Дело № 2-2311/11 11 апреля 2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Новиковой И.Ф. при секретаре Шишиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова В.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга о признании права на выплату льгот, Установил: Смирнов В.И., являющийся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга о признании права на получение льгот как ветерана войны в виде дополнительных мер социальной поддержки в форме Ежемесячной денежной выплаты, обязании ответчика произвести выплату причитающейся льготы в виде выплаты ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании отказа ответчика в предоставлении льгот истцу как ветерану войны незаконным (л.д. 27-29). Истец и его представитель адвокат Городнина Н.В., действующая по ордеру, в судебное заседание явились; истец исковые требования поддержал; полагал, что имеет право на получение ЕДВ в размере, выплачиваемом инвалидам войны; не оспаривал, что ему предложено сдать удостоверение о праве на льготы, но он удостоверение не сдал. Представитель истца в судебном заседании указывал, что истец имеет право на получение ЕДВ как инвалид войны. Представитель ответчика Пархацкий А.В., действующий по доверенности, в судебное заседание явился; исковые требования не признал и просил об отказе в их удовлетворении; представил в материалы гражданского дела отзыв на иск, в котором, в частности, отмечено, что удостоверение о праве на льготы выдано Смирнову В.И. необоснованно. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стоне ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александрова В.А., действующая по доверенности, в судебное заседание явилась; представила отзыв на иск, в котором изложена просьба отказать Смирнову В.И. в удовлетворении заявленных исковых требований. В отзыве третьего лица отмечено, что истец к категории лиц, ставших инвалидами вследствие «военной травмы» не может быть отнесен, так как в представленной справке об инвалидности отсутствует формулировка «инвалид вследствие военной травмы» (л.д. 43). Выслушав объяснение истца и позиции представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что истец является получателем ЕДВ по двум основаниям: - по категории инвалид в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере <данные изъяты> - по категории инвалид 2 группы в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере <данные изъяты> При этом судом установлено, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет на руках удостоверение Сер. ВВ № ветерана участника Великой Отечественной войны, выданное Отделом соцзащиты Администрации Центрального района Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), в соответствии с которым имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах». Из сообщения Отдела соцзащиты Администрации Центрального района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Смирнову В.И. на основании распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №-Р было предложено в течение двух месяцев в добровольном порядке вернуть удостоверение о праве на льготы (л.д. 40), однако из объяснений истца, данных в судебном заседании, следует, что он удостоверение в органы соцзащиты не сдал. При разрешении инициированного Смирновым В.И. дела по существу судом установлено, что Смирнов В.И., будучи призванным на учебные сборы Смольнинским РВК исполнял обязанности в № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), является <данные изъяты> В соответствии со справкой № причиной инвалидности истца, повторно освидетельствованного ДД.ММ.ГГГГ, является заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС (л.д. 21). Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). В силу п. 27 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, льготы для инвалидов Отечественной войны, предусмотренные этим Положением, распространяются и на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т.е. при наличии формулировки инвалидности "военная травма". Лица, которым установлена формулировка причины инвалидности, обусловленная катастрофой на Чернобыльской АЭС, в названной норме не указаны. Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий. Меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляются с момента предъявления специальных удостоверений (п. 4 ст. 15). Выдача данной категории граждан иных удостоверений действующим законодательством не предусмотрена. Из материалов гражданского дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ имеет удостоверение №, согласно которому имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 20). Выдача "удостоверения инвалида о праве на льготы" предусмотрена Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, тем лицам, которые отнесены к инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий, исчерпывающий перечень которых установлен статьей 4 Федерального закона "О ветеранах". На момент принятия данного Положения такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, отсутствовала. Впоследствии инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы также не были включены в перечень лиц указанных в названном Положении. Вместе с тем нормы, устанавливающей распространение названного Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, в действующем законодательстве не предусмотрено. Таким образом, истец, являющийся <данные изъяты> по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей в/службы, связано с катастрофой на ЧАЭС, в силу действующего законодательства не может быть отнесен к числу инвалидов войны или лиц, приравненных к инвалидам войны. Наличие у истца на руках удостоверения, согласно которому он имеет права и льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» выводы суда не опровергает, поскольку действующее законодательство связывает предоставление льгот с имеющимися у лица повреждениями его здоровья, полученными в конкретных обстоятельствах. При этом суд отмечает, что Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 17 утверждено разъяснение "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности". Указанный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 мая 2003 г., регистрационный номер 4554, и опубликован в "Российской газете" N 99, 27.05.2003; "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 35, 01.09.2003. Разъяснение принято Минтрудом России в пределах полномочий, предоставленных пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965, которым ему поручено давать разъяснения по вопросам признания граждан инвалидами. Разъяснением прямо определено, что причина инвалидности с формулировкой "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзац 1 пункта 12 Разъяснения). Кроме того, в материалы гражданского дела представлено экспертное заключение Ленинградского межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с участием на работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым заболевания Смирнова В.И. связаны с работами по ликвидации аварии на ЧЭС (л.д. 38). То обстоятельство, что учреждением медико-социальной экспертизы при первоначальном освидетельствовании истца в ДД.ММ.ГГГГ году была определена причина инвалидности: <данные изъяты> (л.д. 22), не принято судом во внимание, поскольку в соответствии с действующим законодательством на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, льготы, предоставляемые инвалидам войны, не распространяются. Исходя из того, что причина инвалидности установлена истцу в соответствии с положениями нормативного правового акта, изданного в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, суд приходит к выводу о том, что ответчик не допустил нарушение прав истца на получение ЕДВ в размере, установленном законом для инвалидов и для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы. То обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ. истцу производилась выплат ЕДВ в размере, установленном для инвалидов ВОВ, не может быть принято судом во внимание и служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку действия ответчика, вынесшего решение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ЕДВ по двум основаниям на основании имеющейся в его распоряжении справки учреждения медико-социальной экспертизы о причинах инвалидности истца (л.д. 45), в полной мере отвечают принципу правовой определенности. При таком положении суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании права на получение льгот как ветерана войны в виде дополнительных мер социальной поддержки в форме Ежемесячной денежной выплаты, обязании ответчика произвести выплату причитающейся льготы в виде выплаты ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании отказа ответчика в предоставлении льгот истцу как ветерану войны незаконным подлежат отклонению. Отклоняя заявленные исковые требования в полном объеме, суд также исходит из правовых гарантий социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, которые регламентированы Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного закона ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. При этом суд отмечает, что, устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, федеральный законодатель в ст. 4 Федерального закона «О ветеранах» определил категории граждан, перечень которых носит исчерпывающий характер, которые относятся к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий. Согласно указанной статьи, к инвалидам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в этом Федеральном законе. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Смирнову В.И. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы. Судья Новикова И.Ф.