Иск к пенсионному фонду РФ по установлению пенсии



Дело № 2-114-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Вавож 27 мая 2011 года

Вавожский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Борисова В.Т.,

при секретаре Бурковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Санниковой Т. Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Вавожском районе Удмуртской Республики о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы воспитателем в детском комбинате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы воспитателем в детском комбинате «Березка» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Санникова Т.Н. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Вавожском районе Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФ, ответчик) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику за досрочным назначением трудовой пенсии по старости как педагогический работник, отработавший в учреждениях для детей не менее 25 лет. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в назначении пенсии, основываясь на том, что ее стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составляет лишь 12 лет 6 месяцев 6 дней. Из педагогического стажа ответчик исключил период работы воспитателем в детском комбинате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы воспитателем в детском комбинате «Березка» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из-за невыработки нормы часов. Истец просила признать отказное решение незаконным; обязать ответчика включить спорные периоды в стаж педагогической деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости; досрочно назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением - с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать понесенные ею судебные расходы, при этом истец обосновывает свои требования следующим:

- периоды работы воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях под наименованием «детский комбинат» должны быть зачтены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с указанным Списком к лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, относится воспитатель. К государственным и муниципальным учреждениям для детей относятся дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований.

Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установлено, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в вышеназванном Списке. Пункт 13 данных Правил к образовательным учреждениям, работа в которых дает право на получение пенсии за выслугу лет, относит детские сады всех наименований.

В ст.12 Федерального закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» закреплены общие признаки образовательного учреждения. К ним относятся дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных. В соответствии со ст. 55 указанного Закона педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. № 677, дошкольные образовательные учреждения - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. В типовом положении среди видов дошкольных образовательных учреждений предусмотрены детские сады.

Обязанности воспитателя детского комбината были идентичны с основными обязанностями воспитателя детского сада «Березка», где в настоящее время работает истец. Обязанности не зависели от наименования учреждения;

- период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда, по мнению УПФ, истцом не выработана норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, также должен быть зачтен в специальный стаж, так как в соответствии со ст. 6 ТК РФ Президиум Государственного Совета и Правительства УР вынесло Постановление от 29.09.1995г. № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», пунктом 4 которого воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю. Несмотря на снижение педагогической нагрузки, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд, производились в полном размере от полной ставки заработной платы.

- обращение истца к квалифицированному юристу с целью защиты своих интересов в суде было вынужденной мерой, оплата услуг юриста подтверждается представленными документами.

В судебном заседании:

Истец Санникова Т.Н. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в 1985 году окончила педагогическое училище. С ДД.ММ.ГГГГ начала свою трудовую деятельность в должности воспитателя детского комбината , находящегося в ведении Устиновского ремзавода ПО «Удмуртавторемонт» <адрес>. Детский комбинат располагался по адресу: <адрес>. Уволилась ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию в связи с переменой места жительства - переездом в <адрес>. В период работы в детском комбинате она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, так называемом «декретном отпуске». Детский комбинат выполнял функции детского сада - осуществлял воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Она как воспитатель занималась воспитанием и обучением детей дошкольного возраста. Ее должностные обязанности включали следующее: проведение зарядки, прогулка, сон, занятия и т.д. Работали воспитатели в 2 смены. В детском комбинате было 16 групп, 8 из которых относились к ясли-саду, другие 8 - к детскому саду. В связи с тем, что она уволилась в 1987г., ей неизвестно, когда именно детский комбинат из ведения завода был передан в ведение Управления дошкольного образования и воспитания Администрации <адрес>, но в настоящее время по адресу: <адрес> расположено детское дошкольное учреждение - МДОУ ясли-сад № 250. Пригласить в качестве свидетелей бывших коллег по детскому комбинату она не смогла, так как весь штат с того времени сменился, включая заведующую.

ДД.ММ.ГГГГ она устроилась на работу воспитателем детского комбината <адрес>, где и работает по настоящее время. Детский комбинат находился на балансе районного отдела народного образования. В 2000 году наименование учреждения сменилось на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка» <адрес>. Но подведомственность учреждения не изменилась. Также не изменился адрес расположения учреждения, он не был изменен. В связи с переименованием учреждения ничего не изменилось, - ни способ начисления и размер заработной платы, ни планы работ. Её должностные обязанности также не изменились - она продолжала проводить занятия по утвержденному плану в группе. Оплата труда производилась в детском комбинате и в детском саду по одной тарифной сетке. Все изменения были внешними. Функции, условия и характер деятельности учреждения и всех сотрудников оставались неизменными. Предметом деятельности учреждения всегда являлось воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Детский комбинат <адрес>, переименованный в детский сад, всегда выполнял функции дошкольного образовательного учреждения, независимо от перемен его названия. Она, будучи воспитателем, осуществляет воспитание детей в соответствии с программой воспитания и обучения детей в детском саду, организует и проводит занятия и т.п. Те же функции она выполняла, работая в этом же учреждении под вывеской «детский комбинат».

Дополнила, что работа в обоих детских комбинатах была идентичной, включала в себя осуществление образовательной и оздоровительной работы с учетом возрастных особенностей детей; присмотр за вверенными детьми, изучение особенностей развития детей, состояние их здоровья; организацию с учетом возраста воспитанника, его работы по самообслуживанию, соблюдение требований безопасности жизнедеятельности; проведение мероприятий по адаптации детей в коллективе, подготовку и проведение родительских собраний, консультаций для родителей.

Что касается периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то в этот период была снижена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы с 36 часов до 30. Хотя норму нагрузки снизили, но заработная плата осталась прежней, обязанности - те же.

Представитель истца Шишкин А.А., действующий на основании устного заявления истца, в порядке части 6 статьи 53 ГПК РФ, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – Кадесникова О.В., действующая на основании доверенности без № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, исковые требования Санниковой Т.Н. не признала, просила оставить их без удовлетворения. При этом пояснила, что за досрочным назначением трудовой пенсии по старости истец обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было обоснованно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального трудового стажа. По представленным документам специальный педагогический стаж Санниковой Т.Н., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, на момент обращения составил 12 лет 6 месяцев и 6 дней.

При этом в отказном решении допущена описка: период, в течение которого истцом не выработана норма часов указан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вместо правильного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В стаж педагогической деятельности не были включены периоды работы в детских комбинатах и период, когда истцом не была выработана норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Наименование учреждения «детский комбинат» отсутствует в разделе «Дошкольные образовательные учреждения» Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 (далее по тексту - Список должностей и учреждений). Тождественность наименований учреждений «детский сад» и «детский комбинат» не установлена нормативными правовыми актами. Постановлением Правительства РФ от 03.04.203г. № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений» воспитателям дошкольных образовательных учреждений по всей РФ продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- согласно диплому ЗТ-1 Санникова Т.Н. (Широбокова) имеет среднее специальное образование по специальности воспитание в дошкольных учреждениях. Смена фамилии подтверждается свидетельством о заключении брака серия I-НИ от ДД.ММ.ГГГГ

- Санникова Т.Н. согласно записям трудовой книжки имеет следующие периоды работы:

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель детского комбината ,

ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - воспитатель детского комбината <адрес>,

ДД.ММ.ГГГГ- по настоящее время - воспитатель МДОУ детский сад «Березка» <адрес>.

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Санниковой Т.Н. предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ Санникова Т.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> Удмуртской Республики с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости.

- Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Вавожском районе Удмуртской Республики за от ДД.ММ.ГГГГ Санниковой Т.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку было установлено, что стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, у нее менее 25 лет и составляет 12 лет 6 месяцев 6 дней. Этим же решением истице отказано во включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:

- периода работы воспитателем детского комбината с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 16 дней);

- периода работы воспитателем детского комбината <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 8 месяцев 14 дней);

- период не выработки нормы часов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 13 дней) (с учетом технической ошибки, признанной представителем ответчика).

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Суд считает требования истца Санниковой Т.Н. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статья 27).

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 настоящего Федерального закона возраста лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, норма, содержащаяся в п.4 ст.30 ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ.

На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком ее заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца в учреждениях для детей составляла более 25 лет.

При этом суд признает, что периоды работы истца воспитателем детских комбинатов подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы, подлежащего, по мнению истца, в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Доводы представителя ответчика о том, что тождество учреждений «детский сад» и «детский комбинат» компетентным органом не установлено, не влияют на выводы суда. Соответствующая правовая позиция о возможности разрешения судом вопроса о тождественности должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, изложена в определениях Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 г. N 81-О, от 18.06.2004 г. N 197-О и п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". Доводы ответчика о невозможности в данном случае установления тождественности наименования учреждений, так как учреждение не было предусмотрено нормативными правовыми актами, устанавливающими право на пенсию, основаны на неправильном применении и толковании указанных судебных актов Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ, и судом не принимаются во внимание.

Факт работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем детского комбината , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - воспитателем детского комбината <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - воспитателем детского сада «Березка» <адрес> подтверждается записями в трудовой книжке и представителем ответчика не оспаривается.

Согласно действующему на день обращения истца с заявлением о назначении пенсии Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее по тексту - Список), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее по тексту - Правила), в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (детских садов всех наименований; центра развития ребенка - детского сада; яслей-сада (сада-яслей); детских ясель) засчитывается в специальный стаж работы. При этом периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000г. работы засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (пункт 4 Правил).

Согласно пункту 13 Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.

Законодатель действие вышеназванных Списка и Правил распространил на ранее имевшие место отношения.

Наименование учреждения «детский комбинат» не было предусмотрено ни одним нормативным правовым актом, регулирующим деятельность детских дошкольных образовательных учреждений, то есть являлось произвольным.

В соответствии с Законом СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для воспитания детей дошкольного возраста и оказания необходимой помощи семье развивалась сеть детских яслей, детских садов, детских яслей-садов общего и специального назначения и других детских дошкольных учреждений. Детские дошкольные учреждения организовывались исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями и осуществляли свою деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР (статья 15).

При этом педагогическое руководство и обеспечение педагогическими работниками детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляло Министерство просвещения СССР, министерства просвещения союзных и автономных республик и их местные органы (статья 17).

В соответствии с Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 119, которое распространялось на все типы дошкольных учреждений, расположенных на территории РСФСР, дошкольное учреждение обязано было обеспечивать уход, присмотр, оздоровление, воспитание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основными функциями дошкольного учреждения являлись: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка; забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка (пункт 4).

В соответствии с п. 10 Приказа Минпроса СССР от 16.05.1985 N 94 (ред. от 08.06.1990) "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение профессий" образование учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников определяется на основании дипломов, свидетельств, аттестатов или удостоверений об окончании учебного заведения независимо от специальности, которую они получили по окончании учебного заведения (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено).

На основании п. 32 Приказа Минпроса СССР от 29.01.1985 N 16 "О введении Положения о детском дошкольном учреждении" круг обязанностей работников детского дошкольного учреждения устанавливает заведующий детским дошкольным учреждением в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и квалификационными характеристиками.

Согласно постановлению Госкомтруда СССР от 07.01.1977 N 3 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений" в должностные обязанности воспитателя детского сада (яслей-сада) входит организация и проведение работы по всестороннему гармоничному развитию и воспитанию детей, подготовка их к обучению в школе, изучение индивидуальных особенностей детей, планирование учебно-воспитательной работы, обеспечение выполнения установленного для детей режима дня, ведение работы с родителями по вопросам воспитания детей в семье. Квалификационные требования. Высшее или среднее специальное образование.

Из пояснений истца следует, что ее деятельность в периоды работы воспитателем детского комбината Устиновского ремонтного завода ПО «Удмуртавторемонт» и воспитателем детского комбината <адрес> была идентичной, включала в себя осуществление образовательной и оздоровительной работы с учетом возрастных особенностей детей; тщательный присмотр за вверенными детьми, изучение особенностей развития каждого ребенка, состояние его здоровья; организацию с учетом возраста воспитанника, его работы по самообслуживанию, соблюдение требований безопасности жизнедеятельности; проведение мероприятий по адаптации детей в коллективе, подготовку и проведение родительских собраний, консультаций для родителей.

Согласно материалам дела выполняемые истцом функции в детских комбинаха соответствуют должностным обязанностям воспитателя дошкольных групп МДОУ детский сад комбинированного вида <адрес>, должностным обязанностям воспитателя детского сада «Березка», а также квалификационным характеристикам воспитателя детского сада (яслей-сада), утвержденным постановлением Госкомтруда СССР от 07.01.1977 N 3.

Согласно материалам дела по адресу <адрес>, где был расположен детский комбинат , в настоящее время находится МДОУ ясли-сад № 250, учредителем которого является Управление дошкольного образования и воспитания Администрации <адрес>. Учреждение обеспечивает уход и присмотр за детьми дошкольного возраста с 1 до 7 лет, их воспитание и обучение.

Доводы истца подтверждаются следующими материалами дела:

- данными трудовой книжки Санниковой Т.Н.,

- техническим паспортом детского комбината, расположенного по адресу: <адрес>,

- книгой по счету «Расчеты с рабочими и служащими» детского комбината на 1987г.;

- Уставом МДОУ ясли-сад № 250 от 1999г.;

- должностной инструкцией воспитателя дошкольных групп;

- штатным расписанием МДОУ «детский сад комбинированного вида » от ДД.ММ.ГГГГ,

- справкой о периодах работы на предприятии от ДД.ММ.ГГГГ ;

- архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ;

- архивной выпиской из протокола заседания исполкома Вавожского райСовета народных депутатов УАСССР от ДД.ММ.ГГГГ;

- справкой от ДД.ММ.ГГГГ о заработках истца;

- штатными расписаниями детского сада «Березка»;

- должностной инструкцией воспитателя детского сада «Березка».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что истец Санникова Т.Н. в спорные периоды выполняла работу воспитателя детского дошкольного образовательного учреждения.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что фактически детские комбинаты, в которых протекала деятельность истца в спорные периоды, являлись детскими дошкольными образовательными учреждениями - детскими садами.

Согласно действовавшему в спорный период постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» и «Временному положению о дошкольном учреждении - ясли-саде», утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 08 марта 1960 года, существовавшие на тот период детские дошкольные учреждения «ясли» и «детский сад» были объединены в единое детское дошкольное учреждение «ясли-сад». Указанное наименование детского дошкольного учреждения существовало до утверждения постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995 года № 677 «типового положения о дошкольном образовательном учреждении», которым были предусмотрены также и иные наименования дошкольных образовательных учреждений, в том числе детские сады.

В Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства, утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР ДД.ММ.ГГГГ детский комбинат считался дошкольным воспитательным учреждением (код 92400) и разновидностью детских садов, яслей, садов-яслей.

Таким образом, в трудовой книжке истца наименование учреждения в спорные периоды работы записаны неверно, в связи с чем, с учетом позиции, изложенной в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» суд вправе установить тождество работы истца протекавшей в детских комбинатах работе в детском саду-яслях.

Анализ содержания представленных документов позволяет сделать вывод о тождественности целей и задач, для реализации которых были созданы детский комбинат и детский сад. Деятельность указанных учреждений дошкольного образования для детей связана с воспитанием, обучением, развитием, оздоровлением детей в возрасте до 7 лет по месту их жительства. Об этом свидетельствует также и сохранение в прежнем неизменном виде наименования должности истца. Обозначение детского дошкольного учреждения «детский сад» неверным наименованием «детский комбинат» не отразилось на выполняемых истцом функциях музыкального руководителя.

С учетом совокупности изложенного суд приходит к выводу о том, учреждения, в которых истица работала в спорные периоды, фактически являлись детскими садами и имели профиль детского дошкольного образовательного учреждения, в связи с чем требование истца Санниковой Т.Н. о включении в ее стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детских комбинатов подлежит удовлетворению.

Также суд считает, что периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.

До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законом о труде в РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Поэтому периоды нахождения Санниковой Т.Н. в отпуске по уходу за ребенком должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.

Подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в который истцом выработана норма часов педагогической работы за ставку заработной платы в размере 30.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении № 18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении за № 320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку спорному периоду, не зачтенному ответчиком в стаж педагогической деятельности истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими во время них нормативными правовыми актами.

Постановлением Правительства и Государственного Совета Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений», которым норма рабочего времени воспитателей дошкольных учреждений с 1 января 1996 года снижена до 30 часов. Довод ответчика о несоответствии нормативного акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству суд не принимает во внимание в силу того, что это нарушит пенсионные права истца.

Постановление Правительства и Государственного Совета Удмуртской Республики от 29.09.1995г. № 82/258 принято в пределах их компетенции, предоставленных пунктами 9 и 14 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» и ст. 6 ТК РФ.

Защищая право истца на пенсионное обеспечение, суд не нарушил права Пенсионного фонда, поскольку работодателем уплачены все требуемые законом взносы и основное правило о необходимости выполнения педагогической нагрузки на тот момент установленный работодателем, истицей выполнено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При включении в специальный стаж работы по специальности Санниковой Т.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на ДД.ММ.ГГГГ 12 лет 6 месяцев 6 дней, периода работы в детском комбинате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 16 дней), периода работы в детском комбинате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 8 месяцев 14 дней) и периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 13 дней) - он составит 25 лет 19 дней, что позволяет принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости со дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Вавожском районе Удмуртской Республики за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Санниковой Т.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и необоснованным, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении трудовой пенсии по старости со дня обращения за ее назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Санниковой Т. Н. удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Вавожском районе Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за об отказе Санниковой Т. Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики включить в специальный стаж работы, дающий Санниковой Т. Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста, период работы в должности воспитателя в детском комбинате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики включить в специальный стаж работы, дающий Санниковой Т. Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста, период работы в должности воспитателя в детском комбинате «Березка» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики включить в специальный стаж работы, дающий Санниковой Т. Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Березка» с педагогической нагрузкой 30 часов в неделю.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вавожском районе Удмуртской Республики назначить Санниковой Т. Н. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Вавожском районе Удмуртской Республики в пользу Санниковой Т. Н. расходы по оплате услуг представителя в сумме 3000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Вавожский районный суд УР в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья В.Т.Борисов