Иск прокурора к администрации МО об обязывании предоставить жилье социального найма



Дело № 2-28-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Вавож 24 февраля 2011 года

Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Борисова В.Т.

При секретаре Бурковой О.В.

С участием заместителя прокурора Вавожского района УР Чумаковой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Власенко С.С. к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> <адрес> района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. и оплаты государственной пошлины,

Установил:

Прокурор Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Власенко С. С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. и оплаты государственной пошлины. В обосновании заявленного иска ссылается на результаты прокурорской проверки обращения Власенко С.С., которой установлено, что по­становлением главы администрации МО «Вавожский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет Власенко ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве нуждающегося в жилом помещении» несовершеннолет­ний Власенко С.С., не имеющий закрепленного жилого помещения по причине признания жилого помещения непригодным для проживания, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сироты. Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, не имеющих закрепленного жилого помещения, Власенко С.С. постав­лен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сироты и в настоя­щее время, согласно сведениям учетного дела состоит в списке для получения жилья.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро­дителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предос­тавляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по соци­альной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родите­лей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предостав­ляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Власенко С.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживает по адресу: УР, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В нарушение действующего законодательства Власенко С.С. по оконча­нии пребывания в учреждении профессионального образования - Государст­венном образовательном учреждении начального профессионального образова­ния «Профессиональное училище » в <адрес> УР, жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено. Решением уполномоченного органа он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по <адрес> УР, однако до сегодняшнего дня жилье не предоставлено, чем нарушено право последнего на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище » в <адрес> УР.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Россий­ской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах го­сударственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнитель­ных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, ос­тавшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (по­печительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после оконча­ния пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образо­вания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Фе­дерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных соци­альных норм.

Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ве­дении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 ста­тьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъ­екта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливают­ся законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расход­ным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены госу­дарственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечи­телей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Воору­женных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обес­печению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, жилой площадью по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по со­циальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищ­ного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных уч­реждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительст­ва), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федера­ции или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лише­ния свободы.

Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро­дителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.

Пунктом 2 решения <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 244 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 (двенадцати) квадратных метров общей пло­щади жилого помещения.

Статьями 15, 16 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне оче­реди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребы­вания в образовательном учреждении или учреждении социального обслужива­ния, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессио­нального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муниципальное образование "Вавожский рай­он".

В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро­дителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предос­тавляются по месту жительства.

Местом жительства согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Таким образом, истец вправе претендовать на жилое помещение разме­ром не менее 12 кв. м общей площади, расположенное в <адрес> УР, вне очереди по договору социального найма.

Истец Власенко С.С. в судебном заседании поддержал исковое требование прокурора к Администрации МО «Вавожский район» УР об обязании предоставить ему жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. Пояснил, что родился в <адрес>, проживает в <адрес>, а также у друга в <адрес>, нигде не работает. Как сирота обучался сначала в школе-интернате <адрес>, затем окончил <адрес> колледж и <адрес> училище, получил специальность плотника, каменщика. По окончании училища приехал в <адрес> к родственникам, узнал, что дом, расположенный по <адрес>, закрепленный за ним, стал непригодным для проживания. По этому адресу также зарегистрирован младший брат, про сестру не знает, она живет у родственников. Находился ранее в Центре временного содержания для несовершеннолетних, это было в 2007 году в <адрес>, он тогда учился в Увинском колледже. Обратился в <адрес> с заявлением о предоставлении жилья, на что ему сказали о необходимости ждать свою очередь. Просит суд удовлетворить его требование, поскольку ему негде жить, и он вынужден проживать у друзей.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования в интересах Власенко С.С. по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что Власенко С.С. зарегистрирован в селе <адрес> в доме, который является непригодным для проживания, поэтому имеет право на предоставление жилого помещения в селе <адрес>.

Представитель Администрации МО «<адрес>» УР – Березина Л.А., действующая на основании доверенности, исковое требование прокурора Вавожского района в интересах Власенко С.С. не признала. В обоснование представила письменное возражение, согласно которому разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

Данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с главой 6 Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальные образования, органы местного самоуправления наделили отдельными государственными полномочиями.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 7 статьи 19 положения законов субъектов Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Согласно части 3 статьи 4 Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. Органы местного самоуправления в лице <адрес> имеют право получать финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Удмуртской Республики ( ч. 1 ст. 18).

Финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год в виде субвенций. <адрес> до 1 мая текущего года для определения размера субвенций представляет уполномоченному органу государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий обоснование и расчет финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году. Уполномоченный орган государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий представляет в соответствии с бюджетным законодательством в Министерство финансов Удмуртской Республики расчеты и обоснования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий муниципальными образованиями в следующем финансовом году (ч.2 ст.20).

Расчет субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с методикой расчета субвенций бюджетам муниципальных районов.

Жилые помещения (жилые площади), приобретенные органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Закона Удмуртской Республики № 2-РЗ за счет субвенций, переданных из бюджета Удмуртской Республики для осуществления отдельных государственных полномочий, включаются в муниципальный жилищный фонд и не могут быть использованы на иные цели.

Ежеквартально органы опеки и попечительства согласно Приказу Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 21.11.2007 предоставляют информацию (отчет Формы № 10) в МОиН УР о количестве детей, у которых возникло право на получение жилого помещения в текущем квартале, в том числе о требуемой сумме для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением. Ассигнований денежных средств (Федеральный бюджет, бюджет субъекта) недостаточно для обеспечения всех детей жилым помещением, у которых возникло право в текущем году.

На 1 квартал 2011 года требуется сумма в размере 3 801,60 тыс. руб. для обеспечения 11 лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, у кого возникло (возникнет) право па получение жилья. При этом субвенции на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетом Удмуртской Республики в настоящий момент не выделены.

Согласно ч. 10 ст. 5 Закона УР № 2-РЗ на каждого заявителя, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором содержатся все представленные заявителем документы. Учетному делу присваивается номер. При рассмотрении нескольких заявлений в один день их очередность определяется по времени подачи заявления с полным комплектом необходимых документов (ч. 9 ст. 5 Закона № 2-РЗ).

Ввиду несоблюдения очередности, жилищные права некоторых лиц, стоящих в списке, у которых право на льготное жилье возникло ранее, чем у Власенко, еще более усугубятся.

Порядок предоставления жилой площади (ст. 4 Закона УР № 2-РЗ) в свою очередь определяет:

- место предоставления жилья;

- нормы предоставления жилой площади;

- финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями в текущем году, и как уточняет данный закон, - в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. В свою очередь Порядок не предусматривает срок предоставления жилья.

Дополнительно пояснила, что Власенко С.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ. Он имеет право на получение жилого помещения, но только после других лиц, у которых право на льготное жилье возникло ранее, чем у Власенко С.С. В заявке на 1 квартал 2011 года, поданной для их финансирования, также предусмотрена сумма для приобретения жилья Власенко С.С. В муниципальном жилом фонде жилых помещений, соответствующих санитарным и техническим нормам, не имеется. Как только поступят ассигнования из бюджета Удмуртской Республики, Власенко С.С. будет обеспечен жильем.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Судом установлено, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родители: мать – ФИО2, отец – ФИО3.

В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ мать истца лишили в отношении него родительских прав (умерла ДД.ММ.ГГГГ), а отец с семьей не проживал (лишен родительских прав ДД.ММ.ГГГГ), Власенко С.С. с ДД.ММ.ГГГГ находился в ГОУ «Факельная школа-интернат». После выпуска из дома-интерната он обучался в ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж», ГОУ НПО «Профессиональное училище », где находился на полном государственном обеспечении.

Жилое помещение, расположенное по адресу: УР, <адрес>, в котором проживал Власенко С.С. до направления его в школу-интернат, было закреплено за истцом.

Поскольку указанное жилое помещение на основании акта обследования и заключения, составленного ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, признано непригодным для проживания, ДД.ММ.ГГГГ Власенко С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Таким образом, на момент принятия <адрес> УР на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истец имел статус лица, оставшегося без попечения родителей, не имеющего жилого помещения.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, анкетой от ДД.ММ.ГГГГ, решением Вавожского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ, решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти I-НИ от ДД.ММ.ГГГГ, письмом директора ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж» от ДД.ММ.ГГГГ , постановлениями ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , приказом ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж» от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельствами ГОУ НПО «Профессиональное училище », ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж», что представителем ответчика не оспаривается.

Являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец обращался в <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилого фонда.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно этой норме к данной категории лиц относятся:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняющие на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования которых органы исполнительной власти по месту жительства обязаны обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Администрация МО «Вавожский район» в силу части 1 статьи 15 Закона УР от 06.03.2007 г. № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделена государственными полномочиями по внеочередному обеспечению детей сирот, не имеющих закрепленного жилья, жилой площадью.

Согласно части 2 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 г. № 2-РФ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другое благоустроенное жилое помещение при наступлении оснований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется вне очереди в случае, если закрепленное за ними жилое помещение признано в соответствии с законодательством непригодным для проживания и не подлежащим ремонту.

Частью 1, 2 статьи 4 данного Закона определено, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляется по месту жительства. Жилые помещения предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органами местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма.

<адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена 12,0 кв.м общей площади жилого помещения.

Из приведенных законоположений следует, что истец имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м.

В настоящее время истцу 19 лет, жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено, что представителем ответчика не отрицается.

Как следует из паспорта Власенко С.С. и сообщения УФРС по УР от ДД.ММ.ГГГГ , истец зарегистрирован по адресу: УР, <адрес>, сведений о наличии его зарегистрированных прав на иные жилые помещения в ЕГРП не содержится.

В целях реализации переданных государственных полномочий Администрации МО «Вавожский район» в силу части 1 статьи 20 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовые средства ежегодно предусматриваются в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год в виде субвенций.

При таких обстоятельствах суд считает требование прокурора <адрес> в интересах истца подлежащим удовлетворению и обязывает Администрацию МО «Вавожский район» обеспечить Власенко С.С. жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Удмуртской Республики на эти цели.

Принимая данное решение, суд руководствуется также Определением Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования-городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доводы представителя ответчика, что вследствие предоставления Власенко С.С. жилого помещения будут усугублены права других детей-сирот, не могут служить основанием для отклонения исковых требований истца, поскольку в силу Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" права указанной категории лиц на жилые помещения должны быть реализованы по их требованию и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, претендующих на получение жилья вне очереди.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое требование прокурора Вавожского района УР в защиту прав и законных интересов Власенко С. С. к Администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики предоставить Власенко С. С. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 суток со дня вынесения или в тот же срок со дня составления мотивированной части решения.

Мотивированное решение составлено 28 февраля 2011 года.

Председательствующий судья: В.Т.Борисов