иск прокурора к муниципальному образованию о предоставлении жилого помещения социального найма лицу из числа сирот



Дело № 2-153-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Вавож 20 июня 2011 года

Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Борисова В.Т.

При секретаре Бурковой О.В.

С участием заместителя прокурора Вавожского района УР Чумаковой О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Пономарева А. В. к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики об обязании предоставить Пономареву А. В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики,

Установил:

Прокурор Вавожского района УР в защиту прав и законных интересов Пономарева А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации МО «Вавожский район» УР об обязании предоставить Пономареву А.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики. В обоснование искового требования ссылается на то, что прокурорской проверкой обращения Пономарева А.В. установлено, что постановлением главы администрации МО «Вавожский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет Пономарева А. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в качестве нуждающегося в жилом помещении» По­номарев А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, не имеющих закрепленного жилого помещения, Пономарев А.В. по­ставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении сироты, в на­стоящее время состоит в списке для получения жилья.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Россий­ской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах го­сударственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнитель­ных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, ос­тавшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после оконча­ния пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образо­вания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Фе­дерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных соци­альных норм.

Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для де­тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном вве­дении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с требованиями пункта 2 ста­тьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъ­екта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Феде­рации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливают­ся законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расход­ным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на на­рушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гаран­тиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреп­ленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установ­ленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреж­дениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является госу­дарственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Фе­дерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномо­чиями.

Статьями 15, 16 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей" полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддерж­ки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой пло­щадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учре­ждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учре­ждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреж­дений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муници­пальное образование "Вавожский район".

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обес­печению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления, но за счет средств субъекта РФ.

Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по со­циальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жи­лищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по дого­вору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, прием­ных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечи­тельства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей", жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро­дителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма. При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.

Пунктом 2 решения Вавожского районного Совета депутатов от 24.04.2009 N 244 "Об установлении учетной нормы площади жилого помеще­ния и нормы предоставления площади жилого помещения по договору соци­ального найма" норма предоставления площади жилого помещения по догово­ру социального найма установлена в размере 12 (двенадцати) квадратных мет­ров общей площади жилого помещения.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения ро­дителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предос­тавляются по месту жительства.

Местом жительства согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Таким образом, истец вправе претендовать на жилое помещение разме­ром не менее 12 кв. м общей площади, расположенное в пределах МО «Вавожский район», вне очереди по договору социального найма.

В нарушение действующего законодательства Пономареву А.В. по окон­чании пребывания в учреждении профессионального образования - Государст­венном образовательном учреждении начального профессионального образова­ния «Профессиональное училище » в <адрес> УР жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено. Решением уполно­моченного органа он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до 23 лет, не имеющих закреп­ленного жилого помещения по Вавожскому району УР, однако до сегодняшне­го дня жилье не предоставлено, чем нарушено право последнего на внеочеред­ное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в Государст­венном образовательном учреждении начального профессионального образова­ния «Профессиональное училище » в <адрес> УР.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Предъявления иска прокурором вызвано защитой жилищных прав Пономарева А.В. на обеспечение его жилым помещением в муниципальном жилищном фонде.

Истец Пономарев А.В. в судебном заседании поддержал исковое требование прокурора к ответчику, просит Администрацию МО «Вавожский район» УР предоставить ему жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковое требование Пономарева А.В. по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Вавожский район» УР – Березина Л.А., действующая на основании доверенности, исковое требование прокурора Вавожского района УР в защиту прав и законных интересов Пономарева А.В. к Администрации МО «Вавожский район» УР об обязании предоставить Пономареву А.В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики, признала, последствия признания иска понятны.

Согласно ст. 39 ч.1 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

В соответствии со ст. 173 ч. 1 ГПК РФ заявление о признании иска заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае если признание иска выражено в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

По данному гражданскому делу суд принимает признание иска Администрацией МО «Вавожский район» УР.

Принимая признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах.

Из материалов дела следует, что истец в связи с ограничением матери в родительских правах и отсутствием законного отца является лицом из числа детей, оставшихся в возрасте до 18 лет без попечения родителей, не имеющим закреп­ленного жилого помещения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены гарантии, в соответствии с которыми дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования органы исполнительной власти по месту жительства обязаны обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Администрация МО «Вавожский район» УР в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона УР от 06.03.2007 г. № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделена государственными полномочиями по внеочередному обеспечению детей сирот, не имеющих закрепленного жилья, жилой площадью.

Частью 1, 2 статьи 4 данного Закона определено, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляется по месту жительства. Жилые помещения предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных нормативными правовыми актами органами местного самоуправления для предоставления жилья по договору социального найма.

Решением Вавожского районного Совета депутатов № 244 от 24.04.2009 г. норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения.

На основании постановления главы Администрации Вавожского района от 14.11.2008 г. № 568 Пономарев А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из сообщения Управления Росреестра по УР № 03/001/2010-823 от 04.03.2010 г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним недвижимого имущества у истца не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое требование прокурора Вавожского района Удмуртской Республики в защиту прав и законных интересов Пономарева А. В. к Администрации муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Вавожский район» Удмуртской Республики предоставить Пономареву А. В. жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди в селе Вавож Вавожского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 12 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных на эти цели из бюджета Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий судья: В.Т.Борисов