Дело № 2-4219/11 29 июня 2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Новиковой И.Ф. при секретаре Трускаленко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова А.С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Строительные Системы» о признании противоправными действий по корректировке платы за отопление, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.С. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «Строительные системы» о признании противоправными действий по корректировке платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>., обязании прекратить учет сумм перерасчета за отопление по лицевому счету истца, обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение по <адрес>, исключив из квитанций по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за ДД.ММ.ГГГГ и последующих квитанций корректировку платы за отопление в размере <данные изъяты>., а также исключив начисленные пени (л.д. 2-3). В обоснование заявленных требований истец указал следующее. <адрес> обслуживается ответчиком и не оборудован общедомовыми приборами учета по теплу и горячей воде. В ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведен перерасчет платы за отопление <адрес> названном доме, мотивированный превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ, связанным с пониженной температурой наружного воздуха в ДД.ММ.ГГГГ сумма перерасчета составила <данные изъяты>. и была включена в счет на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг отдельной строкой. Данные действия ответчика истец полагает противоречащими действующему законодательству. Истец Смирнов А.С., в установленном порядке извещавшийся судом о времени и месте судебного заседания, однако судебную корреспонденцию не получивший, проявив тем самым свою недобросовестность и неуважение к суду, в суд не явился; о причинах неявки не сообщил. Учитывая изложенные обстоятельства, суд с учетом мнения представителя ответчика определил рассмотреть дело в отсутствие истца. В судебное заседание явилась представитель ответчика ООО «Строительные системы» Холодилова О.В., действующая по доверенности; исковые требования не признала и просила об отказе в их удовлетворении. Выслушав позицию представителя ответчика по делу, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Из материалов гражданского дела усматривается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что Смирнов А.С. является собственником <адрес>, расположенной в жилом многоквартирном <адрес>, управляющей организацией которого является ООО «Строительные системы», приобретающее в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению как исполнитель коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. Жилищный кодекс РФ в ч. 1 ст. 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В соответствии с п. 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%. Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. П. 8 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам РФ. Абз. 2 п. 15 Правил установлено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Согласно п.19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения № 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения № 2 к данным Правилам. При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что в декабре 2010 г. ответчиком произведен перерасчет платы за отопление квартиры истца, мотивированный превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 гг., связанным с пониженной температурой наружного воздуха в 1 квартале 2010 г.; сумма перерасчета составила 2 621 руб. 88 коп. и была включена в счет на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг отдельной строкой (л.д. 5-6). Вместе с тем, возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию на основании динамики объема теплопотребления, к которой прибегнул ответчик, противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса РФ и положениям Правил № 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами № 306. При таком положении, когда размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, соответствие произведенной корректировки положениям п. 19 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, которые указывают на возможность производства корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, не имеет правового значения. В силу ч. 13 ст. 155 ЖК РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления. Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Вместе с тем, положения Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 1346 от 13.09.2005 г. «О Комитете по тарифам». В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось. Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Предельные индексы согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного Федерального закона (п. 1 ст. 13 (в ред. от 18.10.2007 г.)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (п. 3 ст. 13). Федеральным законом от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (ч.ч. 1, 4 ст. 2). Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами(п. 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета на <адрес>, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов, вследствие чего действия ООО «Строительные системы» по корректировке платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты>. являются противоправными. При таком положении суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований Смирнова А.С. к ООО «Строительные системы» о признании противоправными действий по корректировке платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., обязании прекратить учет сумм перерасчета за отопление по лицевому счету Смирнова А.С., обязании произвести перерасчет платы за жилое помещение по <адрес>, исключив из квитанций по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за ДД.ММ.ГГГГ и последующих квитанций корректировку платы за отопление в размере <данные изъяты> а также исключив начисленные за неуплату сумм данной корректировки пени. В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Исходя из положений ст. 333.19 НК РФ суд приходит к выводу о том, что сумма подлежащей уплате по настоящему делу государственной пошлины составляет <данные изъяты>., в связи с чем суд взыскивает с ООО «Строительные системы» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Смирнова А.С. удовлетворить. Признать противоправными действия Общества с ограниченной ответственностью «Строительные Системы» по корректировке платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Строительные системы» прекратить учет сумм перерасчета за отопление по лицевому счету Смирнова А.С., произвести перерасчет платы за жилое помещение по <адрес>, исключив из квитанций по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за ДД.ММ.ГГГГ. и последующих квитанций корректировку платы за отопление в размере <данные изъяты>, а также исключив начисленные за неуплату сумм данной корректировки пени. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Строительные системы» в доход государства сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты> Решение суда может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда через Выборгский районный суд в течение десяти дней. Судья И.Ф. Новикова Выборгского районного суда