Дело № 2-25-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации село Вавож 14 марта 2011 года Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Асеткина А.А., при секретаре Трефиловой Н.С., с участием помощника прокурора Вавожского района УР Цвяшко Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вавожского района УР в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад «Сказка» к МДОУ детский сад «Сказка» о признании безлицензионной образовательной деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» незаконной, запрете осуществления образовательной деятельности Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Сказка» до получения лицензии (разрешения) на осуществление образовательной деятельности и взыскании госпошлины, Установил: Прокурор Вавожского района Удмуртской Республики обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что проведенной проверкой установлено, что МДОУ детский сад «Сказка» осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого Общим собранием коллектива МДОУ <адрес>, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением главы администрации МО «Вавожский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, утвержденными постановлением первого заместителя главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Уставу учреждение является дошкольным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного образования познавательно-речевой направленности. Юридический адрес МДОУ детский сад «Сказка»: <данные изъяты>, Удмуртская Республика, <адрес>, адрес фактического места нахождения: <данные изъяты> Удмуртская Республика, <адрес>. Проведенной проверкой установлено, что МДОУ детский сад «Сказка» согласно лицензии ФИО5 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки Удмуртской Республики, имело право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нём контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Лицензия действительна по 18 октября 2010 года. П. 105 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 29.12.2010) образовательную деятельность по образовательным программам относит к лицензируемым видам деятельности. В соответствии со статьей 33.1. Закона Российской Федерации "Об образовании" лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Следовательно, если дошкольное учреждение является образовательным и юридическим лицом, то осуществляемая им образовательная деятельность подлежит лицензированию. Несмотря на истечение срока действия лицензии на осуществление образовательной деятельности, МДОУ детский сад «Сказка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время незаконно осуществляет образовательную деятельность. В связи с осуществлением лицензируемой деятельности без лицензии прокурором района в отношении юридического лица - МДОУ было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад «Сказка» привлечено к административной ответственности за данное правонарушение с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей. Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад «Сказка» обжаловано, в законную силу не вступило. Однако с данного времени мер по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности не принято, МДОУ не получена лицензия на осуществление образовательной деятельности. Пунктом 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666, установлено, что право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Осуществление образовательной деятельности МДОУ детский сад «Сказка», относящейся к лицензируемым видам деятельности, и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, при отсутствии лицензии может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан - несовершеннолетних воспитанников МДОУ. Предъявление иска прокурором вызвано защитой прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад «Сказка», которые в силу возраста не могут отстаивать свои интересы в суде самостоятельно. В судебном заседании помощник прокурора Вавожского района УР Цвяшко Т.В. поддержала исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МДОУ детский сад «Сказка» – Анисимова Л.Ю. с исковыми требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что образовательная деятельность ведется без лицензии, срок действия предыдущей истек. Представитель третьего лица – Администрации МО «Вавожский район» Березина Л.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что лицензия на ведение образовательной деятельности у учреждения отсутствует, на получение новой необходимо время, возражала против удовлетворения требований прокурора. Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Уставом МДОУ детский сад «Сказка» определено, что учреждение является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного образования познавательно-речевой направленности, имеет статус юридического лица, учредитель - Администрация МО «Вавожский район». Как следует из преамбулы Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту Закон РФ «Об образовании»), образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании» действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. К образовательным учреждениям относятся дошкольные образовательные учреждения. В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Пунктом 6 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности, выданная в установленном порядке, действительна до истечения указанного в ней срока. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляемым функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемыми управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии. Пунктом 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666, установлено, что право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277 (Положение о лицензировании образовательной деятельности). Из лицензии А № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством образования и науки Удмуртской Республики, следует, что МДОУ детский сад «Сказка» имеет право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Лицензия действительна по 18 октября 2010 года. Таким образом, в судебном заседании установлено, что образовательная деятельность МДОУ детский сад «Сказка» в настоящее время осуществляется без соответствующей лицензии, что представителем ответчика и третьего лица не оспаривается. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитании ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Согласно статье 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение обязано создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Из этого следует, что право детей на образование подразумевает право на получение ими образования в условиях, соответствующих установленным государством минимальным требованиям к осуществлению образовательного процесса, в том числе, государственным санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам. Именно с этой целью установлено лицензирование образовательной деятельности. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что деятельность ответчика по осуществлению образовательной деятельности без соответствующей лицензии (разрешения) на данный вид деятельности является незаконной, чем нарушает права и интересы несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад «Сказка» на получение правильного питания, нахождение в среде, благоприятной для их здоровья, физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития. При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора к МДОУ детский сад «Сказка» обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст.103 ГК РФ, ст.333.19 п.1 подп.3 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей, от уплаты которой прокурор, предъявивший иск, был освобожден в силу закона (ст. 333.36 п.1 подп. 9 НК РФ). Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников МДОУ детский сад «Сказка» к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Сказка» удовлетворить. Признать безлицензионную образовательную деятельность Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» незаконной. Запретить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Сказка» осуществление образовательной деятельности до получения лицензии (разрешения) на осуществление образовательной деятельности. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» госпошлину в сумме 4 тысячи рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий судья: А.А.Асеткин