2-4711/2011 ~ М-3721/2011



Дело № 2-4711\11               Санкт-Петербург Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Глазачевой С.Ю.,

С участием прокурора Севастьяник Н.В.,

при секретаре Столяровой Н.Ю.,

при участии истца, представителя ответчика, представителя 3-го лица Министерства Обороны РФ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4711/11 по иску Фроленкова Ю.А. к ЗАО «Московская акционерная страховая компания» о возмещении вреда, причиненного увечьем,

                                                У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился к ответчику с иском о возмещении ущерба, причиненного увечьем. Просит взыскать с ответчика в свою пользу единовременное пособие в размере <данные изъяты> Указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей по военной службе с ним произошел несчастный случай, в результате которого истец получил увечье и заболевание, несовместимые со службой в Вооруженных силах РФ, в результате увечья истцу присвоена третья группа инвалидности по причине военной травмы. Истец пояснил, что уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья Приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками от ДД.ММ.ГГГГ; приказом командира части исключен из списков личного состава части. При увольнении с военной службы ответчиком не выплачено единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания. д

    Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

    Представитель ответчика в судебном заседании возражала против иска, представила письменный отзыв на иск (л.д. 52-59), пояснила, что по заявлению истца в адрес ответчика выплата единовременного пособия предусмотренного п. 3 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» не производилась, заявление было оставлено без реализации, поскольку формулировка при увольнении истца не позволяла принять решение о выплате единовременного пособия. Пояснила, что в силу п. 3 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» выплата единовременного пособия предусмотрена при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы. Считает, что из представленных документов не усматривается, что истец уволен с военной службы досрочно.

    Изучив и оценив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению в полном объеме, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Истец Фроленков Ю.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по контракту в войсковой части Министерства обороны РФ, из них по призыву с ДД.ММ.ГГГГ, по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Приказом начальника инженерных войск РФ от ДД.ММ.ГГГГ Фроленков Ю.А. был уволен из Вооруженных сил РФ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, но не был исключен из списка личного состава, так как на день увольнения не был обеспечен жильем.

    Как усматривается из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фроленков Ю.А. находился в распоряжении командира войсковой части 93268, продолжая исполнять обязанности за штатом.

     ДД.ММ.ГГГГ истец в результате несчастного случая получил увечье и заболевание, что подтверждается свидетельством о болезни , выданное ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>л.д. 9). Из представленного свидетельства усматривается, что заболевание получено в период военной службы, категория годности к военной службе определена Фроленкову Ю.А. как «не годен к военной службе», установлена необходимость «предоставить освобождение от исполнения обязанностей воинской службы на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава части».

    Согласно справке освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия (л.д. 10) Фроленкову Ю.А. присвоена третья группа инвалидности по причине военной травмы бессрочно.

Фроленков Ю.А. был обеспечен социальным жильем в соответствии с договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

    Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ГК Сухопутными войсками Фроленков Ю.А. уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (л.д. 11, 114-115).

     В силу ч. 1 ст. 18 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011, с изм. от 17.05.2011) «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и Приказ ФСО РФ от 15.06.2005 N 233 ФЗ от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» военнослужащие подлежат обязательному государственному страхованию.

Аналогичные положения содержит Инструкция об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 года N 455 (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 24.02.2010 N 116).

Положения указанной Инструкции определяют порядок организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе прикомандированных к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны и безопасности государства, офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контрактов, граждан, призванных на военные сборы (далее именуются - военнослужащие), в органах военного управления, воинских частях, на кораблях, в организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются - воинские части), в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855.

Согласно мнению Конституционного Суда Российской Федерации, высказанному в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», - наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, - входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Частью 2 ст. 18 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 21.04.2011, с изм. от 17.05.2011) «О статусе военнослужащих» для военнослужащих установлена гарантия выплаты единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания в случае …заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов).

       Ответчик не оспаривал факт наличия договорных отношений с Министерством обороны РФ, в рамках которых осуществлялось страхование военнослужащих.

       Как следует из письма ЗАО «Московская акционерная страховая компания» Фроленкову Ю.А.от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) ответчик не усматривает из документов, что увольнение Фроленкова Ю.А. с военной службы досрочное, и, соответственно, не усматривает правовых оснований для выплаты единовременного пособия.

       Учитывая, что из представленных документов усматривается, что основанием увольнения Фроленкова Ю.А. с военной службы послужило состояние здоровья (рекомендация врачей «предоставить освобождение от исполнения обязанностей воинской службы на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава части»), установление третьей группы инвалидности по причине военной травмы бессрочно, суд усматривает, что отказ ответчика Фроленкову Ю.А. в выплате единовременного пособия нарушает требования ч. 2 ст. 18 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Доводы ответчика в части правомерности отказа в выплате истцу единовременного пособия суд находит несостоятельными, поскольку для осуществления выплаты необходимо оценивать наличие правовых оснований, а не буквальное совпадение формулировок в представленных документах и тексте нормативного акта.

       Учитывая сведения из справки отдела военного комиссариата Санкт-Петербурга (л.д. 22) оклад по штатной воинской должности Фроленкова Ю.А. составляет <данные изъяты>., суд находит расчет суммы, заявленной ко взысканию правильным и не противоречащим закону.

      Таким образом с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма единовременного пособия в размере <данные изъяты>

       В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства пошлина в размере <данные изъяты>

На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

    Взыскать с ЗАО «Московская акционерная страховая компания» в пользу Фроленкова Ю.А. в счет возмещения вреда, причиненного увечьем единовременное пособие в размере <данные изъяты>

    Взыскать с ЗАО «Московская акционерная страховая компания» в доход государства пошлину в размере <данные изъяты>

    На решение может быть подана кассационная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись                           Глазачева С. Ю.