Дело № 2-98-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации село Вавож УР 1 апреля 2011 года Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Асеткина А.А. С участием помощника прокурора Вавожского района УР Цвяшко Т.В. При секретаре Трефиловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению <адрес> средняя общеобразовательная школа о признании бездействия в части неисполнения требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации о проведении аттестации рабочих мест незаконным, об обязании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест, Установил: Прокурор Вавожского района Удмуртской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному образовательному учреждению <адрес> средняя общеобразовательная школа о признании бездействия в части неисполнения требований статьи 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест незаконным, об обязании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Вавожского района проведена проверка в Муниципальном образовательном учреждении <адрес> средняя общеобразовательная школа (далее – МОУ <адрес> СОШ). Проверкой установлено, что в МОУ <адрес> СОШ не проведена аттестация рабочих мест согласно штатному расписанию: директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, библиотекарь, учитель, учитель, учитель, учитель, учитель, учитель, учитель, преподаватель организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования, лаборант, рабочий по обслуживанию здания, завхоз, повар, водитель, гардеробщик, сторож, уборщик служебных помещений. В связи с выявленным нарушением закона прокуратурой Вавожского района ДД.ММ.ГГГГ директору МОУ <адрес> СОШ внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране труда. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ МОУ <адрес> СОШ не принято мер по проведению аттестации указанных выше рабочих мест ввиду отсутствия необходимых денежных средств. Статья 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, законодательством РФ возложена на работодателя (ст. 22 ТК РФ). В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя, при этом работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации. Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31.08.2007 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок). В соответствии с п. 1 указанного Порядка - Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей, в том числе юридических лиц, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Согласно п. 1 указанного Порядка, аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Проведение аттестации необходимо в связи с тем, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда. Кроме того, результаты аттестации рабочих мест, используются в целях обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников. Таким образом, без проведения аттестации рабочих мест невозможно не только надлежащим образом обеспечить безопасные условия и охрану труда работников предприятия, но и оплату труда. Тем самым нарушается еще один конституционный принцип (п. 3 ст. 37 Конституции РФ) на получение вознаграждения за труд, каждый работник имеет право на получение справедливой заработной платы (ст. 2 ТК РФ). Проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что МОУ <адрес> СОШ не обеспечивает безопасных условий труда, нарушает требования статей 22, 212 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабочих мест. В силу ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. В соответствии с ч. 3 ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Круг лиц, аттестация рабочих мест которых не проведена, постоянно меняется. На одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица, круг лиц невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве заинтересованного лица (либо истца), указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования к ответчику, просил признать бездействие Муниципального образовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа в части неисполнения требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации о проведении аттестации рабочих мест незаконным; обязать МОУ <адрес> СОШ в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест в соответствии со штатным расписанием, настаивал на их удовлетворении. Представитель МОУ <адрес> СОШ, извещенной о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Из представленного заявления МОУ <адрес> СОШ следует, что ответчик просит рассмотреть дело без участия его представителя, требования прокурора признает. В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания, и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Согласно ч. 4 ст. 198 в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. По данному гражданскому делу суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы иных лиц. В соответствии со ст. 103 ГК РФ, ст. 333.19 п. 1 подп. 3 НК РФ с МОУ <адрес> СОШ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей, от уплаты которой прокурор, предъявивший исковое заявление, был освобожден в силу закона (ст. 333.36 п. 1 подп. 9 НК РФ). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковое заявление прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению <адрес> средняя общеобразовательная школа удовлетворить. Признать бездействие Муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа в части неисполнения требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации о проведении аттестации рабочих мест незаконным. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение <адрес> средняя общеобразовательная школа в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию следующих рабочих мест: директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, библиотекарь, учитель, учитель, учитель, учитель, учитель, учитель, учитель, преподаватель организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования, лаборант, рабочий по обслуживанию здания, завхоз, повар, водитель, гардеробщик, сторож, уборщик служебных помещений. Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа государственную пошлину в размере 4 000 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения. Председательствующий судья: А.А.Асеткин