иск прокурора к МОУ о признании бездействия о проведении аттестации рабочих мест незаконным



Дело № 2-97-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Вавож УР 1 апреля 2011 года

Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Асеткина А.А.

С участием помощника прокурора Вавожского района УР Цвяшко Т.В.

При секретаре Трефиловой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению <адрес> средняя общеобразовательная школа о признании бездействия в части неисполнения требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации о проведении аттестации рабочих мест незаконным, об обязании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест,

Установил:

Прокурор Вавожского района Удмуртской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному образовательному учреждению <адрес> средняя общеобразовательная школа о признании бездействия в части неисполнения требований статьи 212 ТК РФ о проведении аттестации рабочих мест незаконным, об обязании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Вавожского района проведена проверка в Муниципальном образовательном учреждении <адрес> средняя общеобразовательная школа (далее – МОУ <адрес> СОШ). Проверкой установлено, что в МОУ <адрес> СОШ не проведена аттестация рабочих мест согласно штатному расписанию: ди­ректор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, воспитатель, воспитатель, педагог дополнительного образования, библиотекарь II категории, учитель, учитель, учитель, учитель, учитель, преподаватель организатор ОБЖ, лаборант, рабочий по обслуживанию здания, завхоз, повар, водитель, гардеробщик, сторож, уборщик служебных помещений.

В связи с выявленным нарушением закона прокуратурой Вавожского района ДД.ММ.ГГГГ директору МОУ <адрес> СОШ внесено представление об устра­нении нарушений законодательства об охране труда.

Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ МОУ <адрес> СОШ не принято мер по проведению аттестации указанных выше рабочих мест ввиду от­сутствия необходимых денежных средств.

Статья 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, законодательством РФ возложена на ра­ботодателя (ст. 22 ТК РФ).

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопас­ных условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя, при этом работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с по­следующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31.08.2007 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по услови­ям труда (далее Порядок).

В соответствии с п. 1 указанного Порядка - Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей, в том числе юридических лиц, по проведению аттестаций рабочих мест по услови­ям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.

Согласно п. 1 указанного Порядка, аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Проведение аттестации необходимо в связи с тем, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: контроля состояния усло­вий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифици­рованными средствами индивидуальной и коллективной защиты; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по за­щите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и пола­гающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работни­кам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной серти­фицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными норма­ми; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране тру­да государственным нормативным требованиям охраны труда; расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на про­фессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; обосно­вания ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в тру­довой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда.

Кроме того, результаты аттестации рабочих мест, используются в целях обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении адми­нистративного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, произ­водственного оборудования, участков; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления от­дельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников.

Таким образом, без проведения аттестации рабочих мест невозможно не только надлежащим образом обеспечить безопасные условия и охрану труда работников предприятия, но и оплату труда. Тем самым нарушается еще один кон­ституционный принцип (п. 3 ст. 37 Конституции РФ) на получение вознаграждения за труд, каждый работник имеет право на получение справедливой заработной пла­ты (ст. 2 ТК РФ).

Проверка соблюдения требований безопасности и охраны труда показала, что МОУ <адрес> СОШ не обеспечивает безопасных условий труда, наруша­ет требования статей 22, 212 Трудового кодекса РФ о проведении аттестации рабо­чих мест.

В силу ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здо­ровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального проку­рора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с фе­деральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Круг лиц, аттестация рабочих мест которых не проведена, постоянно меня­ется. На одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица, круг лиц невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве заинте­ресованного лица (либо истца), указать в решении, а также решить вопрос о пра­вах и обязанностях каждого лица при разрешении дела. Кроме того, аттестация ра­бочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом ра­бочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования к ответчику, просил признать бездействие Муниципального образовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа в части неисполнения требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации о проведении аттестации рабочих мест незаконным; обязать МОУ <адрес> СОШ в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию рабочих мест в соответствии со штатным расписанием, настаивал на их удовлетворении.

Представитель МОУ <адрес> СОШ, извещенной о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Из представленного заявления МОУ <адрес> СОШ следует, что ответчик просит рассмотреть дело без участия его представителя, требования прокурора признает.

В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания, и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Согласно ч. 4 ст. 198 в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

По данному гражданскому делу суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы иных лиц.

В соответствии со ст. 103 ГК РФ, ст. 333.19 п. 1 подп. 3 НК РФ с МОУ <адрес> СОШ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей, от уплаты которой прокурор, предъявивший исковое заявление, был освобожден в силу закона (ст. 333.36 п. 1 подп. 9 НК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению <адрес> средняя общеобразовательная школа удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа в части неисполнения требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации о проведении аттестации рабочих мест незаконным.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение <адрес> средняя общеобразовательная школа в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию следующих рабочих мест: ди­ректор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по воспитательной работе, старший вожатый, воспитатель, воспитатель, воспитатель, педагог дополнительного образования, библиотекарь II категории, учитель, учитель, учитель, учитель, учитель, преподаватель организатор ОБЖ, лаборант, рабочий по обслуживанию здания, завхоз, повар, водитель, гардеробщик, сторож, уборщик служебных помещений.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения <адрес> средняя общеобразовательная школа государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий судья: А.А.Асеткин