иск прокурора к администрации муниципального образования о признании незаконным в отказе в предоставлении жилого пормещения из числа детей-сирот



Дело № 2-143-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Вавож 7 июня 2011 года

Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Борисова В.Т.

При секретаре Бурковой О.В.

С участием помощника прокурора Вавожского района УР Цвяшко Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Башкова И. А. к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения; об обязании включить Башкова И. А. список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей; об обязании предоставить Башкову И. А. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики,

Установил:

Прокурор Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Башкова И. А. обратился в суд с указанным иском к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики, ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что прокурорской проверкой обращения Башкова И.А. установлено, что ре­шением Вавожского районного суда УР от 02.11.1995 г. одинокая мать Башкова Т. Н. лишена родительских прав в отношении сына Башкова И. А. 16.11.1982 года рождения. Решением исполкома Какможского сельского совета Вавожского района УР от 19.01.1994 г. «О назначении опекунства» опекуном оставшегося без по­печения родителей Башкова И.А. назначена Киршина Л. Н.. Реше­нием Вавожского районного суда УР от 02.11.1995 г. несовершеннолетний Башков И.А. был оставлен на попечении Киршиной Л.Н. после лишения роди­тельских прав его одинокой матери. В период с 19.01.1994 г. по 01.09.2001 г. Башков И.А. как ребенок-сирота находился под опекой Киршиной Л.Н., а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в Ярском педагогическом колледже в п. Яр УР и находился на пол­ном государственном обеспечении. При устройстве несовершеннолетнего Башкова И.А. как оставшегося без попечения родителей жилое помещение за ним не было закреплено. В связи с отсутствием у Башкова И.А. закрепленного за ним жилого по­мещения его опекун Киршина Л.Н. обращалась в орган опеки и попечительства - администрацию Вавожского района с просьбой о предоставлении Башкову И.А. жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако данное обращение о предоставлении жилого по­мещения в администрации Вавожского района не было зарегистрировано, в связи с чем Башков И.А. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сироты, жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, Башков И.А. не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сиро­ты и не состоит в списке для получения жилья.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 37 действовавшего на тот момент и утратившего си­лу с 01.03.2005 г. Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что гражда­нам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у род­ственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, ес­ли им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60), жилое помещение предоставляется вне очереди.

Пунктом 3 статьи 60 ЖК РСФСР устанавливалось, что жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами в случае помещения де­тей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учре­ждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помеще­нии, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это по­мещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совер­шеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечите­лей), они обеспечиваются жилой площадью исполнительным комитетом мест­ного Совета народных депутатов (пункт 2 статьи 37 ЖК РСФСР).

Таким образом, законодательством, действовавшим на момент устройст­ва оставшегося без попечения родителей Башкова И.А., предусматривалось его право на получение жилого помещения вне очереди и обязанность органа мест­ного самоуправления обеспечить Башкова И.А. жилой площадью, как не имеющего закрепленного за ним жилого помещения.

Однако право Башкова И.А. на получение жилого помещения вне очере­ди было нарушено, более того, Башков И.А. не был поставлен на учет в качест­ве нуждающегося в получении жилого помещения несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной под­держке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декаб­ря 1996 года 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры соци­альной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнитель­ных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, ос­тавшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (по­печительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после оконча­ния пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образо­вания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Фе­дерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных соци­альных норм.

Как следует из ст. 33 ЖК РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных усло­вий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включе­ния в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включают­ся в отдельные списки.

Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР и Удмуртского облсовета профсоюзов от 30.08.1984 г. № 231 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР, которые действовали на территории Удмуртии до 26.12.2003 г.

Данными правилами было установлено, что для принятия на учет граж­данином подается заявление. Данное заявление регистрируется в Книге регист­рации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жи­лищных условий, которая ведется по установленной форма (п. 11); учет граж­дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому спи­ску, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помеще­ний.

Жилищные правоотношения носят длящийся характер, в связи с этим граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предостав­ления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют пра­во состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам со­циального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ (ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Вместе с тем, непостановка Башкова И.А. в 2004 году при наличии к тому оснований на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, вследствие чего ему ранее не было предоставлено жилое помещение как ребенку-сироте, повлекли необоснованный отказ в постановке его на учет в 2011 году.

Отказ администрации МО «Вавожский район» в предоставлении жилого помещения (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) мотивирован положениями п. 5 ст. 5 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которого за по­лучением жилья во внеочередном порядке могут обратиться дети-сироты и де­ти, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявившие о своем праве в возрасте до 23 лет, а Башков И.А. обратился за получением жилья после достижения им возраста 23 лет.

По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Обстоятельство достижения Башковым И.А. возраста, превышающего предел в 23 года, установленный законом, не может являться основанием для лишения его права на жилье, которое гарантировано жилищным законодатель­ством.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Россий­ской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах го­сударственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005 г., по до­говору социального найма предоставляется жилое помещение государственно­го или муниципального жилого фонда.

Статья 57 части 1 и 2 ЖК РФ устанавливает, что жилые помещения пре­доставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жи­лых помещениях, а детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родите­лей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по воз­вращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне оче­реди.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гаран­тиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ дополнительные гарантии для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к расход­ным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 5 ч. 1 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах ме­стного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Администрация МО «Вавожский район» в силу ч. 1 ст. 15 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей" наделена государственными полномочия­ми по внеочередному обеспечению детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по со­циальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро­дителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Башков И.А. согласно справке МО «Нюрдор-Котьинское» проживает по адресу: УР, <адрес>, где зарегистрирован временно в жилом помещении, предоставленном ему семьей его невесты. Жилое помещение ему в настоящее время по договору социально­го найма не предоставлено.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном вве­дении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 ста­тьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъ­екта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливают­ся законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расход­ным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на на­рушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гаран­тиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреп­ленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установ­ленных социальных нормативов после окончания пребывания в образователь­ном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреж­дениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является госу­дарственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Фе­дерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномо­чиями.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены госу­дарственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечи­телей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Воору­женных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обес­печению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам возложена на органы местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ.

Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро­дителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.

Пунктом 2 решения Вавожского районного Совета депутатов от 24.04.2009 N 244 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 (двенадцати) квадратных метров общей пло­щади жилого помещения.

Из приведенных законоположений следует, что Башков И.А. имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жи­лищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района УР общей пло­щадью не менее 12 кв. м.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального ко­декса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, му­ниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных инте­ресов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если граж­данин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважи­тельным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социаль­ных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Предъявление иска прокурором вызвано защитой жилищных прав граж­данина Башкова И.А. на обеспечение его жилым помещением в муниципальном жилищном фонде.

Истец Башков И.А. в судебном заседании поддержал свои исковые требования к ответчику, просит признать незаконным отказ Администрации МО «Вавожский район» в предоставлении ему жилого помещения; обязать включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей; обязать предоставить ему жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики. В обосновании своих требований пояснил, что проживал с матерью в <адрес>. В 1993 году она продала квартиру и переехала жить вместе с ним в дом, купленный в селе <адрес> УР. С матерью он проживал незначительное время, затем его забрала к себе тетя Киршина Л.Н.. Она стала его опекуном. В 1995 году мать лишили в отношении него родительских прав, умерла она в 2004 году. Кто проживает в доме, купленный матерью, он не знает. При покупке дома мать оформляла его на своего сожителя. До окончания 11 классов жил и воспитывался у тети, затем поступил в <адрес> педагогическое училище, во время учебы в котором находился на государственном обеспечении. Окончил данное учебное заведение в 2004 году, получил подъемные в сумме 27 тысяч рублей. Ему тогда исполнилось 22 года. В декабре 2004 года был призван для прохождения срочной службы в ряды Вооруженных сил РФ. В период прохождения службы также получал повышенное денежное довольствие в размере 900 рублей. Вернулся из армии в 2006 году. Всеми вопросами и документами, связанными с его опекунством, занималась Киршина Л.Н. Сам он в Администрацию Вавожского района с заявлением о предоставлении жилья не обращался. Тетя говорила ему, что он числится в очереди детей, имеющих право на предоставление жилья, под номером 13. В этом году обратился в Администрацию Вавожского района с заявлением о предоставлении жилья, ему сообщили, что в числе очередников его фамилии не имеется. В настоящее время он проживает в чужой квартире, своего жилья у него нет. Полагает, что имеет право на получение жилого помещения как сирота.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования в интересах Башкова И.А. по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации МО «Вавожский район» УР – Березина Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Вавожского района в интересах Башкова И.А. не признала. Пояснила, что Башков И.А. обратился в Администрацию МО «Вавожский район» в феврале 2011 года с заявлением о предоставлении жилья. Ему было отказано, так как он обратился после исполнения ему 23 лет. В Администрации Вавожский район раньше велся один общий журнал, в котором регистрировались все заявления. С 2000 года был сформирован отдельный список опекаемых, в него внесли сведения на детей, зарегистрированных в журнале. Дела всех опекаемых в архив не сдаются, они хранятся в отделе. Каких-либо данных о том, что Башков И.А. и его бывший опекун Киршина Л.Н. обращались с заявлением в Администрацию МО «Вавожский район» не имеется.

Свидетель Киршина Л.А. показала, что в 1993 году была опекуном Башкова И.А., по вопросам, связанным с опекунством, неоднократно приезжала в с. Вавож к Мезриной. В 1996 году была у неё, она ей сообщила, что детям-сиротам стали предоставлять жилье. Во время второй встречи Мезрина Л.В. сказала, что Игорь включен в список и числится в очереди под номером 13, а также то, что четверо детей уже получили квартиры. Какие документы оформляла и подписывала у Мезриной Л.В., она не помнит. Узнав, что Игорь в списке лиц, которые имеют право получить, не значится, была очень этим возмущена.

Свидетель Мезрина Л.В. показала, что работала инспектором по охране прав детства РУНО с 1996 года по 2006 год. Основная работа заключалась в выявлении, учете и контроле над детьми, в отношении которых была установлена опека. Никто кроме неё этой работой не занимался. Опекунам она разъясняла, что вопрос, связанный с предоставлением жилого помещения опекаемым, решается непосредственно через исполком <данные изъяты> приехал с матерью из <адрес>. Она продала там квартиру и поселилась с сожителем в <адрес>. Башкова Т.Н. употребляла спиртные напитки, поэтому Игорь жил у тети Киршиной Л.Н. Ей было предложено оформить на мальчика опеку, она согласилась. В последующем мать по иску органа опеки и попечительства лишили родительских прав. После окончания школы Игорь поступил в <адрес> педагогическое училище. Анкеты составлялись, и список формировался на детей до 2000 года в РУНО. Для регистрации использовалась обычная тетрадь, анкеты хранились в отдельной папке. Некоторые дети ставились на учет в администрации. Администрация подписывала документы, проекты которых составлялись РУНО.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, показания свидетелей, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец Башков И.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родителями являлись: отец - ФИО2, мать – ФИО3.

Судом установлено, что Башков И.А. вместе с матерью проживал в <адрес>. Его мать, продав в 1993 году квартиру, где они проживали, купила и переехала жить вместе с истцом в дом, находящийся в селе <адрес> УР.

Поскольку мать истца не занималась должным образом его воспитанием и содержанием, он жил у своей тети Киршиной Л.Н., проживающей по адресу: УР, <адрес>, п. <адрес>, <адрес>, которая ДД.ММ.ГГГГ была назначена его опекуном. Жилое помещение по месту жительства его матери за ним закреплено не было.

ДД.ММ.ГГГГ Башкова Т.Н. на основании решения Вавожского районного суда УР была лишена родительских прав в отношении своего сына Башкова И.А.

До окончания 11 классов средней общеобразовательной школы истец проживал и воспитывался у своего опекуна - Киршиной Л.Н., затем поступил в <адрес> педагогическое училище, по окончании которого в 2004 году ему исполнилось 22 года.

В декабре 2004 года Башков И.А. был призван для прохождения срочной службы в ряды Вооруженных сил РФ, где проходил службу до 2006 года.

О данных обстоятельствах свидетельствуют пояснения сторон, показания свидетелей, решение Вавожского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение исполкома <адрес> сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего Башкова И.А., его свидетельство о рождении, что сторонами в судебном заседании не оспаривается.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту – Закон № 159-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона № 159-ФЗ, детьми, оставшимся без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Указанная статья также предусматривает, что лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые до исполнения им возраста 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

Таким образом, истец с 16.11.1982 г. по 16.11.2000 г. (достижение 18 лет) относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а с 16.11.2000 г. по 16.11.2005 г. имел статус лица, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, не имеющего закрепленного за ним жилого помещения.

Абзацем 2 п. 1 и п. 2 ст. 8 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.

Согласно ст.37 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии со статьей 33 ГК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.

Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР и Удмуртского облсовета профсоюзов от 30.08.1984 г. № 231 были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР, которые действовали на территории Удмуртии до 26 декабря 2003 года.

Данными правилами было установлено, что для принятия на учет гражданином подается заявление, оно регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (п.11); учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона УР от 06.03.2007 г. № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделены государственными полномочиями по внеочередному обеспечению детей сирот, не имеющих закрепленного жилья, жилой площадью.

Из приведенных норм законов в их взаимосвязи следует, что в рассматриваемом споре на Администрацию МО «Вавожский район» возложена обязанность по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями до достижения ими возраста 23 лет. Из этого следует, что истец, имевший данный статус, имел право на гарантированную государством социальную поддержку по внеочередному предоставлению жилого помещения только до достижения им указанного возраста, путем его обращения либо опекуна с заявлением в орган местного самоуправления.

Указанное обстоятельство связано с тем, что обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Это обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства – участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Истец обратился в Администрацию Вавожского района УР с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения в феврале 2011 года. На момент его обращения ему исполнилось 28 лет. До этого времени он в орган местного самоуправления не обращался.

Письмом Администрации МО «Вавожский район» от ДД.ММ.ГГГГ Башкову И.А. отказано в предоставлении жилого помещения.

Основанием для отказа истцу в предоставлении жилого помещения послужил факт исполнения последнему возраста 23 лет. Представитель ответчика в судебном заседании в обоснование правомерности отказа ссылалась на отсутствие в регистрационном журнале сведений об обращении Киршиной Л.Н. в период её опекунства, а также самого Башкова И.А. до исполнения ему 23 лет к Администрации Вавожского района с заявлением о предоставлении истцу жилого помещения вне очереди.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений.

Истец Башков И.А. в подтверждение своих доводов ссылается на своего опекуна - Киршину Л.А., которая говорила ему о включении его в список для получения жилья, в котором он числился под номером 13.

В судебном заседании из показаний свидетеля Киршиной Л.Н. установлено, что данные обстоятельства ей стали известны со слов Мезриной Л.В., какие документы у неё подписывала, она не помнит. При этом свидетель Мезрина Л.В., работавшая инспектором по охране прав детства РУНО с 1996 года по 2006 год, не смогла подтвердить факт обращения Киршиной Л.Н. в Администрацию Вавожского района с заявлением о предоставлении жилого помещения находившемуся под её опекой Башкову И.А.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Таких доказательств по данному гражданскому делу не установлено.

Сам факт обращения Киршиной Л.Н. к инспектору по охране прав детства РУНО, осуществлявшим функции по выявлению, учету и контролю над детьми, в отношении которых была установлена опека либо попечительство, не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий в силу того, что для предоставления жилого помещения лицам, указанным в Законе № 159-ФЗ, заявления должны подаваться в орган местного самоуправления, то есть Администрацию Вавожского района, на основании которых она выносит соответствующее решение.

Учитывая, что за Башковым И.А. при назначении над ним опекунства жилое помещение закреплено не было, обратился истец к ответчику с заявлением после исполнения ему 23 лет и не представил никаких письменных доказательств своего обращения до указанной даты в орган местного самоуправления, суд считает требования прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Башкова И.А. к Администрации МО «Вавожский район» УР о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения; об обязании включить Башкова И. А. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей; об обязании предоставить Башкову И. А. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Башкова И. А. к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения; об обязании включить Башкова И. А. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей; об обязании предоставить Башкову И. А. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 суток со дня вынесения или в тот же срок со дня составления мотивированной части решения.

Мотивированная часть решения составлена 10 июня 2011 года.

Председательствующий судья: В.Т.Борисов