Гражданское дело по иску об установлении ежемесячной доплаты к пенсии



Дело № 2-122/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Липин Бор Вологодской области 11 августа 2010 года

Вашкинский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Васильевой Е.Э.,

при секретаре Васильевой О.С.,

с участием истца Афоничевой Г.Л.., представителя ответчика Шиловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афоничевой Г.Л. к администрации ... района об установлении ежемесячной доплаты к пенсии и взыскании задолженности по доплате к пенсии

у с т а н о в и л :

Афоничева Г.Л. обратилась в суд с иском к Администрации ... района об установлении ежемесячной доплаты к пенсии и взыскании задолженности по доплате к пенсии.

В обоснование своих требований указала, что в период с хххх года по хххх года осуществляла полномочия Главы ... района. Исполнение обязанностей ею прекращено в связи с истечением срока полномочий на основании распоряжения Администрации ... района от 21 октября 2009 года № --- в соответствии с ч.З ст.40 ФЗ РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.4 ст.30 Устава ... района. хххх года ей в соответствии со ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ФЗ « О государственном обеспечении в РФ», назначена пенсия по старости, выдано удостоверение № ---

Законом Вологодской области от 26 декабря 2007года № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» главам муниципальных образований установлены гарантии в виде доплаты к пенсии. Пункт 1 статьи 3 данного Закона предусматривает, что доплата к пенсии устанавливается со дня обращения при условии прекращения полномочий главы муниципального образования и только после назначения пенсии по старости. Размер доплаты к пенсии составляет 55% от размера заработной платы на момент прекращения полномочий главы муниципального образования (п.1 ст.4 Закона).

Согласно п.2 ст.4 вышеназванного Закона области порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии определяется представительными органами муниципальных образований. Представительным органом Вашкинского муниципального района порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии не установлен. Поскольку доплата к пенсии является гарантией осуществления полномочий глав муниципальных образований и установлена Законом Вологодской области, она имеет установленное законом право на ежемесячное получение доплаты пенсии в размере 55% заработной платы со дня обращения. хххх года она обратилась с письменным заявлением о назначении ей доплаты к пенсии на имя главы ... района. Администрацией района ей было отказано в установлении доплаты к пенсии со ссылкой на то, что порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии Представительным собранием ... района не определен. Данный отказ Администрации ... района является неправомерным, так как, исходя из буквального толкования положений Закона Вологодской области, следует, что доплаты к пенсии лицу, прекратившему полномочия главы муниципального образования и являющегося пенсионером по старости, устанавливается со дня обращения с соответствующим заявлением на установление доплаты. Законодатель не связывает право на получение доплаты с моментом утверждения представительным органом порядка назначения и выплаты доплаты к пенсии.

Просит установить ей с хххх года ежемесячную доплату к пенсии в размере 55% от размера заработной платы на момент прекращения полномочий Главы ... образования за счет средств бюджета ... образования, взыскать с Администрации ... образования за счет средств ... бюджета доплату к пенсии за период с хххх года по хххх года в сумме 114 224 рубля 35 копеек, обязать Администрацию ... района ежемесячно выплачивать ей доплату к пенсии в размере 35 327 рублей 12 копеек за счет средств ... бюджета.

В судебном заседании истец Афоничева Г.Л. исковые требования частично изменила в части размера доплаты к пенсии и суммы задолженности, окончательно просила взыскать с администрации ... района за счет средств муниципального бюджета задолженность по доплате к пенсии за период с хххх года по хххх года включительно в сумме 332 855 рублей 67 копеек и обязать администрацию ... района выплачивать ей ежемесячную доплату к пенсии в размере 55 процентов заработка на момент прекращения полномочий Главы ... образования за счет средств бюджета ... образования в сумме 36049 рублей 35 копеек, начиная с хххх года.

В обоснование размера суммы ежемесячной доплаты к пенсии пояснила, что при исчислении данной суммы взяла в расчет 55% от суммы заработка (должностного оклада со всеми надбавками и районным коэффициентом ) за последний полностью отработанный месяц ( август 2009 года) с учетом 1/12 части от суммы иных выплат, фактически полученных ею за предшествующие 12 месяцев : материальной помощи в размере 2-х должностных окладов, единовременной выплаты к отпуску в размере одного должностного оклада и единовременной премии в сумме 29640 рублей. Полагает, что материальная помощь, фактически выплаченная ей в мае и в сентябре 2009 года в размере должностного оклада, а также полагающаяся к отпуску в размере должностного оклада, входит в денежное содержание главы района в соответствии Положением о регулировании вопросов оплаты труда выборных должностных лиц и поэтому должна учитываться при исчислении доплаты к пенсии в размере 1/12 части. Также в соответствии с подп.8 п.2.3. этого же Положения к дополнительным выплатам относится единовременная премия в сумме 29640 рублей, выплаченная ей в декабре 2008 года.

Представитель ответчика Шилова Е.С. исковые требования не признала и суду пояснила, что Законом Вологодской области от 26 декабря 2007 года №1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» в качестве гарантии предусматривается доплата к пенсии лицам, замещающим должность Главы муниципального района, в размере, порядке и на условиях, определенных областным законодательством. Этим же законом определено, что порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии, установленной настоящим законом области, определяется представительными органами муниципальных образований области, в ... районе - Представительным Собранием. Поскольку порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии не принят Представительным Собранием, администрация района не может его утвердить своим решением и повлиять на решение коллегиального органа, соответственно назначить истице доплату к пенсии, в связи с чем считает отказ Афоничевой Г.Л. в установлении доплаты к пенсии правомерным. Бюджет ... района является дотационным на 89 %, собственными являются только 11% доходов бюджета. Считает, что положения ст.4 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ возлагают на бюджет муниципального образования дополнительные расходы, не подкрепленные финансовыми ресурсами, необходимыми для предоставления гарантий. Размер ежемесячного денежного содержания Афоничевой Г.Л. за полностью отработанный месяц на момент прекращения ее полномочий составлял 58457 рублей 49 копеек, в том числе должностной оклад 14820 руб., ежемесячных надбавок к должностному окладу : за выслугу лет в сумме 4446,0 рублей, за особые условия муниципальной службы в сумме 14820 рублей, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – 8892 рублей, ежемесячное денежное поощрение в сумме 7854 рубля 60 копеек, районный коэффициент в сумме 7624 рубля 89 копеек. Включенные Афоничевой Г.Л. в размер заработка для исчисления доплаты к пенсии 1/12 часть от суммы материальной помощи в размере 3 должностных окладов и единовременной премии, как указано в представленном истицей расчете, не должны учитываться при определении доплаты к пенсии, поскольку выплата материальной помощи не связана с трудовой деятельностью, ее выплата производится по решению руководителя. Также при исчислении доплаты не должна учитываться единовременная премия в сумме 29 640 рублей, поскольку она носит разовый характер, выплачена в декабре 2008 года в соответствии с распоряжением Главы ... района № 211-р от 27.11.2008 года как дополнительное денежное поощрение и не входит в денежное содержание выборного должностного лица в соответствии с Положением о регулировании вопросов оплаты труда.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Афоничева Г.Л. хххх года была избрана главой ... района Вологодской области на срок 4 года и в этой должности работала до хххх года, прекратив свои полномочия в связи с не избранием ее на новый срок.

хххх года, в соответствии с Законом Вологодской области №1728-03 от 26 декабря 2007 года «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области», она обратилась к главе Администрации района с заявлением об установлении ей доплаты к получаемой трудовой пенсии по старости.

хххх года в ее адрес направлен отказ в назначении доплаты к пенсии в связи с тем, что Представительным собранием Вашкинского района не определен порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии. С хххх года Афоничева Г.Л. является получателем пенсии по старости, назначенной ей в связи с достижением возраста 55 лет, назначенной в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законом Вологодской области от 26.12.2007 № 1728-ОЗ « О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области», принятым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены отдельные гарантии осуществления полномочий главами муниципальных образований области. В соответствии со ст.1 указанного закона такими гарантиями является установление в порядке и на условиях, определяемых настоящим законом области, доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области. Указанные гарантии устанавливаются уставами муниципальных образований области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим законом области.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Устава ... района Вологодской области Главе района устанавливаются следующие гарантии : при прекращении полномочий главы района по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, устанавливается доплата к пенсии. Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии определяется решением Представительного Собрания в соответствии с законодательством Вологодской области. Финансирование гарантий, установленных главе района, осуществляется за счет средств бюджета ... района.

В соответствии со ст.4 Закона Вологодской области от 26.12.2007 № 1728-ОЗ « О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» доплата к пенсии устанавливается в размере 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования

Таким образом, Уставом ... района в соответствии с федеральным законодательством (Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и Законом Вологодской области от 26.12.2007 № 1728-ОЗ « О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» установлена гарантия – доплата к пенсии главе района при прекращении полномочий по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в порядке, определяемом законодательством Вологодской области. Этим же пунктом Устава предусмотрен источник финансирования гарантии - средства бюджета ... района. В связи с изложенным суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика в той части, что законом субъекта на бюджет муниципального образования возложены дополнительные расходы без передачи финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления.

Афоничева Г.Л. получает пенсию по старости, назначенную в соответствии со ст.7 федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», кроме того, является получателем ежемесячной денежной выплаты ( ЕДВ) по категории «Ветеран труда» в соответствии с Законом Вологодской области № 1285-ОЗ от 01.06. 2005 « О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», а также ей назначена и выплачена ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива и сжиженного газа за 2007 -2010 года из средств областного бюджета. Получателем иных денежных выплат, указанных в ч.3 ст.3 Закона ВО № 1728 –ОЗ, при которых доплата к пенсии в соответствии с настоящим законом области не назначается, истица не является.

Таким образом, Афоничева Г.Л. имеет право на получение доплаты к пенсии в размере 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения ею полномочий главы муниципального образования, независимо от того, что в ... районе не принят порядок обращения, назначения и выплаты такой доплаты.

При определении размера доплаты суд исходит из того, что в соответствии с п.2.2. Положения о регулировании вопросов оплаты труда выборных должностных лиц и должностных лиц органов местного самоуправления ... района, утвержденного решением Представительного Собрания ... района от хххх --- (далее Положение ), денежное содержание должностного лица состоит из месячного должностного оклада в соответствии с замещаемой им муниципальной должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, указанных в п.2.3. Положения, районного коэффициента ( п.2.4. Положения).

Как следует из исследованных в судебном заседании выписки из лицевого счета Афоничевой Г.Л. и справки о размере денежного содержания высшего должностного лица, представленной истцом, размер денежного содержания Афоничевой Г.Л. на момент прекращения полномочий за полностью отработанный месяц составил 58457 рублей 49 копеек и состоял из должностного оклада в размере 14820 руб., ежемесячных надбавок к должностному окладу : за выслугу лет в сумме 4446,0 рублей, за особые условия муниципальной службы в сумме 14820 рублей, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – 8892 рублей, ежемесячного денежного поощрения в сумме 7854 рубля 60 копеек, районного коэффициента в сумме 7624 рубля 89 копеек, что истицей не оспаривается.

Кроме этого, Афоничевой Г.Л. в декабре 2008 года в соответствии с распоряжением Главы ... района № --- от хххх года « О выплате дополнительного денежного поощрения работникам администрации ... района» была выплачена единовременная премия в сумме 29640 рублей. В соответствии с п.2.3. Положения единовременная премия не относится к дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания, поэтому не может быть учтена при определении заработной платы на момент прекращения полномочий.

При определении размера доплаты к пенсии суд не учитывает суммы выплаченной истице материальной помощи, поскольку в соответствии со определениями ст.ст.129 и 164 Трудового кодекса РФ материальная помощь не является оплатой труда, ее выплата не связана с трудовой деятельностью и производится на основании распоряжения руководителя. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы ( в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 № 916) для расчета среднего заработка не учитываются выплаты, не относящиеся к оплате труда, в том числе материальная помощь. Суд считает необходимым применить по аналогии данное Положение, поскольку иной порядок исчисления заработка отсутствует.

Таким образом, сумма доплаты к пенсии должна быть исчислена в размере 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий ( 58457 рублей 49 копеек ), что составит 32151 рубль 62 копейки.

Поскольку заявление Афоничевой Г.Л. о назначении ей доплаты к пенсии зарегистрировано хххх года, что не оспаривается истицей, задолженность по доплате должна быть взыскана за период с хххх года по хххх года включительно, что составит 295587 рублей 47 копеек( 289364,58 руб. за 9 мес. + 6222, 89 руб. за 6 дней октября).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Взыскать с администрации ... района за счет средств бюджета ... района в пользу Афоничевой Г.Л. задолженность по доплате к пенсии в сумме 295587 рублей 47 копеек за период с хххх года по хххх года включительно.

Обязать Администрацию ... района за счет средств бюджета ... района выплачивать Афоничевой Г.Л. ежемесячную доплату к пенсии в размере 32151 рубль 62 копейки, начиная с хххх года.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

.

Судья Е.Э.Васильева