2-2088/2011 ~ М-1029/2011



Дело № 2-2088/11                                                                  18 апреля 2011 г.

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.Ф.

при секретаре Шишиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Володарской М.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в специальный трудовой стаж спорные периоды, признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, досрочно назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения,

Установил:

Володарская М.И. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга об обязании засчитать периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; признании права на досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязании назначить ее с даты обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а именно, с 16.12.2009 г. (л.д. 3-5).

В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности является незаконным по следующим основаниям. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность <данные изъяты>, нуждающихся в <данные изъяты>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ она была назначена на должность <данные изъяты>; в качестве <данные изъяты>, установлена надбавка за расширение функциональных обязанностей. Из приказов о трудовой деятельности и тарификационных списков, а также лицевых счетов в спорные периоды усматривается нагрузка в размере ставки по должности заместителя директора и ставки <данные изъяты> поименован в п. 1.11 «Списка работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости…», утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Однако условия, для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, неправомерно не закреплены в нормативном акте. Истица полагает, что положения п. 8 Правил могли бы распространяться на данное учреждение, т.к. оно предусмотрено п. 1.11 Списка.

Впоследствии исковые требования были уточнены (л.д. 156-158): Володарская М.И. просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга засчитать периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; признать право на досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга назначить ее с даты обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ

Истица Володарская М.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания посредством своего представителя, в суд не явилась, реализовав свое процессуальное право на рассмотрение гражданского дела посредством представителя. В судебное заседание явилась представитель истицы Самойлова Е.В., действующая по доверенности; исковые требования поддержала в полном объеме и просила об их удовлетворении; пояснила, что наименование учреждения поименовано в Списках, должность директора также включена в Список, поэтому необходимо применять п. 5 Правил.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга Москалева Т.Н., действующая по доверенности, явилась в судебное заседание; исковые требования не признала в полном объеме и просила об отказе в их удовлетворении, ссылаясь на то, что п.5 Правил не может быть применен к данной ситуации, в данном случае может быть применен только п. 8 «б».

Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александрова В.А., действующая по доверенности, в судебное заседание также явилась; полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку согласно Правилам и должность, и наименование учреждения должны быть в Списке, однако должность истицы не удовлетворяет требованиям.

Учитывая надлежащее извещение истицы о времени и месте судебного заседания, а также явку в судебное заседание ее представителя, суд, учитывая мнение представителей сторон и третьего лица, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истицы.

Выслушав представителей сторон и третьего лица по делу, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Володарская М.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего жительства с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01 № 173-ФЗ. Указанный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8) в досрочном назначении трудовой пенсии Володарской М.И. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности (<данные изъяты>). При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включены, в частности, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в соответствии с п. 2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ и п. 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. в ред. от 22.12.2008 г. трудовая пенсия назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет и женщинами - 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления данных периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; ко всем периодам может быть применен Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления указанных периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из трудовой книжки, являющейся основным документом о трудовой деятельности работника, Володарской (ранее - Хрюкиной) М.И., ее записей (л.д. 11-14), истица ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность <данные изъяты> (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга); работает по настоящее время. При этом наименование учреждения ДД.ММ.ГГГГ было изменено на <данные изъяты>.

Исключая из специального стажа периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик исходил из п. 2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ и п. 8 Правил от ДД.ММ.ГГГГ ;.

           Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N , в разделе 1 предусмотрена должность директор <данные изъяты> деятельность которого     связана      с <данные изъяты> (п. 12).

При этом п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,утвержденных Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N определено, что работа в качестве <данные изъяты>, указанных в пункте 12 Списка, в выслугу не засчитывается.

Таким образом, Правительство РФ, действуя в пределах предоставленных полномочий, регламентировано, что работа в качестве заместителя директора Центра психолого-медико-социального сопровождения в стаж выслуги лет для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью не включается.

          При таком положении суд признает правомерными действия ответчика, не включившего в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с неоднократно изложенной позицией как Конституционного Суда РФ, так и Верховного Суда РФ в действующей систем пенсионного обеспечения установление для определенных категорий лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста, в связи с чем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты>, в разделе 1 поименован <данные изъяты>, а также в п. 1.11 поименовано <данные изъяты>

          Поскольку к исчислению специальности стажа <данные изъяты> законодателем предъявляются особые требования, суд, разрешая спор по существу, исходя из позиции Конституционного Суда РФ, приходит к выводу о том, что для разрешения настоящего дела не применимы положения п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N

При этом суд отмечает, что в позиции Конституционного Суда РФ прямо указано, что с ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи <данные изъяты>, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с <данные изъяты>", согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N , а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами, в пункте 2 которых было оговорено, что работа в качестве <данные изъяты>, в выслугу лет не засчитывается. С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N работникам, занимавшим названные должности, стало известно, что их работа после ДД.ММ.ГГГГ не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Поскольку работа в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не засчитывается, суд признает правомерными действия ответчика, исключившего из специального стажа периоды работы истицы в Центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая спор по существу, суд, исходя из действующего законодательства и позиции Конституционного Суда РФ, признал правомерным исключение из специального стажа работы спорных периодов, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания ответчика включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд отмечает, что основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности руководителей некоторых образовательных учреждений применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает, как это следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Доводы истцовой стороны о том, что в спорный период истица осуществляла педагогическую деятельность в качестве <данные изъяты> на ставки, выводы суда опровергнуть не могут, поскольку периоды выполнявшейся с ДД.ММ.ГГГГ работы засчитываются в специальный стаж лишь при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части, суд также исходит из представленной в материалы гражданского дела выписки из лицевого счет застрахованного лица, сформированной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-143), в соответствии с которой работодатель истицы, несущий в силу прямого указания закона ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, сдавал сведения о специальном стаже с неполной нагрузкой. Наличие в материалах гражданского дела выписки из лицевого счет застрахованного лица, сформированной ДД.ММ.ГГГГ, в которой сведения о специальном стаже за период работы в Центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указаны с полной нагрузкой, выводы суда не подрывает, поскольку к моменту разрешения настоящего дела по существу в индивидуальные сведения были внесены корректировки, отвечающие положениям действующего пенсионного законодательства.

Отказывая Володарской М.И. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга исходило из выработки истицей стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, продолжительностью <данные изъяты> (л.д. 7). Поскольку настоящим решением суда в зачете в специальный стаж спорных периодов истице отказано, суд приходит к выводу о том, что специальный стаж Володарской М.И. на момент ее обращения ДД.ММ.ГГГГ за досрочным назначением трудовой пенсии по старости составил <данные изъяты>

При таком положении, когда на момент обращения истицы ДД.ММ.ГГГГ за досрочным назначением трудовой пенсии по старости ею не выработана установленная пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность специального стажа, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют законные основания для досрочного назначения истице трудовой пенсии по старости, вследствие чего суд отказывает Володарской М.И. в удовлетворении исковых требований в части признания права на досрочную трудовую пенсию по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязания Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга назначить ее с даты обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Володарской М.И. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда РФ в Выборгском районе Санкт-Петербурга об обязании включить в специальный трудовой стаж спорные периоды, признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, досрочно назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения.       

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы.

Судья                                                                               Новикова И.Ф.