Дело № 2-45-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации село Вавож 14 апреля 2011 года Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Асеткина А.А., при секретаре Трефиловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смердягиной Л. М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы музыкальным работником детского комбината и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, У С Т А Н О В И Л : Смердягина Л.М. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в <адрес> Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФ, ответчик) о восстановлении пенсионных прав. Иск мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику за досрочным назначением трудовой пенсии по старости как педагогический работник, отработавший в учреждениях для детей не менее 25 лет. Однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в назначении пенсии. Истец полагает, что из ее педагогического стажа ответчик незаконно исключил период работы в должности музыкального работника детского комбината Какможского леспромхоза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды учебы на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец просила признать незаконным отказное решение № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить спорные периоды в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости; досрочно назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением - с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании: Истец Смердягина Л.М. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в должности музыкального работника детского комбината Какможского леспромхоза на основании приказа. Детский комбинат выполнял функции детского сада. Она лично занималась музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста. Спустя два месяца, ДД.ММ.ГГГГ, детский комбинат был передан в ведомство Вавожского РОНО и переименован в «детский сад «Тополек». В связи с передачей учреждения в другое ведомство ничего не изменилось - здание передали вместе со штатом сотрудников и детьми. Ее должностные обязанности также при этом не изменились - она продолжала проводить занятия по утвержденному плану в каждой группе. Оплата труда производилась в детском комбинате и в детском саду по одной тарифной сетке. Кроме того, у нее одной в трудовой книжке местом работы указан детский комбинат, а у остальных работников (коллег) в тот же период указан детский сад, хотя работали в одном и том же учреждении. Представитель ответчика – Алманцева Н.А., действующая на основании доверенности без № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, исковые требования Смердягиной Л.М. не признала, просила оставить иск без удовлетворения. При этом пояснила, что за досрочным назначением трудовой пенсии по старости истец обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было обоснованно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа. По представленным документам специальный педагогический стаж Смердягиной Л.М., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, на момент обращения составил 24 года 10 месяцев и 05 дней. В стаж педагогической деятельности не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, поскольку во время них истец не занималась педагогической деятельностью и не работала полный рабочий день, как того требует законодательство, а также период работы в детском комбинате в связи с тем, что наименование данного учреждения отсутствует в разделе «Дошкольные образовательные учреждения» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Список должностей и учреждений). Тождественность наименований учреждений «детский сад» и «детский комбинат» не установлена нормативными правовыми актами. Дополнила также, что по наименованию должности истца - «музыкальный работник» у ответчика вопросов не возникло, они не оспаривают и признают тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель», предусмотренной Списком должностей и учреждений, установленное постановлением Министерством труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Поэтому истцу зачли в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы музыкальным работником Какможского детского сада. Свидетель Чайникова М.Г., ведущий специалист-эксперт по дошкольному образованию Вавожского УНО <адрес> показала, что в ноябре 1993 года по распоряжению председателя исполкома <адрес> все детские сады района, в том числе и так называемые детские комбинаты, находящиеся на балансе предприятий, были переданы на баланс РОНО. Детские сады передавались со штатами. При этом у работников наименования должностей, условия труда не изменились. Детские комбинаты работали по тому же штатному расписанию, что и детские сады, по программе государственного стандарта, выполняя одну функцию - образовательную деятельность детей дошкольного возраста. Иными словами, детские комбинаты фактически являлись детскими садами и до передачи их в ведомство РОНО, в связи с чем и было произведено их переименование для того, чтобы привести в соответствии с установленными требованиями. Свидетель Кандакова Т.П. показала, что с 1970 года по 1995 год работала в Какможском детском саду, в том числе с 1979 года - заведующей. Путаница с наименованием учреждения произошла из-за того, что до 1983 года в <адрес> существовало два дошкольных образовательных учреждения - детский сад и ясли-сад, было два здания и две заведующие соответственно. Она была заведующей детским садом. В 1983 году в связи с недостаточной наполняемостью групп детьми ясельного возраста решением директора Какможского леспромхоза детский сад и ясли-сад были объединены в одно учреждение под единым названием «детский комбинат». Должность заведующей ясли-садом сократили, а ее должность - заведующую детским садом переименовали в заведующую детским комбинатом, о чем вынесли приказ и внесли соответствующая запись в трудовую книжку. В связи с переименованием учреждения у нее и сотрудников функциональные обязанности не изменились, продолжали работать по тем же учебным планам, утвержденным отделом народного образования, оплата труда производилась по той же тарифной сетке. У нее только прибавилось количество сотрудников и детей. Истицу Смердягину Л.М. она в 1993 году приняла на работу музыкальным работником. Ее должностные обязанности включали в себя организацию и проведение музыкальных занятий в группах, детских праздников, утренников, утренней гимнастики, физкультурных занятий. В ноябре 1993 года детский комбинат был передан из ведения Какможского леспромхоза в ведение Вавожского РОНО и переименован в «детский сад «Тополек». Изменилась только вывеска учреждения, записи в трудовых книжках сотрудников и место начисления заработной платы. При этом наименования должностей и размеры заработной платы остались неизменными. Все сотрудники, включая Смердягину Л.М., продолжали работать по своим учебным планам, разработанным в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ. А детский сад в целом продолжал осуществлять воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. В различных документах детский комбинат именовали детским садом, так как он, по сути, и был детским садом. На вопросы суда пояснила, что детский сад с 1980 года располагается в здании <адрес>. Здание строилось как детский сад. Также пояснила, что она в настоящее время является пенсионеркой, в 1995 году ей назначена досрочно трудовая пенсия по старости, и никаких вопросов в пенсионном отделе в связи с переименованиями детского сада не возникло. Свидетель Храмцова А.М. показала, что с 1977 года по настоящее время работает воспитателем Какможского детского сада. В ее трудовой книжке местом работы значится именно детский сад, и никаких записей о детском комбинате нет. Истицу Смердягину Л.М. знает как коллегу по работе, работают в одном учреждении. Она знает о переименованиях их детского сада в детский комбинат и обратно в детский сад, а также о передаче его на баланс РОНО. Но все эти изменения были внешними. Функции, условия и характер деятельности учреждения и всех сотрудников оставались неизменными. Предметом деятельности учреждения всегда являлось воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Детский сад <адрес>, переименованный в 1983 году в детский комбинат, а затем в 1993 году вновь - в детский сад, всегда выполнял функции дошкольного образовательного учреждения, независимо от перемен его названия. Смердягина Л.М., будучи музыкальным работником, осуществляет музыкальное воспитание детей в соответствии с программой воспитания и обучения детей в детском саду, организует и проводит музыкальные занятия, детские праздники и т.п. Те же функции она выполняла, работая в этом же учреждении под вывеской «детский комбинат». На вопросы суда свидетель пояснила следующее: в настоящее время детский сад «Тополек» расположен по адресу: <адрес>. Она является работающей пенсионеркой, в 2002 году ей досрочно была назначена пенсия как педагогическому работнику с 25-летним специальным стажем работы. Проблем с назначением пенсии у нее не возникло. Выслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела: - Согласно диплома ВТ № Шуравина Л.М. (Смердягина) имеет среднее специальное образование по специальности культурно-просветительская работа. Смена фамилии подтверждается свидетельством о заключении брака серия II-НИ № от ДД.ММ.ГГГГ - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно записям трудовой книжки имеет следующие периоды работы: ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - старшая пионервожатая Какможской средней школы, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - учитель музыки Какможской средней школы, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - музыкальный работник детского комбината Какможского леспромхоза, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - музыкальный работник Какможского детского сада. - Согласно приказу заведующей детским садом за № от ДД.ММ.ГГГГ Смердягина Л.М. была командирована в <адрес> на курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смердягина Л.М. прошла обучение на курсах повышения квалификации в Институте усовершенствования учителей Удмуртской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по теме «Основные направления развития дошкольного образования в современных условиях», что подтверждается Удостоверением, регистрационный №. - Согласно приказам заведующей детским садом за № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Смердягина Л.М. была командирована на курсы повышения квалификации в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Прохождение обучения на указанных курсах Смердягиной Л.М. подтверждается удостоверением, регистрационный №, выданным Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования УР. - ДД.ММ.ГГГГ Смердягина Л.М. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Удмуртской Республики с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости. - Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Удмуртской Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ Смердягиной Л.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, у нее менее 25 лет и составляет 24 года 10 месяцев 05 дней. Этим же решением истице отказано во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: - периода работы музыкальным работником детского комбината Какможского леспромхоза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 месяца 1 день); - периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней) (всего – 2 месяца 25 дней). Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются. Судом признано и ответчиком не оспаривается тождество наименования должности истца «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель», предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.2003г. № 39 установлено тождество наименования должностей «музыкальный работник» и «музыкальный руководитель». Данное постановление улучшает положение лиц, имевшее место по сравнению до введения в действие указанного постановления, поэтому имеет обратную силу. Суд считает требования истца Смердягиной Л.М. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статья 27). В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 настоящего Федерального закона возраста лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, норма, содержащаяся в п.4 ст.30 ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства. Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами. Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены. Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ. На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца в учреждениях для детей составляла более 25 лет. При этом суд признает, что период работы музыкальным работником детского комбината подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы, подлежащего, по мнению истца, в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Доводы представителя ответчика о том, что тождество учреждений «детский сад» и «детский комбинат» компетентным органом не установлено, не влияют на выводы суда. Соответствующая правовая позиция о возможности разрешения судом вопроса о тождественности должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, изложена в определениях Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 г. N 81-О, от 18.06.2004 г. N 197-О и п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Доводы ответчика о невозможности в данном случае установления тождественности наименования учреждений, так как учреждение не было предусмотрено нормативными правовыми актами, устанавливающими право на пенсию, основаны на неправильном применении и толковании указанных судебных актов Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, и судом не принимаются во внимание. Факт работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ музыкальным работником детского комбината Какможского леспромхоза, с ДД.ММ.ГГГГ - музыкальным работником детского сада подтверждается записями в трудовой книжке и представителем ответчика не оспаривается. Согласно действующему на день обращения истца с заявлением о назначении пенсии Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее по тексту - Список), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее по тексту - Правила), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения (детских садов всех наименований; центра развития ребенка - детского сада; яслей-сада (сада-яслей); детских ясель) засчитывается в специальный стаж работы. При этом периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (пункт 4 Правил). Согласно пункту 13 Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли. Законодатель действие вышеназванных Списка и Правил распространил на ранее имевшие место отношения. Наименование учреждения «детский комбинат» не было предусмотрено ни одним нормативным правовым актом, регулирующим деятельность детских дошкольных образовательных учреждений, то есть являлось произвольным. В соответствии с Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для воспитания детей дошкольного возраста и оказания необходимой помощи семье развивалась сеть детских яслей, детских садов, детских яслей-садов общего и специального назначения и других детских дошкольных учреждений. Детские дошкольные учреждения организовывались исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских ФИО1 народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями и осуществляли свою деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР (статья 15). При этом педагогическое руководство и обеспечение педагогическими работниками детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляло Министерство просвещения СССР, министерства просвещения союзных и автономных республик и их местные органы (статья 17). В соответствии с Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 23.02.1991 N 119, которое распространялось на все типы дошкольных учреждений, расположенных на территории РСФСР, дошкольное учреждение обязано было обеспечивать уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными функциями дошкольного учреждения являлись: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка (пункт 4). В соответствии с п. 10 Приказа Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94 (ред. от 08.06.1990) "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий" образование учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников определяется на основании дипломов, свидетельств, аттестатов или удостоверений об окончании учебного заведения независимо от специальности, которую они получили по окончании учебного заведения (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено). На основании п. 32 Приказа Минпроса СССР от 29.01.1985 N 16 "О введении Положения о детском дошкольном учреждении" круг обязанностей работников детского дошкольного учреждения устанавливает заведующий детским дошкольным учреждением в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками. Согласно постановлению Госкомтруда СССР от 07.01.1977 N 3 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений" в должностные обязанности музыкального руководителя детского сада (яслей-сада) входит осуществление музыкального воспитания детей, проведение музыкальных занятий, проведение всех видов развлечений, составление планов детских утренников и концертов, подготовка и их проведение. Проведение совместно с воспитателями детского сада игр с пением, хороводов. При этом музыкальный руководитель должен знать: основы дошкольной педагогики и психологии; программу воспитания, теорию и методику музыкального воспитания; детскую музыкальную литературу. Квалификационные требования: высшее, среднее или общее музыкальное образование, умение играть на музыкальном инструменте. Из материалов дела и показаний свидетелей следует, что деятельность истца в спорный период протекала в одном и том же учреждении, в указанный период произошло лишь изменение наименования данного учреждения. Из показаний свидетелей Кандаковой Т.П., Храмцовой А.М. следует, что они в спорный период - в 1993 году работали в одном учреждении вместе с истицей. До 1983 года детское дошкольное образовательное учреждение, в котором они работали, именовалось «детский сад». Затем два детских дошкольных образовательных учреждения <адрес> - детский сад и ясли-сад были объединены в одно под единым названием «детский комбинат». В ноябре 1993 года детский комбинат был передан из ведения Какможского леспромхоза в ведение Вавожского РОНО и вновь переименован в детский сад. При этом ни функция учреждения, ни его цели и задачи не менялись. В связи с чем в различных документах одно и то же учреждение в один период времени обозначалось по-разному - детский сад, детский комбинат, ясли-сад. Из показаний свидетеля Чайниковой М.Г. также следует, что детские комбинаты <адрес> выполняли функции детских садов - осуществляли образовательную, воспитательную деятельность детей дошкольного возраста по месту их жительства, задачи и цели детских дошкольных учреждений после их передачи и переименования остались прежними. Свидетельские показания подтверждаются следующими материалами дела: - данными трудовой книжки Кандаковой Т.П., из которой следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала заведующей детским садом Какможского леспромхоза; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующей детским комбинатом; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующей детским садом, - данными трудовой книжки Храмцовой А.М., из которой следует, что она в 1977 году была принята воспитателем детского сада, где и работает по настоящее время, - приказами по Какможскому деткомбинату №№ 1, 2 от ДД.ММ.ГГГГ, в которых передаваемое в ведомство Вавожского РОНО со штатом сотрудников детское дошкольное учреждение именуется как детский сад, - архивной справкой Администрации МО «Вавожский район» УР от ДД.ММ.ГГГГ №-т, в которой передаваемое на баланс РОНО детское дошкольное учреждение Какможского леспромхоза именуется как ясли-сад, - архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ №-т, из которой следует, что в 1993 году Какможскому леспромхозу принадлежал детский сад, - распоряжением исполнительного комитета <адрес> ФИО1 народных депутатов Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ №, которым на баланс РОНО решено передать детские сады, находящиеся на балансе сельскохозяйственных организаций района. Из Устава МДОУ детский сад «Тополек» <адрес>, утвержденного постановлением Главы Администрации МО «Вавожский район» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что предметом деятельности учреждения является воспитание, обучение, развитие, оздоровление детей в возрасте от 1,3 до 7 лет; реализация программ дошкольного образования; юридический адрес - Удмуртская Республика, <адрес>. Год постройки здания детского сада «Тополек», расположенного по адресу: УР, <адрес> - 1980г., - из технического паспорта, составленного БТИ МП «Зодчий», инвентарный №. Согласно показаниям свидетелей детский комбинат Какможского леспромхоза располагался по адресу: УР, <адрес> после передачи в ноябре 1993 года в ведомство Вавожского РОНО предмета своей деятельности не менял. Должностной инструкцией музыкального руководителя МДОУ детского сада «Тополек», истцу установлены следующие должностные обязанности: осуществление музыкального воспитания и эстетического развития воспитанников; организация и проведение музыкальных занятий, детских праздников, литературно-музыкальных утренников, ведение индивидуальной работы с детьми, организация утренней гимнастики, спортивных досугов и развлечений, участие в организации игровой деятельности и прочее. Учитывая пояснения истицы и свидетелей, утверждающих о том, что функциональные обязанности Смердягиной Л.М. не изменились в связи с переименованием учреждения и передачей его в ведение РОНО, суд приходит к выводу о том, что истец Смердягина Л.М. в спорный период выполняла работу музыкального руководителя детского дошкольного образовательного учреждения. Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что фактически детский комбинат, в котором протекала деятельность истца в спорный период, являлся детским дошкольным образовательным учреждением - детским садом. Факт того, что в спорный период детский комбинат Какможского леспромхоза являлся детским дошкольным учреждением, выполняющим функции образования и воспитания детей, подтверждается документами, представленными в материалах дела. Так, согласно приказу по Какможскому детскому комбинату за № от ДД.ММ.ГГГГ, расчету расходов по оплате бесплатно предоставленных работникам квартир за 1993г., приказу по Какможскому леспромхозу от ДД.ММ.ГГГГ № в штате данного учреждения была заведующая, воспитатели, помощники воспитателя, медсестры, музыкальный работник, няни-санитарки и другие работники дошкольного учреждения. То есть штат сотрудников данного дошкольного учреждения соответствовал типовым штатам дошкольных учреждений, утвержденным приказом министра просвещения СССР от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно действовавшему в спорный период постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» и «Временному положению о дошкольном учреждении - ясли-саде», утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 08 марта 1960 года, существовавшие на тот период детские дошкольные учреждения «ясли» и «детский сад» были объединены в единое детское дошкольное учреждение «ясли-сад». Указанное наименование детского дошкольного учреждения существовало до утверждения постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995 года № 677 «типового положения о дошкольном образовательном учреждении», которым были предусмотрены также и иные наименования дошкольных образовательных учреждений, в том числе детские сады. В Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства, утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР 01.01.1976г. детский комбинат считался дошкольным воспитательным учреждением (код 92400) и разновидностью детских садов, яслей, садов-яслей. Таким образом, в трудовой книжке истца наименование учреждения в спорный период работы записан неверно, в связи с чем, с учетом позиции, изложенной в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд вправе установить тождество работы истца протекавшего в детском комбинате работе в детском саду-яслях. Анализ содержания представленных документов позволяет сделать вывод о тождественности целей и задач, для реализации которых были созданы детский комбинат и детский сад. Деятельность указанных учреждений дошкольного образования для детей связана с воспитанием, обучением, развитием, оздоровлением детей в возрасте до 7 лет по месту их жительства. Об этом свидетельствует также и сохранение в прежнем неизменном виде наименования должности истца. Обозначение детского дошкольного учреждения «детский сад» неверным наименованием «детский комбинат» не отразилось на выполняемых истцом функциях музыкального руководителя. С учетом совокупности изложенного суд приходит к выводу о том, учреждение, в котором истица работала в спорный период, фактически являлось детским садом и имело профиль детского дошкольного образовательного учреждения, в связи с чем требование истца Смердягиной Л.М. о включении в ее стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника детского комбината Какможского леспромхоза подлежит удовлетворению. Подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, также периоды нахождения на курсах повышения квалификации по следующим основаниям. Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за № 320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца. Исходя из изложенного, давая оценку спорным периодам, не зачтенным ответчиком в стаж педагогической деятельности истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими во время них нормативными правовыми актами. Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г. (далее по тексту – Правила № 516) периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в стаж лишь при условии выполнения работы постоянно в течение полного рабочего дня. По мнению представителя ответчика, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец не работала полный рабочий день, поэтому данные периоды подлежат исключению из ее специального стажа педагогической деятельности. Однако суд не может согласиться с указанным доводом по следующим основаниям. Судом установлено, что обязательным условием осуществления педагогической деятельности для педагогических работников является регулярное обучение на курсах повышения квалификации, без прохождения которого их не допускают до работы. По результатам обучения на курсах повышения квалификации работнику устанавливается соответствующая квалификационная категория, от которой зависит размер заработка. На время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Данные обстоятельства установлены в соответствии с нормами трудового законодательства (в том числе ст. 187 ТК РФ, ст.112 КЗоТ РФ, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, приказом Минобразования РФ от 17.06.1993г. № 256 «Об утверждении Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования РФ», приказом Минобразования РФ от 26.06.2000г. № 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», Постановлением Совмина СССР от 27.12.1968г. № 1035 «О порядке материального обеспечения учителей и других работников народного образования при повышении их квалификации с отрывом от работы»), и в целом сторонами не оспариваются. Согласно представленным удостоверениям и приказам работодателя в следующие периоды истец была направлена на курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 дней), а всего истец находилась на курсах повышения квалификации 24 дня. В Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска, к каковому также по существу относятся и периоды нахождения на кусах повышения квалификации, должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике (п.21). Трудовым законодательством РФ установлено, что повышение квалификации является правом работника и обязанностью работодателя и в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст.196 ТК РФ, ст. 112 КЗоТ РФ). Суд констатирует, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы за истцом сохранялась средняя заработная плата. В соответствии с действующим законодательством работодатель производил во время них уплату взносов на государственное социальное страхование. Кроме того, согласно пункту 5 Правил № 516 в стаж работы по специальности включаются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Суд признает, что курсы повышения квалификации предоставлялись истцу во время работы в должностях и учреждении, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них истец работала полный рабочий день. Данное обстоятельство подтверждается тем, что работа истца до и после каждого из вышеперечисленных периодов нахождения на курсах повышения квалификации включена ответчиком в стаж педагогической деятельности истца. Согласно удостоверению о краткосрочном повышении квалификации № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ) истец прошла краткосрочное обучение в Институте усовершенствования учителей УР по теме «Основные направления развития дошкольного образования в современных условиях». Согласно удостоверению о краткосрочном повышении квалификации № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец прошла краткосрочное обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования УР по темам «Методика музыкального развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста», «Нормативно-правовые и концептуальные основы современного дошкольного образования». Тематика обучения позволяет сделать вывод о том, что истец получала новые знания, совершенствовала навыки и умения в своей профессии, связанной с педагогической деятельностью в учреждении для детей. Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды нахождения Смердягиной Л.М. на курсах повышения квалификации, в общей сложности составляющие 24 дня, подлежат включению в ее специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При включении в специальный стаж работы по специальности Смердягиной Л.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на ДД.ММ.ГГГГ 24 года 10 месяцев 05 дней, периодов нахождения на курсах повышения квалификации (24 дня) и периода работы в детском комбинате (2 месяца 01 день) - он составит 25 лет 01 месяц, что позволяет принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости со дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Удмуртской Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Смердягиной Л.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и необоснованным, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении трудовой пенсии по старости со дня обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Смердягиной Л. М. удовлетворить. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе Смердягиной Л. М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики включить в специальный стаж работы, дающий ФИО2 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста, период работы в должности музыкального работника детского комбината Какможского леспромхоза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Удмуртской Республики включить в специальный стаж работы, дающей Смердягиной Л. М. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Удмуртской Республики назначить Смердягиной <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья А.А. Асеткин