Дело № 2-76/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Липин Бор 26 апреля 2011 года
Судья Вашкинского районного суда Вологодской области Васильева Е.Э.,
при секретаре Лучиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Монтажвод-сервис» об обязании обеспечить нормативную очистку сточных вод в озеро Белое и провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды,
у с т а н о в и л :
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к ООО «Монтажвод -сервис» об обязании обеспечить нормативную очистку сточных вод в озеро Белое и провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды.
В обоснование иска указал, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Монтажвод - сервис» не соблюдаются требования природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства. В соответствии с п.3.3 Устава ООО «Монтажвод - сервис», основными видами деятельности общества является сбор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Для осуществления основных видом деятельности ООО «Монтажвод - сервис» эксплуатирует следующие объекты: 2 здания канализационных очистных насосных станций, водопроводные и канализационные сети, здание водоочистных сооружений. Данные объекты используются на основании договора <номер> аренды муниципального имущественного комплекса, предназначенного для организации бесперебойного круглосуточного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения с. Липин Бор, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вашкинского района от <дата> года.
ООО «Монтажвод - сервис» осуществляет сброс сточных вод в водный объект- озеро Белое через четыре выпуска на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от <дата> <номер>, в пункте 10 которого установлены пределы максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах. Перед выпуском вода проходит через отстойники (последовательно 8 штук), затем через поля фильтрации. В 2009 году было сброшено 73,2 тыс. куб. м. сточных вод.
В соответствии со ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивают выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению окружающей среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Той же статьей установлено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В Российской Федерации поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно ч. 4 ст.35 Водного Кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должны превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с требованиями, установленными Санитарными правилами и нормами «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00 ( далее - СанПиН), утвержденными Главным государственным санитарным врачом 22.06.2000 г., для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты ( ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не буду превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м. от места выпуска.
Через выпуски в поверхностные водные объекты ООО «Монтажвод - сервис» сбрасывает сточные воды с превышением максимальных допустимых концентраций загрязняющих веществ, что подтверждается результатами производственного контроля, находящимися в материалах, приложенных к исковому заявлению.
По результатам анализов сбрасываемых сточных вод через 4 выпуска в 2010 году были установлены превышения максимальных концентраций по нормативам цветности, мутности, железа, сульфатов, взвешенных веществ, ОКБ, ТКБ, ОМЧ.
Данные свидетельствуют о систематическом и длительном загрязнении водного объекта - озеро Белое со стороны ООО «Монтажвод-сервис».
Из указанного следует, что ООО «Монтажвод - сервис», сбрасывая через выпуски сточные воды без достаточной их очистки, нарушает ст.ст. 3,22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.п.1,2,5 ч.2 ст.39, ч.ч. 1,4 ст. 44, ч.2 ст.55, ч.6 ст.56, ст.69 Водного кодекса РФ, ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.1.1 СанПиН 2.<дата>-00, так как сточные воды после очистки сбрасываются с превышением пределов допустимых концентраций загрязняющих веществ по указанным выше компонентам.
За допущенные нарушения ООО «Монтажвод - сервис» <дата> года было привлечено к административной ответственности Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области по ст.7.6 КоАП РФ.
В соответствии с п.4 ст.41 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Учитывая, что ООО «Монтажвод - сервис» осуществляет деятельность с <дата> года, у хозяйствующего субъекта было достаточно времени для доведения до нормативной очистки сбрасываемых сточных вод. Однако обязательные требования закона ООО «Монтажвод - сервис» до сих пор не исполнены, превышения нормативов допустимых сбросов фиксируются постоянно.
Превышение пределов допустимых концентраций и неприятие ООО «Монтавож -сервис» мер к устранению причин такого превышения свидетельствует об отсутствии надлежащего производственного контроля за составом сточных вод, качеством воды водного объекта, что должно обеспечиваться организациями, предприятиями, являющимися водопользователями, в соответствии с п.7.2 СанПиН 2.1.5.980-00.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе за использованием и охраной водных объектов, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ( п.5.1.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.2004 г. в ред. Постановления Правительства № 191 от 28.03.2010г.). Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является Управление Росприроднадзора по Вологодской области, поэтому Управление привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В соответствии с п.п.5.6.1., 5.6.4. Положения «О федеральном агентстве водных ресурсов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 282 (в редакции постановления Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 649), отдел водных ресурсов по Вологодской области Двинско-Печорского бассейнового водного управления осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, разработку и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов, в связи с чем Отдел привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Сброс недостаточно очищенных сточных вод в озеро Белое не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»), что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среды в будущем.
Поскольку сброс загрязненных сточных вод ООО «Монтажвод - сервис» влечет к поступлению с объемом сточных вод завышенного количества загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Действиями ООО «Монтажвод - сервис» нарушены права Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст.35 Водного кодекса РФ все водные объекты являются государственной собственностью, поэтому загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов.
На основании статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник (Российская Федерация) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации – населения Вологодской области, проживающего в районе расположения акватории указанных водных объектов, а также лиц временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно) нарушены, поскольку негативное влияние на водный объект загрязняющих веществ ведет к затруднениям в водопользовании указанных поверхностных водных объектов в целях: питьевых (которые согласно Водному кодексу РФ являются приоритетными) и рыбохозяйственных ( так как согласно ст.24 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом).
Кроме того, ООО «Монтажвод - сервис» осуществляет водоснабжение населения с. Липин Бор Вашкинского муниципального района.
Водоснабжение юридических и физических лиц с. Липин Бор осуществляется из поверхностного водного объекта - реки Боровка Вашкинского района, через водозаборы <номер> (<адрес>) и <номер> ( <адрес>). Забор воды осуществляется на основании договоров водопользования <номер> от <дата> года и <номер> от <дата> года.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических ( профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Однако в ходе проверки было установлено, что ООО «Монтажвод - сервис» при осуществлении эксплуатации водопроводных сооружений обеспечивает население с. Липин Бор питьевой водой, не соответствующей гигиеническим нормативам качества.
Согласно протоколов испытаний проб водопроводной воды, отобранных в течение 2010 года, в с. Липин Бор наблюдаются несоответствия водопроводной воды гигиеническим нормативам по показателям: цвету, мутности, ОКБ, ТКБ, ОМЧ, что является нарушением п.1 ч.2 ст.19 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.4.3, 3.5.СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Данные факты свидетельствуют о неудовлетворительном качестве подаваемой населению питьевой воды.
За допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, ООО «Монтажвод - сервис» было привлечено ТО Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловском Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.4 ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Таким образом, имеет место нарушение прав потребителей, установленных ст. 19 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении.
В соответствии с требованиями п.5 ст.4 Федерального закона «О защите прав потребителей» в случае, если предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий данным требованиям.
Так, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.10740-1 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20) установлено: питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Таким образом, граждане как потребители, лишены возможности получать услугу питьевого водоснабжения соответствующего качества, что свидетельствует об ущемлении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор за водными объектами, используемыми для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжении; осуществлением эксплуатации централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, на территории Вологодской области является Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области ( п.6.1.1 Положения о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.01.2005 года № 10). В соответствии с п.1 Положения Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области ( далее - территориальное управление) осуществляет свою деятельность на территории Вологодской области непосредственно и через территориальные отделы, поэтому территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. К способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Нормы экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в силу обязательности их исполнения всеми юридическими лицами не могут оказывать влияние на экономическую, предпринимательскую деятельность, так как выполнение требований законности данной деятельности невозможно без исполнения требований норм экологического права. То есть спор, связанный с нарушением предприятием действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, не является экономическим, а возник в сфере экологических правоотношений.
В соответствии со ст.28 ГПК РФ).
Иск, заявленный прокурором в защиту неопределенного круга лиц, вытекающий из экологических правоотношений, согласно ст. 45 ГПК РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном суде.
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор просит:
1. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Монтажвод-сервис» в
срок до <дата> года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых через 4 выпуска в озеро Белое.
2.Обязать ООО «Монтажвод-сервис» в срок до <дата> года провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению с. Липин Бор Вашкинского муниципального района.
Помощник прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Екимова О.Н. в судебном заседании заявление поддержала в полном объёме по указанным в заявлении основаниям. Считает, что требования прокурора должны быть удовлетворены в срок, указанный в исковом заявлении, поскольку предоставление более длительного срока повлечет за собой непринятые мер к исполнению судебного решения.
Представитель ответчика – директор ООО «Монтажвод- сервис» Попов С.Н. по существу требования прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры признал в полном объёме, пояснил, что не согласен со сроками, указанными в исковом заявлении – до <дата> года, поскольку обеспечение очистки сточных вод и улучшение качества питьевой воды возможно в рамках долгосрочной целевой программы « Вода Вологодчины» на 2011 -2020 годы, в соответствии с которой Вакшинскому району должны быть выделены средства в 2012-2015 годах на строительство модульных очистных канализационных сооружений, и в 2012 году средства на реконструкцию очистных сооружений водопровода в с.<адрес> и строительство водовода и водозабора в д. <адрес>, строительство которого было прервано в 2007 году из-за нехватки средств.
Третье лицо - ТО Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области в судебное заседание не явилось, о дате, месте и времени рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, представило отзыв, в котором иск прокурора поддержало в полном объеме, указав, что сведения, полученные прокуратурой в ходе проверки, свидетельствуют о систематическом загрязнении ответчиком водного объекта- озера Белое. Сброс загрязненных сточных вод ООО «Монтажвод - сервис» влечет к поступлению со сточными водами завышенного количества загрязняющих веществ, что приводит к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда водному объекту. Действиями ответчика нарушены права неопределенного круга лиц, в частности населения Вологодской области, проживающего в районе расположения указанного водного объекта.
Третье лицо - ТО Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (Роспотребнадзор) просит дело рассмотреть в отсутствие его представителя, иск прокурора поддерживает.
Третье лицо - Отдел водных ресурсов Двинско-Печорского бассейнового водного управления по Вологодской области просит дело рассмотреть в отсутствии своего представителя, представил отзыв, в котором исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в части устранения нарушении требований водоохранного законодательства РФ – обеспечение нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект- озеро Белое.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что в результате нарушения ответчиком природоохранного законодательства систематически и длительное время происходит загрязнение водного объекта - озера Белое. Фактические концентрации загрязняющих веществ на выпусках сточных вод ООО «Монтажвод – сервис» в озеро Белое превысили в 2010 году величины максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, определенные в решении о предоставлении водного объекта в пользование.
Несоблюдение ответчиком условий использования поверхностного водного объекта в части качества отводимых сточных вод является нарушением статей 22,23, п.п. 1,2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п.2 части 2 статьи 39, п.4 статьи 35 и п.6 статьи 56 Водного кодекса РФ.
ООО Монтажвод-сервис» при осуществлении эксплуатации водопроводных сооружений обеспечивает население с. Липин Бор питьевой водой, не соответствующей гигиеническим нормативам качества.
Граждане как потребители лишены возможности получать услугу питьевого водоснабжения соответствующего качества, что свидетельствует об ущемлении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Судом принимается признание иска ответчиком по существу заявленных требований, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с п. 9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины.
В силу части 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Суд считает необходимым обязать ответчика выполнить требования прокурора в сроки, указанные в исковом заявлении. Вместе с тем, разъясняет ответчику право обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в соответствии со ст.203 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л :
Исковые требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Монтажвод - сервис» в срок до <дата> года обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых через четыре выпуска в озеро Белое.
Обязать ООО «Монтавод-сервис» в срок до 31.12.2011 года провести комплекс мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению с. Липин Бор Вашкинского муниципального района.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Монтажвод-сервис» государственную пошлину в размере 8000 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано сторонами в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2011 года.
Судья Е.Э.Васильева.
.
.