ФЗ применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими нормативно-правовыми актами.
Из представленных в материалах дела документов усматривается, то ФГУ «Главное управление государственной экспертизы» является государственным учреждением, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В соответствии с ч. 11 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007г. №145 (далее - Положение), информация по проведению государственной экспертизы является открытой и предоставляется любому заинтересованному лицу в виде выписки из реестра выданных заключений государственной экспертизы по письменному запросу, согласно п. 40 указанного Положения реестр содержит следующую информацию: идентификационные сведения об исполнителях работ, об объекте капитального строительства, о застройщике и заказчике, сведения о результате государственной экспертизы, дата выдачи и реквизиты заключения.
Как усматривается из обращения заявителя Соколова М.М. к ФГУ, запрашиваемая им информация не относится к числу сведений, включаемых в реестр и предоставляемых заинтересованным лицам по их письменным запросам. Кроме того, из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Соколова М.М. и объяснений представителя ФГУ «Главгосэкспертиза России» усматривается, что на момент обращения заявителя государственная экспертиза по проектной документации по объекту капитального строительства «ХХХХ» была в стадии проведения, то есть сведения в реестре не были сформированы, таким образом, в своем ответе ФГУ предоставило всю имеющуюся информацию по указанному объекту: о том, когда указанный проект поступил на государственную экспертизу, а также срок ее окончания.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона №8-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при этом к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления закон относит информацию, созданную в пределах своих полномочий организациями, подведомственными указанным органам.
В соответствии с п. 47 Положения государственную экспертизу проводит государственный эксперт, который независим в части выводов относительно соответствия или несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий и др., и должен руководствоваться только требованиями законодательства РФ, в связи с чем, определение необходимости оценки проектной документации на соответствие требованиям конкретных технических регламентов и законодательства является исключительной прерогативой эксперта, самостоятельно формирующего свой подход к рассмотрению и оценке документации, вмешательство в его деятельность недопустима. Соответственно сведения, которые требует предоставить заявитель относительно критериев оценки проектной документации, с учетом положений нормативного акта, устанавливающего статус государственного эксперта как самостоятельного субъекта данного вида государственной деятельности, не подпадают под понятие информации, доступ к которой обязано обеспечить государственное учреждение.
В соответствии с нормами Положения к полномочиям организации по проведению государственной экспертизы относится обязанность по разъяснению по запросам заинтересованных лиц порядка проведения государственной экспертизы, к которому относятся вопросы ее организации: документов, необходимых для проведения экспертизы, формы и порядок их представления, оформление договорных отношений, сроков проведения экспертизы, порядка выдачи заключения, повторного представления документов после устранения недостатков, указных в отрицательном заключении.
Таким образом, принимая во внимание, что в соответствии с законом учреждение обязано обеспечить доступ к информации, созданной в пределах своих полномочий, учитывая положения нормативного акта, устанавливающего статус государственного эксперта, с учетом положений нормативного акта, устанавливающего обязанность по разъяснению по запросам заинтересованных лиц порядка проведения государственной экспертизы, суд приходит к выводу, что сведения, запрошенные Соколовым М.М., не относятся к сведениям, доступ к которым ФГК обязано обеспечить как к информации о порядке проведения государственной экспертизы, то есть, созданной в пределах своих полномочий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФГУ «Главное управление государственной экспертизы» не отказывало Соколову М.М. в предоставлении информации, информация, содержащаяся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на его заявление, предоставлена в объеме, подлежащем предоставлению в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем заявление Соколова М.М. об оспаривании отказа в предоставлении информации удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,254-258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Соколова М.М. об оспаривании отказа в предоставлении информации ФГУ «Главное управление государственной экспертизы» отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья: И.Е. Симонова
ХХХХ Судья: