Дело № 2-52-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации село Вавож УР 21 марта 2011 года Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Борисова В.Т. При секретаре Бурковой О.В., С участием заместителя прокурора <адрес> УР ФИО6 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении жилья, понуждении к включению в список нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения и оплаты государственной пошлины, Установил: Прокурор Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов ФИО13 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении жилья, понуждении к включению в список нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения и оплаты государственной пошлины. В обосновании ссылается на то, что решением Вавожского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ФИО14 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1 ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. <адрес>ного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишён родительских прав в отношении дочери ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как ребенок-сирота воспитывалась в Балезинском детском доме, находилась на полном государственном обеспечении. Согласно справке директора МОУ «Балезинский детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа об отчислении из состава воспитанников № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отчислена из состава воспитанников с ДД.ММ.ГГГГ В связи с отсутствием у ФИО1 закрепленного за ней жилого помещения ФИО1 после выпуска из государственного учреждения для детей-сирот обращалась в орган опеки и попечительства - администрацию МО «Вавожский район» с просьбой о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное заявление о предоставлении жилого помещения в администрации МО «Вавожский район» не было зарегистрировано, в связи с чем ФИО16 Н.В. не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении сироты, жилое помещение ей не предоставлено. В настоящее время согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Вместе с тем, непостановка ФИО1 в 1996 году при наличии к тому оснований на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, непредоставление ФИО1 жилого помещения как ребенку-сироте ранее, повлекли необоснованный отказ в постановке её на учет в 2010 году. Отказ администрации МО «Вавожский район» в предоставлении жилого помещения (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) мотивирован положениями п. 5 ст. 5 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которого за получением жилья во внеочередном порядке могут обратиться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявившие о своем праве в возрасте до 23 лет, а ФИО1 обратилась за получением жилья после достижения ею возраста 23 лет. Однако право ФИО1 на получение жилого помещения во внеочередном порядке не было реализовано по вине Администрации МО «Вавожский район», которой ФИО1 не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, и которой ФИО1 жилое помещение не было предоставлено. В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. ФИО1 зарегистрирована по адресу: УР, <адрес> по этому адресу проживает. В нарушение действующего законодательства ФИО1 по окончании пребывания в учреждении для детей-сирот МОУ «<адрес> детский дом» в <адрес> УР (ДД.ММ.ГГГГ) жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено. Более того, уполномоченным органом она не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по <адрес> УР. До сегодняшнего дня ФИО1 не включена в указанный список и жилье ей не предоставлено, чем нарушено право последней на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в Балезинском детском доме. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72. Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются. Пунктом 2 решения <адрес> ФИО3 депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 244 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 (двенадцати) квадратных метров общей площади жилого помещения. Статьями 15, 16 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муниципальное образование "Вавожский район". В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Таким образом, истец вправе претендовать на жилое помещение размером не менее 12 кв. м общей площади, расположенное в <адрес> района УР, вне очереди по договору социального найма. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственных и муниципальном жилищном фондах. Предъявление иска прокурорм вызвано защитой жилищных прав ФИО1 на обеспечение её жилым помещение в муниципальном жилищном фонде. Истец ФИО1 в судебном заседании просила признать незаконным отказ ответчика в предоставлении жилья; обязать включить её в список нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей; в части предоставления жилья уточнила исковое требование к ответчику, просила предоставить ей жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. В судебном заседании поддержала пояснения, данные на предварительном судебном заседании. Согласно её показаниям в 1993 году её направили в Балезинский детский дом, где она находилась до 1996 года, затем до 1997 года училась в Увинском училище. Мать и умерший отец в отношении неё были лишены родительских прав. Мать живет в селе <адрес> с отчимом, который в настоящее время отбывает наказание по приговору суда. В августе 1998 года, проживая у матери, ездила с ней и братом в <адрес> в районную администрацию, где они написали заявления о предоставлении им квартир вне очереди, поскольку они оба являются сиротой и своего жилья не имеют. Заявление взяла ФИО7, сказала, что придется долго ждать, так как жилья нет, а лиц, желающих его получить, много. Когда обратилась впоследствии в администрацию с целью получения информации о предоставлении квартиры, узнала, что её заявления в наличии нет, и рекомендовали написать новое заявление. В настоящее время с двумя детьми зарегистрирована у двоюродной сестры, проживающей с мужем, двумя детьми в квартире, общая площадь которой составляет всего 24 кв.м. В этой связи вынуждена жить на съемной квартире. Сейчас находится в отпуске по уходу за вторым ребенком, до этого работала в <адрес> пекарне в качестве пекаря. У детей есть отец, брак между ними не зарегистрирован, он помогает ей материально, признает детей, сам работает в <адрес> сварщиком. На его денежные средства они и живут. У сестры не может жить из-за того, что последняя постоянно употребляет спиртные напитки. Своего жилья у неё нет, дом в селе <адрес> принадлежит её отчиму. После окончания детского дома ей выдали личное дело и сказали, что его следует хранить. Документы хранила у матери. Когда находилась на учебе в училище, отчим, находившийся в состоянии «длительного запоя», сжег его. Её с братьями он не любил, постоянно оскорблял, особенно это проявлялось, когда он был в состоянии алкогольного опьянения. Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования в интересах ФИО1 по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что ФИО1 обратилась в прокуратуру с заявлением о защите её жилищных прав. Было установлено, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилой площади. До 1993 года ФИО1 проживала с отчимом и матерью в селе <адрес>. При устройстве в детское учреждение жилое помещение за ребенком закреплено не было. В детском доме ФИО1 находилась до ДД.ММ.ГГГГ. После окончания государственного учреждения жилое помещение вне очереди истице не предоставлено. В настоящее время она не числится в списке сирот, а также лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилья вне очереди, хотя с заявлением в администрацию обращалась. В целях защиты её жилищных прав просит суд удовлетворить требования ФИО1 в полном объеме, за исключением уплаты государственной пошлины. Представитель Администрации МО «Вавожский район» УР – Березина Л.А., действующая на основании доверенности, исковое требование прокурора Вавожского района в интересах ФИО1 не признала. В обоснование пояснила, что истица в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не состоит. В 2010 году обратилась в Администрацию МО «Вавожский район» с заявлением о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что является сиротой. Попросили ФИО2 представить какие-нибудь документы, подтверждающий её статус сироты. Кроме заявления у неё ничего больше не было. В этой связи были направлены ряд запросов, состоялись телефонные разговоры. Было выяснено, что в <адрес> детском доме, где ФИО1 училась, имеются только приказ о её зачислении и убытии из учреждения. Личное дело, скорее всего, было выдано ей на руки по окончании пребывания в детском доме. Жилое помещение, в котором проживала истица перед направлением в детский дом, принадлежит отчиму, своего жилья за ней не числится. В администрации имеется журнал за прошлые годы, где регистрировались заявления лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в нём фамилии ФИО1 нет. Фактически список детей указанной категории лиц стал стали вести только с 2000 года. Ввиду того, что ФИО1 на учете в этом списке не состоит, её заявление от 1998 года в <адрес> не зарегистрировано, обратилась она только в 2010, то есть после исполнения 23 лет, исковые требования ФИО1 являются необоснованными. Свидетель Мезрина Л.В. показала, что работала по 2007 год в Администрации Вавожского района в должности специалиста по охране прав детства, знает ФИО2 Надежду, которая проживала с братьями Геннадием, Алёшей, матерью и отчимом. Поскольку они по отношению к нему были неродными, он по причине своего буйного характера, особенно в период употребления спиртных напитков, их не любил и притеснял. Мать также воспитанием своих детей не занималась, часто оставляя их одних, уезжала в <адрес>, где находилась длительное время. По этим основаниям суд лишил её в отношении детей родительских прав. По ходатайству школы ФИО2 направили в <адрес> детский дом, туда её увез классный руководитель. До 2000 года учет детей сирот, а также лиц, оставшихся без попечения родителей, которым необходимо было жилье, в администрации не велся. Только после то, как было получено письмо Министерства образования УР, она стала вести список указанной категории детей, регистрировать их заявления. Администрация Вавожского района затем рассматривала эти заявления и выносила постановления. О том, что ФИО1 не писала у неё заявление о предоставлении ей как сироте вне очереди жилого помещения, утверждать не может. Свидетель ФИО9 показала, что в отношении ФИО1 лишена родительских прав, живет с мужем в селе <адрес>, который является отчимом дочери. Дом, в котором они живут, принадлежит мужу, он воевал в Афганистане. В доме зарегистрирован муж, она, их совместная дочь, свекровь и внучка. В 1998 году вместе с дочерью Надеждой заходила в Администрацию Вавожского района к Мезриной Н.В., в её кабинете дочь написала заявление о предоставлении вне очереди квартиры. Данный кабинет находился на втором этаже администрации. Свидетель ФИО11 показал, что он и ФИО1, которая приходится ему сестрой, находились в <адрес> детском доме, личные дела по окончании этого учреждения им выдали на руки. Все эти документы отчим уничтожил – сказал, что сжег. Он их не любил, считал чужими, при случае всегда старался как-нибудь оскорбить. Летом 1998 года вместе с матерью и сестрой ездил к Мезриной Н.В. Она завела их в свой кабинет, где они с её помощью написали заявления о предоставлении им квартир вне очереди. О своем заявлении поинтересовался в 2009 году, был вместе с женой, какая-то девушка сказала, что его заявление не сохранилось, и не было зарегистрировано. У сестры своего жилья нет, поэтому она живет с детьми на съемной квартире. Выслушав пояснения истца, прокурора, представителя ответчика, показания свидетелей, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Судом установлено, что истица родилась ДД.ММ.ГГГГ в селе <адрес> Удмуртской Республики. В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ мать истицы лишили в отношении неё родительских прав, а отец с семьей не проживал, (впоследствии лишен родительских прав ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в МОУ «<адрес> детский дом». После выпуска из этого учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в Профессиональном училище № <адрес>, где находилась на полном государственном обеспечении. Таким образом, по окончании учебы в государственном образовательном учреждении истица имела статус лица, оставшегося без попечения родителей. Данные обстоятельства подтверждаются паспортом истицы, решением Вавожского районного народного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ, решением Увинского районного народного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ, решением исполкома Вавожского районного ФИО3 народных депутатов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой МОУ «<адрес> детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельством Профессионального училища № <адрес>. Согласно ст.37 ЖК РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22 августа 2004 г.) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно этой норме к данной категории лиц относятся дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования которых органы исполнительной власти по месту жительства обязаны обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из статьи 33 ГК РСФСР, жилые помещения должны предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Данными правилами было установлено, что для принятия на учет гражданином подается заявление. Данное заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (п.11); учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Судом установлено, что истица до 1993 года проживала с матерью, лишенной затем в отношении неё родительских прав, была зарегистрирована в доме отчима по адресу: УР, <адрес>. Указанное жилое помещение при направлении её в дом интернат за ней закреплено не было. Из пояснений ФИО1 следует, что она написала в августе 1998 года в Администрации Вавожского района заявление о предоставлении вне очереди жилое помещение. Сопоставляя все обстоятельства по делу в их взаимосвязи, суд находит, что данное обстоятельство соответствует действительности. К данному выводу суд приходит исходя из показаний свидетеля Мезриной Л.В., показавшей, что она стала вести список и регистрировать заявления детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2000 года, которые затем рассматривала администрация района и выносила по ним постановления. При этом фактически не отрицала, что истица писала такое заявление, о чем подтвердили мать и брат истицы. Об этом свидетельствуют также пояснения самого представителя ответчика, сославшегося на то, что в администрации района список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стали вести только с 2000 года. Жилищные правоотношения носят длящийся характер, в связи с этим граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации). При таких обстоятельствах требование прокурора в интересах истицы о понуждении ответчика включить её в список нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит удовлетворению. По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения истицей возраста, превышающего предел в 23 года, установленный законом, не может являться основанием для лишения её права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005 года, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилого фонда. Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Администрация МО «Вавожский район» в силу части 1 статьи 15 Закона УР от 06.03.2007 г. № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделена государственными полномочиями по внеочередному обеспечению детей сирот, не имеющих закрепленного жилья, жилой площадью. Согласно части 2 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 г. № 2-РФ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другое благоустроенное жилое помещение при наступлении оснований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется вне очереди в случае, если закрепленное за ними жилое помещение признано в соответствии с законодательством непригодным для проживания и не подлежащим ремонту. Частью 1, 2 статьи 4 данного Закона определено, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляется по месту жительства. Жилые помещения предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органами местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. Решением Вавожского районного Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена 12,0 кв.м общей площади жилого помещения. Из приведенных законоположений следует, что истица имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. Жилое помещение ФИО1 по настоящее время по договору социального найма не предоставлено. Как следует из сообщения УФРС по УР от ДД.ММ.ГГГГ №, сведений о наличии зарегистрированных прав истицы на жилые помещения в ЕГРП не содержится. В целях реализации переданных государственных полномочий Администрации МО «Вавожский район» в силу части 1 статьи 20 Закона УР «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовые средства ежегодно предусматриваются в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год в виде субвенций. С учетом изложенного суд считает требования прокурора Вавожского района в интересах ФИО1 о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении жилья и предоставлении истице жилого помещения подлежащими удовлетворению. Суд обязывает Администрацию МО «Вавожский район» обеспечить истицу жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Удмуртской Республики на эти цели. Принимая данное решение, суд руководствуется также Определением Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования-городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики в предоставлении жилого помещения ФИО1. Обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики включить ФИО4 в список нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 суток со дня вынесения или в тот же срок со дня составления мотивированной части решения. Мотивированное решение составлено 24 марта 2011 года. Председательствующий судья: В.Т.Борисов