2-1952/2011 ~ М-9347/2010



Дело № 2-1952/11                                   21 марта 2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.Ф.

при секретаре Шишиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

         Немченок Г.М. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о возмещении убытка,

Установил:

Немченок Г.М. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к «Управлению Пенсионного фонда РФ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», в котором изложила следующие исковые требования: признать справку УПФ от ДД.ММ.ГГГГ недействительной, признать расчеты сводной ведомости единственно достоверными; обязать УПФ возместить убыток на <данные изъяты>. единовременно, в связи с чем взыскать с УПФ за нанесение морального вреда здоровью в виде эмоционального перенапряжения в течение длительного периода времени, что привело к расстройству здоровья в виде хронических заболеваний - остеохондроза и гипертонии, потерю времени и денег компенсацию морального вреда в десятикратном размере убытка, т.е. <данные изъяты>.; взыскать с УПФ убыток, причиненный <данные изъяты>., в связи с чем взыскать с УПФ за бездействие и попустительство неправомерных действий Банка и почты <данные изъяты> Калининского района компенсацию морального вреда в пятикратном размере убытка, т.е. <данные изъяты>.; взыскать дополнительно с УПФ за недостоверность социальных выплат <данные изъяты>. - а всего в сумме <данные изъяты>. (л.д. 2-7).

В обоснование заявленных требований истица указала на систематическую недостоверность начислений и выплат ответчиком пенсии истице. Нарушениями своих пенсионных прав Немченок Г.М. посчитала следующие определенные ею в иске действия и бездействия ответчика: изначально неверное определение пенсионным органом размера пенсии истицы; непроведение проверки сведений дела в связи с начислением валоризации; недокументированную передачу документов из Отдела СЗН, где пенсия была истице назначена, в ПФР; выдачу истице пенсионного удостоверения ДД.ММ.ГГГГ вместо ДД.ММ.ГГГГ с неправильным указанием размера пенсии и подписью сотрудника Отдела СЗН; нарушение порядка отчетности ПФР и Банка; своевольное определение пенсионным органом уполномоченного банка и вида счета; отсутствие клиентских договорных отношений между пенсионером и банком, которое влечет ситуацию банковского произвола; усматривающиеся рост недостоверности и систематичность ошибок; невозможность сверки начислений с выдачей пенсии; участие в пенсионном обслуживании подменяющего работу банка почтового отделения на неизвестных пенсионерам условиях и в отсутствие лицензий на осуществление банковской деятельности; неоднократную реорганизацию <данные изъяты> несоответствие действительности пенсионных выписок и их разбивку не по месяцам; отсутствие платежных поручений в подтверждение выдачи банком денежных сумм; наличие арифметических ошибок в выписках; неуказание в выписках отдельными строками изменений денежных сумм; отсутствие достоверного расчета пенсии и ее перерасчета.

Определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1) исковое заявление Немченок Г.М. было оставлено без движения; истице указано на то, что заявленное ею в качестве ответчика «Управление ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области» в системе территориальных органов Пенсионного фонда РФ отсутствует, в связи с чем истице предложено уточнить круг участвующих в деле лиц в части наименования ответчика, представив уточненное исковое заявление в экземплярах в соответствии с количеством участвующих в деле лиц. При этом внимание истицы обращено на положения действующего пенсионного законодательства РФ, согласно которым вопросы назначения, перерасчета и выплаты пенсий и пособий относятся к исключительной компетенции территориальных органов Пенсионного фонда РФ (а именно - районных Управлений Пенсионного фонда РФ по месту жительства заявителя).

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ отменено, материал возвращен в тот же суд для рассмотрения (л.д. 108-109).

После отмены определения об оставлении заявления без движения исковое заявление Немченок Г.М. было принято к производству суда; обозрев материалы гражданского дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования предъявлены истицей к Отделению Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ошибочно названному в иске «Управлением Пенсионного фонда РФ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», что получило отражение в определении о принятии искового заявления к производству суда (л.д. 110).

Истица Немченок Г.М. в судебное заседание явилась; пояснила, что в иске ею допущена описка в фамилии «Немчёнок», в общегражданском паспорте ее фамилия значится как «Немченок»; подтвердила, что исковые требования предъявлены ею к Отделению ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а не к Управлению ПФР в Калининском районе, о чем представила суду рукописное заявление. В судебном заседании истица предъявила уточненное исковое заявление (л.д. 114-118), в котором заявила следующие исковые требования: признать справку Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ по начислениям пенсии недействительной, признать все выписки <данные изъяты>» по проведению и выдаче пенсионных поступлений с текущего счета недействительными; обязать ОПФ возместить убыток в размере <данные изъяты>.; взыскать с ОПФ компенсацию морального вреда в десятикратном размере, т.е. <данные изъяты>. за нанесение вреда здоровью в виде эмоционального перенапряжения в течение длительного периода времени, что привело к обострению хронических заболеваний, потере времени и денег; взыскать с ОПФ убыток, причиненный <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.; взыскать с ОПФ за бесконтрольность и попустительство неправомерных действий Банка и почты <данные изъяты> компенсацию морального вреда в пятикратном размере убытка, т.е. <данные изъяты>.; взыскать дополнительно с ОПФ за недостоверность социальных выплат <данные изъяты>. из-за ошибок ОПФ без расчета, добавив их к общей сумме взыскания; а всего истица просила возместить ей убытки и компенсировать моральный вред на общую сумму <данные изъяты>. Уточненные исковые требования истица поддержала в полном объеме и просила об их удовлетворении; полагала Отделение Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области надлежащим ответчиком по заявленным требованиям и категорически возражала против замены ненадлежащего ответчика, о чем представила суду рукописное заявление.

Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дьяченко Е.Н., действующая по доверенности, в судебное заседание также явилась; заявила ходатайство о замене ненадлежащего ответчика Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на надлежащего - Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Калининском районе Санкт-Петербурга. Однако определением суда в удовлетворении ходатайства о замене ненадлежащего ответчика ввиду несогласия истицы на замену ответчика было отказано. При рассмотрении гражданского дела по существу представитель ответчика иск не признала в полном объеме и категорически возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Отделение Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным истицей требованиям, поскольку полномочия по назначению, перерасчету и выплате пенсии истицы осуществляет Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Калининском районе Санкт-Петербурга.

     Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что истица Немченок Г.М. является получателем пенсии по старости.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. В силу закона такими органами являются территориальные управления Пенсионного фонда РФ по месту жительства гражданина.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что Отделение Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с которым Немченок Г.М. не состоит в правоотношениях по заявленным ею исковым требованиям, вытекающим из неправомерного, по мнению истицы, начисления, перерасчета и выплаты ей пенсии, надлежащим ответчиком не является.

Указанный вывод суда подтверждается Соглашением Пенсионного фонда РФ, Администрации Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ об организации Отделения Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в соответствии с которым Отделение осуществляет сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование выплаты и доставки государственных пенсий на территории Санкт-Петербурга; но не обладает полномочиями по расчету трудового стажа и назначению пенсий. Кроме того, из Положения об Отделении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, следует, что Отделение, в частности, обеспечивает организацию назначения (перерасчета) трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР, а также их выплат и доставки; но не обладает полномочиями по назначению и перерасчету трудовых пенсий.

При этом, исследовав Положение об Отделении ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в его совокупности, суд приходит к выводу о том, что под «обеспечением организации назначения выплат» в Положении понимается финансовое и иное административное обеспечение: Отделение ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области организует назначение выплат, обеспечивая наличие необходимых для этого денежных средств в бюджете ПФР данных субъектов РФ, а также распределяет денежные потоки между районными Управлениями ПФР. Тем самым, организуя назначение выплат, Отделение ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области непосредственным их назначением не занимается.

Кроме того, из названного Положения также следует, что территориальные органы ПФР (районные Управления ПФР) являются самостоятельными юридическими лицами и обязательность для них указаний Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области носит строго функциональный характер: реализуется в рамках права Отделения ПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области пересматривать решения районных Управлений ПФР о назначении и выплате пенсий и пособий (об отказе в их назначении и выплате) по жалобам заявителей.

При таком положении, когда Отделение Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, суд отказывает Немченок Г.М. в удовлетворении заявленных исковых требований к Отделению Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Доводы Немченок Г.М., выраженные ею в судебном заседании, о том, что Отделение Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, являясь вышестоящей организацией, дает нижестоящему районному Управлению Пенсионного фонда РФ обязательные для исполнения указания и должно осуществлять надзор за текущей деятельностью последнего по обращениям пенсионеров, не могут быть приняты судом во внимание и служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку как Отделение Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, созданное Правлением Пенсионного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г., так и Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Калининском районе Санкт-Петербурга, с которым истица состоит в правоотношениях по начислению, перерасчету и выплате ей пенсии, являются самостоятельными юридическими лицами. Отвергая указанные доводы истца, суд также исходит из основополагающего принципа свободы воли юридического лица в распоряжении своими правами.

Разрешив по существу заявленные Немченок Г.М. требования к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, суд отмечает, что состоявшееся по делу решение не препятствует реализации истицей, полагающей нарушенными свои пенсионные права, конституционного права на судебную защиту в установленном законом порядке.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

    Немченок Г.М. в удовлетворении исковых требований к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказать.     

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы.

Судья                                              Новикова И.Ф.