Дело № 2-439-2010 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации село Вавож УР 07 декабря 2010 года Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Асеткина А.А., с участием зам.прокурора Вавожского района УР Торхова С.Н., при секретаре Трефиловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вавожского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Брызгаловское» о признании бездействия в части непринятии мер по освобождению земельных участков от бытовых отходов и их рекультивации незаконным, об обязании освободить земельные участки от бытовых отходов и произвести рекультивацию земельных участков в срок ***, у с т а н о в и л : Прокурор Вавожского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Брызгаловское» (далее по тексту - ответчик) о признании незаконным бездействия в части непринятии мер по освобождению земельного участка площадью 0,5 га, расположенного по адресу: ***, в 100 метрах южнее *** от бытовых отходов и его рекультивации незаконным, об обязании освободить земельный участок от бытовых отходов и произвести рекультивацию земельного участка в срок ***. Иск мотивирован тем, что ответчик не исполняет обязанность по надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора с территории населенных пунктов муниципального образования, не очищает территорию, на которой расположена несанкционированная стихийная свалка с мусором и отходами потребления. Указанные нарушения были установлены прокуратурой Вавожского района УР в ходе проведенной проверки по обращению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике. Несоблюдение требований экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами нарушают экологические права и интересы граждан, в связи с чем просит суд признать бездействие ответчика незаконным и обязать ответчика очистить указанную территорию. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что просит обязать ответчика организовать ликвидацию несанкционированной свалки в срок не позднее 30 июня 2011г. с учетом климатических условий *** и затруднительности полноценной работы по ликвидации свалки в зимний и ранний весенний период. Представитель ответчика - глава Администрации МО «Брызгаловское» Обухов А.А. исковые требования не признал. В обоснование возражений сослался на то, что данная несанкционированная свалка действует с *** и находится в 100 метрах южнее д. *** с левой стороны автодороги Вавож - Брызгалово. Считает, что к полномочиям администрации МО «Брызгаловское» не относится содержание свалки, а только сбор и вывоз мусора. В *** году был подписан акт выбора земельного участка для временного размещения отходов, но дальше дело не пошло. В *** году вновь стали оформлять указанный земельный участок в качестве свалки, так как он для этих целей подходит. Ответчик отказывается ликвидировать данную свалку, так как санкционированной свалки у муниципального образования нет. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникшим из экологических и иных правоотношений. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокуратурой Вавожского района проведена проверка по обращению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике о непринятии мер по ликвидации свалки на территории МО «Брызгаловское», в ходе которой установлено, что ***. на основании приказа Управления Россельхознадзора по Удмуртской Республике *** № *** проведена плановая проверка по соблюдению требований земельного законодательства, охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов муниципального образования «Брызгаловское». Проверкой установлен факт порчи земли на площади *** в результате размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в соответствии со следующими координатами: *** Как следует из договора возмездного оказания услуг от ***., администрацией муниципального образования «Брызгаловское» организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территорий населенных пунктов указанного муниципального образования. При этом вывоз бытовых отходов и мусора производится на земельный участок, расположенный по адресу: ***, который временно отведен для этих целей постановлением администрации муниципального образования «Вавожский район» от *** ***. Согласно справке, выданной Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике от ***, земельный участок, расположенный ***, *** ***, относится к муниципальному фонду перераспределения МО «Вавожский район» - землям сельскохозяйственного назначения (пастбищные угодья). При этом на территории МО «Брызгаловское» санкционированных свалок не числится. Из представленных истцом доказательств видно, что прокуратурой в ходе проведения проверки по обращению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике обнаружена несанкционированная свалка по вышеуказанному адресу. Наличие данной свалки подтверждается также актом проверки *** от ***, предписанием *** от *** Управления Россельхознадзора по УР, Актом проверки ***П от ***, протоколом об административном правонарушении *** от ***, постановлением по делу об административном правонарушении от ***, представлением об устранении нарушений закона об экологической безопасности от *** ***. Доказательств отсутствия в указанном месте несанкционированной свалки представителем ответчика не представлено, более того, он данный факт признаёт. Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что на земельном участке площадью 0,5 га, расположенном в 100 м южнее д. *** УР имеется несанкционированная свалка бытовых отходов. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. Ст. 51 вышеуказанного закона предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с положениями Федерального закона ***. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ч.1 ст.14), муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.14 ч.1 ст.15). Согласно п. 18 ст. 7, п. 18 ст. 35 Устава муниципального образования «Брызгаловское», к вопросам местного значения муниципального образования также отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В пункте 1 ст. 8 Федерального закона ***. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 13 вышеуказанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В силу названных норм администрация муниципального образования «Брызгаловское» выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях данного муниципального образования. Статьей 22 Федерального закона № 52-ФЗ ***. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат использованию, сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ***, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов на открытых площадках без тары должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка). В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. В связи с тем, что вышеуказанные нормы законодательства администрацией муниципального образования «Брызгаловское» соблюдены не были, произошло захламление территории в 100 м южнее д. *** УР отходами потребления, с наличием открытого доступа к месту их несанкционированного размещения. Что впоследствии может привести к возникновению угрозы распространения и развитию различных форм заболевания, как для человека, так и для животных. Данными действиями (бездействиями) администрации муниципального образования нарушаются права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду. Статья 2 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. По смыслу ряда статей вышеуказанного закона (ст.ст. 1, 2, 10, 14, 15, 34, 36, 37 и др.) органы местного самоуправления муниципального образования полномочны и обязаны решать вопросы местного значения в пределах границ, то есть на территории конкретного муниципального образования, органами местного самоуправления которого они являются. Согласно ст. 1 Закона УР от *** N 46-РЗ "Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Вавожского района Удмуртской Республики" муниципальное образование "Брызгаловское" в составе населенных пунктов: ***. В п.1 ст. 2 ФЗ *** раскрыто понятие сельского поселения - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Согласно ст. 11 вышеуказанного закона, границы муниципального образования устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями: - территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли развития поселения; - в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, поскольку несанкционированная свалка находится у д. *** УР - на территории МО «Брызгаловское», то именно данное муниципальное образование должно заниматься организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от *** № 7-ФЗ в качестве одного из принципов охраны окружающей природной среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и обязанность участия в деятельности по охране окружающей природной среды. Как усматривается из материалов дела, а также пояснений представителя ответчика, свалка площадью 0,5 га, расположенная в 100 м южнее д. *** УР, является несанкционированной и подлежит ликвидации. Как отмечено выше, организация ликвидации свалки входит в обязанности ответчика. Соответственно, предъявленный иск подлежит удовлетворению. Согласно п.6 ст. 4 Закона УР ***-РЗ от *** «Об отходах производства и потребления в УР», к полномочиям Правительства Удмуртской Республики в области обращения с отходами относится: создание условий для предотвращения образования несанкционированных свалок, захламлений и организации работ по их ликвидации. Таким образом, у МО «Брызгаловское» имеется право требовать от Правительства УР создания вышеназванных условий после ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 100 м южнее д. *** УР. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 ч.1 п.3 НК РФ с Администрации МО «Брызгаловское» подлежат взысканию судебные расходы - государственная пошлина в доход государства в размере 4 000 рублей, от уплаты которой прокурор, предъявивший иск, был освобожден в силу закона (ст. 333.36 ч.1 п. 9 НК РФ). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Вавожского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Брызгаловское» удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Брызгаловское» в части непринятии мер по освобождению земельного участка, имеющего координаты: Удмуртская Республика, *** на площади 0,5 га от бытовых отходов и его рекультивации незаконным. Обязать Администрацию муниципального образования «Брызгаловское» освободить земельный участок, имеющий следующие координаты: Удмуртская Республика, ***, *** на площади 0,5 га от бытовых отходов и произвести рекультивацию земельного участка в срок до 30 июня 2011 года. Взыскать с Администрации муниципального образования «Брызгаловское» в доход государства государственную пошлину в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления его мотивированной части. Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010 года. Председательствующий судья А.А.Асеткин