2-3966/2011 ~ М-2891/2011



Дело № 2-3966/11                                                                               27 июня 2011 г.

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.Ф.

при секретаре Трускаленко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

            Блашковой И. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга об обязании зачесть в специальный стаж спорные периоды, признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить трудовую пенсию с момента обращения,

Установил:

Блашкова И.В. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга о признании права на пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента подачи заявления с включением в стаж отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов оплачиваемых отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить пенсию с момента обращения (л.д. 21-23). В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что в ДД.ММ.ГГГГ достигла <данные изъяты> стажа в должности <данные изъяты>.

Истица Блашкова И.В. в судебное заседание явилась; исковое заявление поддержала в полном объеме и просила об его удовлетворении.

В судебное заседание также явилась представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга Москалева Т.Н., действующая по доверенности; исковые требования не признала и возражала против их удовлетворения на основании того, что пенсионным законодательством РФ не предусмотрена возможность зачета в специальный стаж периода нахождения <данные изъяты> в отпуске по уходу за ребенком и учебном отпуске, поскольку право на досрочные пенсии связывается для данной должности с полной нагрузкой.

Выслушав объяснения истицы и позицию представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Блашкова И.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего жительства с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-17) в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Блашковой И.В. отказано ввиду отсутствия <данные изъяты> требуемого стажа педагогической деятельности. При этом в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, не включены, в частности, период нахождения истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком, учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. в ред. от 22.12.2008 г. (ранее - пп. 10 п. 1 ст. 28), трудовая пенсия назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет и женщинами - 55 лет лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, либо согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правилам исчисления указанных периодов работы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Как следует из трудовой книжки Блашковой (ранее - Кравченко) И.В. (л.д. 7), истица ДД.ММ.ГГГГ принята в ясли-сад <данные изъяты> РОНО на должность <данные изъяты> в соответствии с приказом РОНО от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства в судебном заседании участвующими в деле лицами и их представителями не опровергались.

При этом участвующие в деле лица и их представители не опровергали, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, а также в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истица находилась в учебных отпусках, она свои трудовые обязанности не исполняла.

«<данные изъяты>» и «ясли-сад» поименованы в постановлении Правительства РФ от 17.12.2001 г. № 781 как должность и учреждение, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Постановлением Министерства труда РФ от 23.06.2003 г. № 39 установлено тождество наименования должности "<данные изъяты>" наименованию должности "<данные изъяты>".

Однако согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы в должности <данные изъяты> засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Поскольку в спорные периоды истица действительно свои трудовые обязанности не исполняла, в связи с чем не имела педагогической нагрузки на полную ставку, суд приходит к выводу о том, что действия пенсионного органа, отказавшего во включении отпуска по уходу за ребенком и учебных отпусков в специальный стаж, в полной мере отвечают положениям пенсионного законодательства.

Доводы истцовой стороны о том, что, поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до ДД.ММ.ГГГГ (дата вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 35434 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого отпуска по уходу за ребенком перестали включаться в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах), то этот период подлежит включение в специальный стаж, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм пенсионного законодательства.

Анализ пенсионного законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что ни в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, ни в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, должность <данные изъяты> не поименована.

Указанная должность включена Правительством РФ в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей только в октябре 2002г.

Правительство РФ, действуя в пределах, предоставленных законом полномочий, постановлением от 29.10.2002 г. № 781 утвердило не только Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, но и Правила исчисления указанных периодов работы, согласно которым работа в должности музыкального руководителя включается в специальный стаж лишь при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Исходя из отмеченной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П правовой определенности и связанной с ней предсказуемостью законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к выводу о том, что законные основания для включения в стаж работы истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком отсутствуют, в связи с чем отказывает в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Настаивая на удовлетворении исковых требований, истица не оспаривала, что находилась в учебных отпусках, однако каких-либо доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости и свидетельствующих о том, что, находясь в учебных отпусках, целевое назначение которых участие в зачетно-экзаменационной сессии, истица имела полную нагрузку по должности <данные изъяты>, в материалы гражданского дела не представлено.

При таком положении, когда отсутствуют доказательства, подтверждающие выполнение истицей полной педагогической нагрузки по должности <данные изъяты> в периоды нахождения в учебных отпусках, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

     

Отказывая в досрочном назначении трудовой пенсии Блашковой И.В., ответчик исходил из наличия у истицы стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительностью <данные изъяты> (л.д. 15). Поскольку настоящим решением истице отказано в удовлетворении исковых требований об обязании зачесть в специальный стаж спорные периоды, специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет <данные изъяты>.

При таком положении, когда специальный стаж составляет у истицы менее установленной законом продолжительности, суд, разрешая спор по существу, отказывает истице в удовлетворении исковых требований как в части признания права на досрочное назначение пенсии с момента обращения в пенсионный орган, так и об обязании ответчика досрочно назначить истице трудовую пенсию с момента первоначального обращения к ответчику.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     

Отказать Блашковой И. В. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга.

           Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы.

Судья                                                                                                   Новикова И.Ф.